Цели:
- выяснить, как нужно читать слова с разделительным Ъ;
- выяснить, какие звуки обозначает гласная буква, стоящая после Ъ;
- развивать фонематический слух, речь учащихся; вызвать желание быть честным.
Оборудование: карточки со словами.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Уплотненный опрос.
А) Три ребенка у доски готовятся к ответу, пока идет работа со стихотворением Ю. Коваля.
– Составьте звуковую схему слов:
1 чел. – ЯСЛИ,
2 чел. – МОЕТ,
3 чел. – СЕМЬЯ.
Б) Чтение стихотворения Ю. Коваля и беседа по прочитанному (с. 204).
– Что такое метель?
МЕТЕЛЬ – сильный ветер со снегом.
1. Прочитайте стихотворение Ю. Коваля.
2. Выборочное чтение.
– Найдите слова, которые обозначают, что делали метели.
МЕТЕЛИ
ЛЕТЕЛИ
МЕЛИ
СВИСТЕЛИ
ХВАТАЛИ
МОТАЛИ
ПЛЕЛИ
(На доске вывешиваются таблички со словами, которые называют ученики)
– Прочитайте с доски, так что же делали метели?
– Зачем они это делали?
(Метели из снега сугробы плели.)
3. Проверка звуковых схем.
Вывод. Когда буквы Я, Ё, Е, Ю обозначают два звука? (Если буквы Я, Е, Ё, Ю стоят в начале слова или после мягкого знака, то они обозначают два звука)
Схематическое обозначение вывода:
II. Изучение нового материала.
1. Формулирование проблемы.
–Узнаем, когда ещё гласные буквы обозначают два звука.
2. Наблюдение.
– Составьте звуковую схему слов СЕЛИ, СЪЕЛИ.
– Подпишите буквы под звуковой схемой.
– Сравните написание слов и звуковые схемы.
– Посчитайте количество звуков и букв в этих словах.
– Почему в слове «СЪЕЛИ» звуков и букв одинаковое количество, ведь буква Ъ звука не обозначает?
Вывод. Сколько звуков обозначают гласные буквы после разделительного Ъ?
– Когда гласные буквы обозначают два звука?
– Гласные буквы обозначают два звука после гласной, разделительный Ъ и Ь.
3. Чтение слов с разделительными Ъ и Ь .
– Как нужно читать слова с разделительными Ъ и Ь?
– Прочитайте слова:
СЪЕМ
СЪЕШЬ
СЪЕДЯТ
СЕЛ
СЪЕЛ
4. Чтение рассказа Л.Н.Толстого « Правда всего дороже»
1. Подготовка к чтению.
– Прочитайте название рассказа. Согласны ли вы с ним?
_ Предположите, о чем будет рассказ.
– Попробуйте объяснить значение слова «правда».
– Обратимся к Толковому словарю под редакцией Ожегова.
ПРАВДА – 1) то, что на самом деле. 2) порядок, основанный на справедливости, честности.
2. Чтение рассказа учителем.
– Послушайте рассказ и подумайте, в каком значении употреблено слово «Правда».
–Представьте себя на месте мальчика. Как бы вы поступили?
(Разрешение ситуации)
3.Чтение рассказа по цепочке.
4.Чтение рассказа по ролям.
III. Чтение стихотворения Орлова «Что написано в тетрадке?»
1. Чтение стихотворения учителем.
2. Чтение стихотворения детьми.
– О ком говорится в этом стихотворении? (О маленьком мальчике)
– Почему вы так решили? (Он еще не умеет писать и читать, но очень хочет научиться это делать)
– Как вы думаете, что написал мальчик? (Наверное, он и сам не знает, что написал)
– Почему мальчик считал, что он действительно написал? (Он видел, как пишут взрослые и решил скопировать процесс письма)
– Какое чувство у вас вызывает это стихотворение? (Светлое, чувство умиления)
IV. Итог урока.
Когда гласные буквы Е, Я, Ё, Ю обозначают два звука?