“Может быть, это и великое произведение искусства, но это не мое”.
– Логично? – Абсурдное донельзя.
Абсурдное донельзя… О да, нельзя. Хорошо это или плохо – но нельзя, вернее, невозможно жить в этом мире и быть от этого мира абсолютно независимым, абсолютно от этого мира быть изолированным. Увы, также нельзя, вернее также невозможно, быть настолько своеобразной личностью, чтобы существовало что-то в этом мире, с чем невозможно было бы найти точки соприкосновения ... |
Как сложно порой снять маску…
Приведенная выше фраза, была произнесена в Эрмитаже в г.Санкт – Петербурге случайным человеком, проходившего пред великим шедевром Рафаэля Санти “Модонна Конестабиле” (1503 г.), рядом со мной и пред множеством моих воспитанников – юных художников, приехавших в прошлом голу в весенние каникулы увидеть эти прекрасное творение. Произнеся фразу, он тут же встретился с взглядом мальчишек и девчонок, непонимающих столь суровое заявление от взрослого человека. Их взгляд выражал все: тревогу за будущее человечества, если оно потеряет веру в прекрасное, чувство непонимания, чувство безысходности…
…И вдруг в ответ раздался тоненький голосок маленького взлохмаченного паренька, отвергнувшего все “за” и “против” этого утверждения: “Вам не нравиться? Значит, Вы не доросли до Этого!”… И это сказал маленький ребенок взрослому человеку!.. Как верно он подметил, отражая в своих словах недетскую истину. Он даже не знал, что он еще раз вывел формулу Ницше, согласно которой “это не нравиться мне”, потому что “Я не достиг этого”.
Конечно, можно объявить свой вкус безупречным и на основании этого мнения свои приравнять к истине в последней инстанции. Конечно, можно попытаться поставить себя в центр этого мира и попытаться заставить мир вращаться вокруг себя. Можно попытаться. Даже можно внушить себе, что это тебе удалось. Но можно попытаться, можно внушить, можно даже заставить других вполне искренне повторять подобное заявление: “Может быть, это и великое произведение искусства, но это не мое”. Однако еще никому не удавалось такими фразами изменить не только мир, но и художественные достоинства произведения, с которого все это и началось…
… “Это не мое…” Как не согласились с этим маленькие художники… И снова как эхо в ответ, услышал уходящий случайный прохожий обрывки детских фраз: “Красота…”, “Добро…”, “Младенец…”, “Чудо…”, “…Чистому лику Мадонны вторит нежный весенний пейзаж”... И тут он остановился, задумался и подошел к детям.
Как же если не в споре рождается истина?.. Девчушка повзрослей, подняв свои большие серые глаза, произнесла: “Вы, наверное, боитесь, признаться что, Вам это нравиться или увидев эту красоту, Вы сопротивляетесь Ей!” А кто-то сказал: “Вы боитесь Нового!” …И снова чье – то замечание: “Вы защищаетесь изнутри, не пускаете к себе это Чудо!”.. И много других посыпалось детских фраз в ответ случайному прохожему, все высказывания я не запомнила. Но суть в них была одна…
Что же в душе, испытывает этот случайный человек? Самодостаточность? – Нет, скорее самодовольство. Скорее “кайф” от своего отнють не высокого уровня вкуса, уровня сознания. Скорее боязнь нарушить свой костенелый, как болото устоявшийся внутренний мирок каплей чего-то нового…Вероятно, стоит сначала определить: а надо ли? Замкнутая стабильность – состояние далеко не самое плохое; к тому же настолько удобное, настолько комфортное, что разрушив его, не пожалеете ли о нем после? Оправдывает ли ожидания то, что за пределами ныне воспринимаемого мира находится? Кроме того оболочка, от внешнего мира защищающая, защита – каких мало: полученные непривычные впечатления не всякому могут оказаться “по зубам”.
“Вы не правы, это всего лишь … картина!” - вторил прохожий. “Нет! Вы только посмотрите…”– не унимались мои художники…
Как сложно выйти этому человеку из “своего вакуума”. Для него это страшный момент: из своего “мирка” я вышел, вокруг меня много-много разных, не похожих друг на друга миров, ни в один из них не войти просто так, без каких либо усилий, а я стою и задыхаюсь в “межмировом вакууме”. И первое желание вернуться обратно. И кто-то спешит осуществить желание это. Но кто-то спешит к одному из других миров и рвет его защитную оболочку.
“Для того чтобы написать прекрасную женщину, надо было художнику видеть много прекрасных женщин, но так как прекрасных женщин мало, то Рафаэль взял себе некую идею…” – прервали мо мысли чьи-то детские слова…
Мы говорим о технологиях, о методах и приемах обучения, о информатизации… Но учим мы искусству в пределах школы…Но мы лишь закладываем основы жизни. Красоте нужно учить среди красоты! Лишь истинная атмосфера прекрасного, лишь истинное общение с искусством и вдруг фраза случайного прохожего смогли мне показать, как я научила своих воспитанников, нет, не теории и практике изображения. А как я заложила основы для их жизни. Что дали мои уроки добра и красоты? А именно любви и интересу к искусству, к прекрасному, восхищению. “Красивые” ответы на уроках, это ничто по сравнению с настоящим душевным состоянием маленького человека, Если душа его добра – то он поведет за собой, делясь своими ценностями с миром. Красивый душой человек никогда не совершит злой поступок, он будет носителем добра. Ведь именно доброе начало в человеке – так важно в нашем мире. Я – это путь, это дорога, ведущая к доброте, познанию, умению видеть красивое…
… Я стояла и молчала, интересно было наблюдать, как мои воспитанники доказывают, мыслят, утверждают в беседе с человеком, пришедшего извне. Вот ситуация, как утверждает педагогика, на уроке должны быть активными дети, а учитель это проводник. Вот она истинная модель обучения: создать атмосферу, истинные условия, где бы ученик непроизвольно, сам того не видя и не заставляя себя, с интересом, вовлекался в процесс обучения, как в данной ситуации. Вот она проблема! Вот оно обучение!
Случайный прохожий сначала пытался с ними спорить, а потом лишь по доброму улыбаясь смотрел то на меня, то на моих детей. А мои питомцы не унимались. Они доказывали, доказывали, доказывали…
Кто здесь ученик, а кто учитель?.. Я, дети или случайный прохожий?.. Мысль детей работала!.. Моим воспитанникам не ставилась задача как на уроке учителем. Они сами, того не осознавая, провели анализ содержания и образного языка произведения, определили вид и жанр изоискусства, рассказали об истории написания картины, выразили собственное отношение к воспринятому художественному образу. И при этом учителем не ставилась проблема, они сами поставили ее для себя и провели все возможные пути решения ее. Такое обучение я ценю сильнее! Создание истинной атмосферы! Вот она истинная Мотивация! Вот она Цель! Вот она Актуализация Знаний! Вот и новый материал! Вот она Рефлексия! Прохожий сказал: “Я подумаю над тем, что Вы рассказали, может быть, пересмотрю свое мнение!” Пусть “может быть”, но все же... “я подумаю”. Мои маленькие художники- искусствоведы доказали, и показали страннику дорогу красоты, были сами проводниками.
…И тут, мы заметили, что возле нас остановились и другие слушатели и что наш экскурсовод давно ушел с основной группой, а мы только были еще в начале экскурсионного маршрута по Эрмитажу. Пусть моим воспитанникам не удалось посмотреть все, что хотел предложить нам экскурсовод, но это не важно! Я увидела как мои дети “болеют” за искусство, я увидела чему, их научила. Я увидела, что они этим могут заинтересовать и других!
Наверно, это и была проверка для моих учеников свыше. Случайный человек…Случайная фраза…А может неслучайный человек и неслучайная фраза?
А что же, если действительно, это “не мое”, то как же?..