Одним из способов разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.
Физика – фундаментальная наука о простейших и вместе с тем общих закономерностях природы. Основные понятия, принципы и законы физики играют определяющую роль в большинстве разделов естествознания. Основные физические модели и принципы стали достоянием всего естествознания и других областей интеллектуальной деятельности человека. Физические методы исследования позволили осуществить прорыв в других науках и сферах деятельности.
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Эффективным периодом для организации исследовательской деятельности является подростковый возраст, первый этап изучения физики и формирования основ физической картины мира.
Основной целью такой работы является поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- создание программы системы занятий, интересной и познавательной для учащихся;
- приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности;
- формирование навыков исследовательской работы;
- развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей;
- создание условий для расширения среды общения и получения информации.
Работу по реализации поставленных целей и задач можно разделить на несколько этапов.
На первом этапе – организационно-подготовительном – приглашаются все желающие учащиеся на дополнительные занятия по физике. Очень важно на первых занятиях не разочаровать ожидания ребят и дать им возможность уже с первых встреч работать с приборами. Пусть эти приборы будут просты в обращении, но ребята должны понять, что и простые приборы важны при исследованиях, особенно выполненные самостоятельно.
Пусть ребята ещё не владеют научной терминологией, исследовательскими умениями, но первоначальные экспериментальные навыки они приобрели ранее, при изучении природоведения, биологии, географии.
Если ученик приходит на второе, третье, четвёртое занятие и с желанием участвует во всех исследованиях, то с ним можно проводить беседу о выборе индивидуальной темы для исследования. В дальнейшем проводить занятия, направленные на формирование знаний и умений вести научную работу, пусть пока на начальном уровне.
Важно мотивировать участие в такой работе, например возможностью представления результатов исследования выступлением перед ребятами в классе перед одноклассниками, на школьном этапе НПК и т. д.
Примеры экспериментальных заданий:
- Измерение длины проволоки;
- Определение толщины алюминиевой пластины прямоугольной формы;
- Определение внутреннего объема флакона из-под духов;
- Определение размеров малых тел;
- Определение объёма своего мела;
- Вычисление массы воздуха в своей комнате и т.д.
На втором этапе – проводится целенаправленная теоретическая подготовка по структуре научной работы. Ребята познают, как работать с различными источниками информации, посещают школьную библиотеку, в которой узнают о систематизации книг, журналов, статей.
Если тема исследования, которую выбрал ученик, затрагивает не один учебный предмет, а несколько, то назначается консультация у другого учителя-предметника. Это повышает значимость для юного исследователя и стимулирует его работоспособность.
На третьем этапе после завершения теоретического этапа работы над выбранной темой, ученик переходит к экспериментальному этапу, проверяет гипотезы, проводит опыты, делает выводы, оформляет результаты исследования.
На четвёртом этапе все наработанные материалы оформляются в единую работу. Обговаривается возможность создания электронной презентации с помощь программы PowerPoint и отбирается материал для её создания. После завершения оформления полученных результатов, на последних учебных занятиях юные исследователи докладывают о полученных результатах. Во время проведения таких занятий ученики учатся докладывать аудитории, слушать докладчика, задавать вопросы и отвечать на них, вступать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения.
Наиболее “удачные” исследования, с точки зрения аудитории слушателей, получают рекомендации для выступлений на общешкольных мероприятиях, НПК и т. д.
В такой деятельности развиваются коммуникативные навыки, умения работать в группе учащихся, умения слушать и высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, аргументируя её цитатами из литературных источников.
Ребята прошедшие такую подготовку отличаются от своих сверстников, они более серьёзно относятся к учёбе, более целеустремлённы, приходят в следующем году на подобные занятия, чаще всего уже с выбранной темой для нового исследования, а иногда летом работают с теоретической информацией по выбранной теме.
Это хорошие помощники для учителя при организации подобной работы в новом учебном году.
Выпускники школы, прошедшие обучение по данному направлению, легче адаптируются в новом образовательном процессе и в большинстве случаев продолжают заниматься исследовательской деятельностью.