Урок-проект требует определенной подготовки, как учителя, так и учеников. Обычно заранее надо определить место такой формы урока в календарно-тематическом планировании. Учитель точно должен знать, что он хочет иметь в итоге: определенную сумму знаний, сформированное отношение к какой-либо проблеме, умение работать в коллективе, умение вести дискуссию. Но в результате все-таки должен быть получен наглядный результат работы учащихся. Это может быть буклет, плакат, рукописный журнал, в создании которого внес вклад каждый ученик класса, а сейчас появилась возможность делать по результатам работы такого урока презентации.
Этапы работы над проектом
Этап подготовительный.
До начала работы над проектом:
- учитель биологии планируют работу в проекте: количество и даты проведения соответствующих уроков;
- учитель биологии создает презентацию для выявления представлений и интересов учащихся;
- вырабатываются критерии оценки ученических работ для последующего совместного обсуждения с участниками проекта;
- создаются контрольные листы прогресса ученика, группы в ходе работы над проектом;
Этап I. Введение.
(начинаем работу над проектом)
- Презентация проекта учителем:
- Вводная презентация учителя. Ответы учеников на поставленные в презентации вопросы
- Формирование групп учеников с учётом их интересов и учебных потребностей для учебной исследовательско-поисковой работы: «Аналитики», «Биологи», «Медики», «Статисты»,
- «Мозговой штурм» в группах: выбор проблемного вопроса для исследования каждым учеником в группах.
Этап II. Основной.
(работа в группах)
- Составление учениками плана работы в группах:
- изучение учениками критериев оценки отчетных работ;
- распределение ролей в группах, составление коллективного календаря проекта;
- начало оформления портфолио каждым учеником и портфолио групп.
- Выбор формы представления работы.
- Анализ проблемных вопросов, формулировка тем исследований, выдвижение гипотез, определение целей исследования.
- Просмотр презентации об авторском праве, правилах цитирования источников.
- Поиск информации по теме исследования.
- oбсуждение полученной информации, работа с контрольными листами самооценки (индивидуальной и в группах), оформление портфолио;
- взаимный обмен информацией и анализ информации, полученной группами, координация совместной работы над проектом группой «Аналитики». Возможна корректировка гипотез, целей. Предложения для исследовательской работы групп;
- Подготовка отчетных работ учениками.
- Обсуждение предварительных результатов исследований. Взаимообмен информацией. Координация работы группой «Аналитики». Сотрудничество и взаимопомощь групп. Помощь в формулировке гипотез, целей исследования и полученных результатов в группах для достижения ответа на основополагающий вопрос проекта.
- Подготовка отчетов к защите. Подготовка выступления группы. Оформление портфолио ученика и группы. Создание сценария защиты группой «Аналитики». Представление и обсуждение сценария с другими группами.
Этап III. Заключительный.
(защита проекта)
- Защита проекта: презентация итоговых работ групп; оценка работ учеников и группы в целом;
- формулирование ответов на проблемные вопросы и ОПВ проекта;
- подведение итогов работы над проектом учителями биологии и информатики;
- выступления приглашенных; объявление благодарности наиболее отличившимся участникам проекта;
Рефлексия.
Содержание | Взаимодействие учителя и ученика | Работа учащихся |
I. Орг. момент | ||
Учащиеся настраиваются на урок. | ||
II. Актуализация знаний (2 мин.) | ||
Основополагающий вопрос «ГМО: путь к изобилию или шаг в пропасть?» | Учащиеся отвечают на вопросы анкеты. |
Записывают в тетрадь тему урока. |
III. Изучение нового материала (20 мин.) | ||
1. Погружение в тему: Мозговой штурм. 1) «Я ем для того, чтобы жить, а не живу для того, чтобы есть», вы с этим согласны? 2) Вы согласны с тем, что пища оказывает влияние на здоровье населения планеты? 3) Что обеспечит население продовольствием? 4) Ваше отношение к ГМО. |
Беседа учителя с демонстрацией слайдов. Учащиеся слушают и отвечают на вопросы учителя: Актуальна ли эта тема? Имеет ли она отношение к каждому из вас? |
Учащиеся слушают, а затем обсуждают вопросы вместе с учителем |
2. Проблемные вопросы
группам: 1) Что такое ГМО? Как они создаются? 2) Выясните отрицательное влияние ГМО на здоровье человека. 3) Выясните положительное значение ГМО и преимущества трансгенных продуктов. 4) Пища будущего: натуральная или синтетическая? (Выводы) (10 мин.) |
Пользуясь дополнительными материалами постараться раскрыть проблемный вопрос. Оформить отчет на листе ватмана. Подготовиться к защите своего мнения по данному вопросу. Работа в парах. |
Учащиеся работают с текстами, обсуждают вопросы, делают записи, готовят отчет для представления классу. Учитель помогает, консультирует. |
IV. Рефлексия (3 мин.) | ||
Защита проектов: 1 группа – ГМО (слайды 5-7) Слайд 8? (вопрос) 2 группа – ГМО против (слайд 9) 3 группа – ГМО за (слайд 10) |
Учащиеся делают сообщения по своему проблемному вопросу, с демонстрацией презентации. |
Дискуссия. |
V. Подведение итогов (3 мин.) | ||
Выводы по теме проекта делает
4 группа с учетом анкетирования. |
Подводят итоги. | |
VI. Домашнее задание (1 мин.) | ||
Подготовить презентацию на тему «Биотехнология вокруг нас». | Учитель говорит домашнее задание. | Учащиеся записывают в дневник. |
Этапы работы по проекту:
- Подготовительный: выбор темы, определение цели, методов работы, распределение обязанностей, презентация результатов.
- Основной этап: сбор информации, организация интервью, координация действий участников.
- Этап подведения итогов: анализ полученных результатов, их оформление, выводы, их аргументация. Защита проекта, представление заключительного отчёта.
- Оценка процесса и результатов деятельности участников проекта: Оцениваются: актуальность темы, целеполагание, уровень самостоятельности, способность к коллективному творчеству, завершённость проекта, результаты, их представление.