В детстве я обожала слушать сказки. Мне их рассказывала моя бабушка, многие сказки она сочиняла сама. После смерти бабушки сказок стало меньше, но я сама стала сочинять. В зависимости от своего настроения, я представляла себя тем или иным героем: то я была Красной шапочкой, с её наивностью или кровожадным волком, то принцессой из "Бременских музыкантов", или скромной и послушной Золушкой. Я была заворожена теми таинственными образами, которые создавало моё воображение, во время прослушивания сказок. Затем с сестрой или с подругой проигрывали их, используя реквизит из бабушкиного сундука. Декорации к спектаклям придумывали и рисовали сами.
И сейчас мне бесконечно жаль, что очень многим детям, а с этим я столкнулась в своей практике, родители не читали сказок. Они не верят в Деда Мороза, оттого страдает воображение. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся грусть, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка? Дети, с которыми я работаю, особенно нуждаются в них, так как оказались в приюте, потеряли семью, родителей, некоторые и надежду.
И здесь мы можем применить элементы психодрами и сказкотерапии. В работе с детьми техники психодрамы в «чистом» виде применять сложно, так как многие дети не всегда готовы открыто обсуждать проблему, источник тревоги или же не осознают их. В таких случаях можно применить элементы сказкотерапии, применительно к той ситуации, в которой ребёнок находится. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Вот, например, сказка "Случай в волшебном лесу".
Сказка была написана для девочки, оказавшейся в похожей ситуации. Направленность: Страх. Неуверенность. Чувство одиночества. Проблема адаптации.
Ключевая фраза: "Я никому не нужна, меня никто не любит, хочу домой".
Случай в волшебном лесу
В большом волшебном лесу жило много разных зверей. Каждый занимался своим делом: кто-то работал в лесной школе, садике для маленьких детей, некоторые звери трудились на производстве. Всё выглядело почти как у людей. Жизнь кипела, и всем было хорошо.
Семья зайцев была самая счастливая. Папа Умник работал таксистом: развозил зверей по лесу, кого на работу, кого в больницу, кинотеатр, кафе… Было у них пятеро детишек: старшая доченька Капризка, сын Послушник, дочки Веселинка, Грустинка, Кроха. Жили они в красивой уютной норе из семи комнат. Мама готовила вкусную еду, все вместе весело ужинали. Утром старших детей папа отвозил в лесную школу, а младшенькую в садик, где были другие дети: бельчата, медвежата, волчата и даже котята, кого только не было. А по выходным семья ходила в гости к друзьям, родственникам. Посещали лесной кинотеатр, кафе, отмечали вместе праздники, дарили подарки. Никто не знал о существовании зла в волшебном лесу.
Но, откуда ни возьмись, большой лес стали посещать странные пришельцы, которые угощали местных жителей каким-то зельем, от которых тем становилось весело, пропадала память. Они забывали всё: своих детей, родственников, не ходили на работу, а некоторые вовсе пропадали. Отец семейства белок погиб, несмотря на все усилия лесных докторов. Стало неспокойно в большом лесу: зайчата ожидали с тревожностью прихода с работы отца, ведь он иногда стал задерживаться и приходил какой-то странный, злой, перестал играть с детьми, кричал на маму зайчиху. Так продолжалось полгода, однажды он вовсе не пришёл. Дети ждали его долго, мама искала везде, но так и не смогла найти отца зайчат. Семья несколько недель находилась в полной растерянности, не зная как дальше жить, что делать.
В одно прекрасное утро почтальон Сорока принёс зайчихе письмо от папы зайца, в котором тот сообщил, что ушёл к другой зайчихе. Узнав о предательстве отца, Капризка устроила разгром в своей комнате: перебила все подарки, подаренные ей отцом, но ей становилось только хуже. Послушник с Веселинкой помогали маме зайчихе, ведь теперь ей приходилось работать до ночи. Зайчата редко виделись с мамой, Грустинка с Крохой плакали, дома уже не пахло вкусной едой, кашой из капусты и моркови, кончились припасы самого любимого клюквенного сока. Капризка пропускала уроки, хотя никто этого не замечал. Все члены заячьей семьи испытывали чувства одиночества, тревоги и отрешённости.
В один из дождливых дней мама зайчиха не вернулась домой: зайчата всю ночь проплакали, но выходить из норы боялись, ведь звери в лесу стали злыми и могли напасть и съесть их. Так они просидели три дня голодные и грязные, ведь некому было искупать маленьких зайчат, приготовить им еды.
Белочка соседка заметила, что давно из норы никто не выходит, пришла проведать, вдруг что случилось, так как её муж тоже попробовав зелья, пропал. Узнав о случившемся, она немедленно сообщила в лесной департамент, откуда немедленно прибыла помощь. Зайчата были напуганы до смерти и ослаблены, им нужна была срочная медицинская и психологическая помощь. Они не хотели уезжать, а вдруг мама зайчиха придёт домой, там никого нет. Соседка белка обещала малышам разыскать маму зайчиху.
Так они попали в большую лесную больничку, где их накормили, искупали. Через недельку зайчата были здоровые, но грустные, им хотелось скорее попасть домой, обнять маму, папу. Каждый день ждали они своих родителей, но никто к ним не приходил. Так, и не дождавшись родителей, они поехали в другой лес, очень маленький, где находился радужный дом для зверят, потерявших родителей. Неспокойно было на душе у зайчат, как родители, что с ними? Что их ждёт в этом доме?
Встретил зайчат грозный Медведь - хозяин дома. От его взгляда у Грустинки мурашки по спине поползли, она прижалась к брату Послушнику. Медведь приказал бурундукам, зайчат отвести в отделение для новеньких, накормить и переодеть. «Что с нами будет?» - не переставала повторять Грустинка. «Замолчи!» - раздражённо отвечала Капризка.
Вот они и прибыли на место. Зайчат встретили шустрые белки в белых халатиках, поместили в уютных, тёплых комнатах, где было много игрушек, книжек. Там были зверята разного возраста. Послушник подружился с волчонком, Капризка с лисёнком Алисой, Кроха играла с енотиком Тошей, лишь Грустинка ни с кем не хотела дружить.
Пришёл день, когда они покинули свои комнаты и перешли в свои квартирки. Зайчат встретили мамочки Коровка и Кошка. Показали комнаты, где они будут жить временно, пока родители не найдутся. В радужном доме было тепло, светло и уютно. У каждого была своя уютная кроватка, кормили зверят вкусной едой. С утра взрослые ребята ходили в школу, а маленькие в радужный садик. Зайчата познакомились с другими детьми с волшебного леса, у которых родители пропали. Добрые мамочки всюду ходили с ними, перед сном читали им сказки, играли в разные игры, помогали решать домашние задания. Учителя в школе тоже с радостью встретили зайчат, подарили им красивые ранцы с учебниками и тетрадями, ведь свои они дома оставили. Зверята могли обратиться с любой просьбой к мамочкам, учителям и даже хозяину радужного дома Медведю. Он оказался совсем не сердитым, даже наоборот слишком добрым и заботливым. Интересовался каждым: учёбой, здоровьем, самочувствием, настроением, мог пожурить зверят за плохое поведение.
В один из январских морозных дней, к радужному дому подъехала карета, оттуда вышел папа заяц. Зайчата очень обрадовались встречи с отцом, его подаркам. Папа заяц познакомил зайчат со своей новой женой, отчего детям стало очень грустно, ведь они ожидали увидеть свою маму. Зайчатам стало понятно, что папа заяц их любит по-прежнему. Им не пришлось скучать долго после отъезда отца, к ним приехала соседка белочка, и сообщила приятную новость: «Нашлась мамочка зайчиха. Она лечится в лесной больничке». Зайчики были рады, тому, что мама жива, хотя и больна. «Она скоро выздоровет и заберёт нас домой» - с восторгом рассказывала Грустинка. Она перестала грустить, ведь о ней заботились мамочки, учителя, все работники радужного дома. И где-то в большом волшебном лесу о ней думала и скучала её мама. От этих мыслей ей становилось тепло в груди, и с улыбкой засыпала в своей мягкой постельке.
Вопросы для обсуждения:
- почему Капризка разгромила свою комнату?
- что делать, когда попадаешь в трудную ситуацию?
- стоит ли доверять незнакомым людям, которые предлагают свою помощь?
- какие чувства испытывали зайчата, их родители?
Что могут дать такие сказки детям: Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что они на его стороне и он не одинок со своей проблемой. В такой же ситуации могут оказаться и другие люди.
Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "не стоит терять надежды, за ночью всегда последует день».
В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.
В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.
- Страхи и тревоги по самым различным поводам.
- Трудности, связанные с адаптацией в новом коллективе.
- Чувство неполноценности.
- Проблемы, связанные с трудностями в общении.
Сказку можно разыграть следующим образом (Наталия Парамонова), если работа групповая. - Разогрев группы (короткие, энергетические и настраивающие на предстоящую работу упражнения).
- Какую сказку мы сможем сегодня разыграть?
Сначала собираем все предложения. Те, кто выдвигал идеи, пусть выйдут в центр и скажут, почему именно эту сказку хотят разыграть. А потом из всех сказок голосованием выберем одну. Предложите, например, участникам группы подойти и встать за спиной у того человека, к чьему выбору они присоединяются. Если за две сказки набирается примерно равное число голосов, можно дать возможность договориться тем, кто предложил эти сказки.
Проголосовать можно аплодисментами. - Припомним сказку.
Пусть тот, кто хорошо знает эту сказку, коротко ее перескажет. Мы все будем придерживаться одной версии сказки. - Разбиваем сказку на сцены.
«Итак, мы начнем с...» (еще раз повторяем порядок сцен). - Кто какие роли будет играть?
Если на одну роль претендуют несколько человек, можно: менять актеров в разных сценах, задействовать их по очереди; разыграть сказку дважды.
Интересно может получиться, если какой-то персонаж окажется один в двух лицах (его будут играть сразу два актера). Например, один играет героя, а другой — внутренний голос.
Если кто-то совсем не хочет играть, можно его спросить: «Тогда кем ты будешь — билетером, зрителем, осветителем, деревом на поляне?..» Если детей мало и каждый ребенок может играть несколько ролей, то необходимо обозначить пространство: «Где ты будешь изменяться?» Если какая-то роль никому не по душе, возьмем стул, куклу, другой предмет, который просто кто-то из актеров озвучит. - Готовимся к разыгрыванию.
«Что вам нужно, чтобы сыграть роли? Как вы хотите себя преобразить?» Договоримся, где будут располагаться различные сцены в пространстве комнаты. Построение сцен. Можно провести и репетицию, но поверхностно, «вполноги», без проживания чувств. - Презентация персонажей.
Какой ты? Почему ты таким стал? и т.д. - Сказка разыгрывается.
- Завершение сказки.
Например, аплодисменты всем или каждому в отдельности. - Шеринг из ролей (начиная с подросткового возраста).
Как вам игралось?
Зрители, что увидели вы?
О чем была эта сказка?
Какой опыт вы получили?
Как можно назвать ту сказку, которая получилась у нас?
Возможно, кто-то из участников нуждается в особом отреагировании. Говорит: «У меня не получилось» – или нечто подобное. Можно спросить: «Что ты хочешь сделать? Давай сыграем эту сцену еще раз». - Снимаем роли.
Что делать, если кто-то не хочет снимать роль?
Рекомендуется по завершении драмы всегда снимать роли. Роль может быть выражена некоторыми атрибутами, снимая которые человек снимает с себя и роль.
В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима, особенно в период адаптации, когда он испытывает такие чувства, как неуверенность в завтрашнем дне, страхи, тревожность, безысходность.
В своей работе я опиралась на материалы таких авторов, как Наталия Парамонова (№11 «Школьный психолог»), Альфонс Айхингер, Вальтер Холл.