Большинство взрослых людей – родители. Ну, конечно кто-то врач, кто-то инженер, строитель, педагог, рабочий или писатель, но все равно, человеку всегда важно состояться в роли родителя. Что такое родительство? Профессия, призвание, долг, удача, личное дело каждого человека?
Кто же такой современный компетентный родитель? Тот, у которого нет проблем? Тот, у кого идеальный послушный ребенок отличник? Если считать такое определение правильным, надо расписаться в своей полной неспособности влиять на то, что происходит со всеми остальными детьми, которых большинство. Тогда надо признать, что многие плохие родители, а кому же это приятно?
Специалисты всего мира сходятся на другом определении.
Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое.
Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться.
Но для того чтобы растить ребенка не принято учиться, считается, что человек, став взрослыми, должны и так все уметь…
В условиях отсутствия системы родительского образования, воспитывая ребенка, родители используют свой личный опыт.
Ребенок интуитивно ищет защиты в семье. Поэтому родители должны научиться понимать его трудности и проблемы, реализовывать на практике не оценивающее, а поддерживающее общение с ребенком.
Несмотря на большой выбор литературы по вопросам развития и воспитания ребёнка дошкольного возраста, современные родители в большинстве остаются педагогически и психологически не грамотными. Они мало что знают о возрастных особенностях развития ребёнка, его потребностях, значении игры в дошкольном возрасте, не умеют общаться и играть с детьми. Дошкольное детство многие родители рассматривают всего лишь как подготовку к школе, а не важный и полноценный этап жизни человека.
Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).
Таким образом, мы педагоги детского сада, должны помочь в повышении компетентности родителей в вопросах ДРО.
В нашем МДОУ «Детский сад № 4» г. Соликамска сложилась система работы с родителями, которая способствует формированию позитивных ДРО.
Целевая группа: дети 5 – 7 лет и их родители.
Участники: заместитель заведующего по ВМР, музыкальный руководитель, педагог – психолог, воспитатели.
Цель: формирование позитивных детско – родительских отношений в условиях ДОУ.
Задачи:- провести исследование детско – родительских отношений (исследование межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» с точки зрения родителя, ребенка);
- организовать психолого – педагогическое просвещение родителей по проблеме ДРО;
- организовать тренинг детско-родительских отношений;
- закрепить у родителей навыки построения позитивных детско-родительских отношений в процессе организации совместной музыкально – театрализованной деятельности.
Таким образом, для нас компетентный родитель в вопросах позитивных ДРО это:
- обладающий готовностью к формированию позитивных ДРО;
- обладающий знаниями об особенностях ДРО, возрастных особенностиях психологии ребенка;
- имеющий опыт позитивных ДРО;
- обладающий эмоционально – волевой регуляцией процесса взаимодействия и способностью к рефлесии своего отношения к ребенку.
Система работы по формированию ДРО была апробирована в течение 2007 – 2008 учебного года.
Работа состояла из трех этапов.
I этап. Диагностический (сентябрь).
На этом этапе педагог-психолог проводит исследование ДРО, определяет уровень знаний родителей о своем ребенке.
Проблемы в детско – родительских отношениях были выявлены в 75 % семьях.
Диагностика ДРО сводится к решению двух основных задач, в соответствии с которыми осуществлялся выбор методик:
- Исследование межличностных отношений в системе «родитель - ребенок» с точки зрения родителя.
- методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В.Столин);
- опросник «Анализ семейных взаимоотношений» В.В. Юстицкис, Э.Г.Эйдимиллер;
- тест «Как мы общаемся с ребенком» В.А. Петровский.
- Исследование межличностных отношений в системе «родитель - ребенок» глазами ребенка.
- «Рисунок семьи» В.К. Лосева;
- «Динамический рисунок семьи» Р.Бернс, С.Кауфман;
- проективная игра «Почта» модификация теста Е.Антони, Е.Бине;
- проективная методика Р.Жиля.
Основные причины неэффективного родительского отношения:
- педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
- ригидные (однажды принятые способы мышления и действий от которых трудно отказаться) стереотипы воспитания;
- личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;
- влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком
II этап. Основной (октябрь - апрель).
На этом этапе параллельно используются следующие формы работы с семьей:
- Стендовая информация проблеме воспитания и взаимоотношений с ребенком в семье.
- Тренинг детско – родительских отношений «Гармония».
- Совместная музыкально – театрализованная деятельность родителей с детьми.
Чем обусловлен выбор:
- неоспорим тот факт, что необходимо психолого – педагогическое просвещение родителей;
- исследователи обращают внимание, что для развития детско-родительских отношений необходимо использовать тренинг.
- для закрепления навыков позитивных ДРО наиболее перспективным направлением работы является музыкально-театрализованная деятельность в рамках проведения традиционных праздников и развлечений:
- во первых, организация праздников и развлечений – это традиционная составляющая деятельности педагогов в ДОУ, следовательно, не возникает дополнительной нагрузки для воспитателей м музыкального руководителя;
- во – вторых, музыкально – театрализованная деятельность сама по себе позитивно эмоционально окрашенная деятельность;
- в третьих, не возникнет вопрос о 100% посещении родителями мероприятий т.к., на праздники родители всегда приходят.
С октября по апрель воспитателями проводятся индивидуальные, подгрупповые консультации; презентуется стендовая информация об особенностях ДРО.
Параллельно педагог психолог проводит тренинги гармоничных ДРО.
Для приобретения и закрепления навыков позитивных ДРО музыкальный руководитель и воспитатели организуют и проводят праздники и развлечения с учетом того, что родители на данных мероприятиях не пассивные зрители, а активные участники.
III этап. Контрольно-оценочный (май).
На этом этапе педагог – психолог вновь диагностирует родителей и детей с целью анализа произошедших изменений в ДРО.
В ходе работы получены следующие результаты:
- создан банк информации по проблеме ДРО;
- апробирован тренинг ДРО «Гармония»;
- создан перспективно - тематический план совместных праздников и развлечений, разработаны сценарии;
- анализ полученных результатов убедил нас, что произошли существенные изменения в детско-родительских отношениях: на низком уровне детско-родительских отношений осталась одна семья из семнадцати; 6 семей перешло на высокий уровень детско-родительских отношений; 10 семей - на средний уровень.
Таким образом, система работы по формированию у родителей компетентности в детско – родительских отношениях позволила установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми, способствовала закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях.
Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях дошкольного возраста, о формах и методах детского воспитания, способствовали значительному улучшению детско-родительских отношений.
В заключении хотелось бы особо отметить результат, который мы не прогнозировали: на качественно новый уровень поднялись взаимоотношения родителей с педагогами. Родители стали активнее участвовать в образовательном процессе, с желанием и позитивным отношением откликаются на просьбы со стороны воспитателей, администрации детского сада.