“Урок, которого не было…”
Методическое обоснование темы урока:
Среднее (полное) образование.
Курс: “История России. ХХ – начало XXI века”, базовый уровень, 11 класс
Тип урока: Факультативное занятие, рассчитанное на 2 часа.
Тема урока развивает представления о внешней политике России в начале ХХ века, на примере Русско-японской войны 1904-1905 гг., акцентируя внимание на патриотические настроения русского общества.
Оборудование урока:
- Учебник: А.Ф.Киселев, В.П.Попов “История России XX – начало XXI века, Базовый уровень. 11 класс”, Москва, “Дрофа”, 2008;
- Научно-популярный текст: А.Скворцов “Трагедия или торжество человечности?”, газета “История” № 20/2006, издательский дом “Первое сентября” – статья кандидата философских наук, научного сотрудника философского факультета МГУ им. Ломоносова;
- мультимедиа установка (компьютер, проектор) для показа слайд – презентации “Русско-японская война 1904-1905 гг.”
Форма организации деятельности учащихся:
индивидуальная работа и работа в группах.Актуальность темы: В соответствии с национальной доктриной образования в Российской Федерации, обозначенной на период до 2025 года, одной из основных целей и задач образования становится:
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.
В то же время средствами массовой информации (СМИ) все больше и больше утверждается идеал человека, ориентированного на то, чтобы занять удачное место в обществе, при этом очень красочно и заманчиво предлагаются различные способы достижения заданной цели. Нравственные критерии снижаются настолько, что позволяют совершать самые неблаговидные поступки. Ценностные установки современного общества формируют человека жесткого, прагматичного, поступающего в своих узко эгоистических целях, и ни в коей мере не желающего сделать бескорыстный и жертвенный поступок для общества. Комментарии, которые сопровождают исторические материалы, носят слишком вольный характер и преподносятся с позиций не научно-социального, а обыденного сознания, рассчитанного на эпатаж. В данной ситуации учитель, развивая тему подвига с позиций социальной философии и указывая на его место в отечественной истории, может не только давать правильное истолкование исторических фактов, но и формировать гражданскую позицию учащихся, повышать патриотизм, а также способствовать объективности восприятия действительности, критичности мышления, умению использовать историческую информацию для социальной зрелости и компетенции учащихся.
Развернутая целевая установка урока:
Цели урока:
- Познавательно-обучающие:
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе на примере Русско-японской войны 1904-1905 гг.;
- расширение имеющихся у школьников знаний о Русско-японской войне 1904-1905 гг., подведение к значимости героического поступка моряков;
- выделение ключевых социально-философских граней героизма как явления противостояния злу в войне 1904-1905 гг.
- Познавательно-развивающие:
- понимать историческую обусловленность событий и явлений на примере событий 1904-1905 гг., соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими установками, уметь определять и объяснять поступки участников событий;
- систематизировать и проводить комплексный анализ исторической информации по материалам научно-популярного текста;
- излагать исторический материал при помощи новых информационно-компьютерных технологий.
- патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины на примере подвига российских моряков в 1904-1905 гг.;
- гражданственности, национальной идентичности на основе осмысления и сопереживания исторически сложившейся ситуации;
- социально зрелой, активной и нравственной личности при определении собственной позиции по отношению к историческим событиям Русско-японской войны.
План изучения новой темы:
№ |
Этап урока |
Приемы и методы |
Время (мин.) |
I этап: Вводно-мотивационный. |
|||
1. |
Вступительное слово учителя. |
Словесный и информационный методы: Рассказ учителя о причинах и начале Русско-японской войны 1904-1905 гг. |
1 мин. |
2. |
Организационный момент (формулирование темы урока, постановка цели и задач урока). |
Информационный метод: Показ слайд – презентации: “Иллюстрации к Русско-японской войне 1904-1905 гг.”, выполненной учащимися по опережающему заданию |
2-5 мин. |
II этап: Организационно – познавательный (организация познавательно-обучающей и развивающей деятельности ). |
|||
3. |
Расширение знаний о Русско-японской войне |
Информационный и практический методы: Работа учащихся с историческим текстом по учебнику и раздаточным материалом научно-популярного текста. |
7-12 мин. |
4. |
Выделение ключевых социально-философских граней героизма в войне 1904-1905 гг. |
Словесный и практический методы: Формулирование ответов учащимися в диалоге с учителем |
10 мин. |
5. |
Проведение комплексного анализа исторической информации по материалам научно-популярного текста |
Частично-поисковый и практический методы: Самостоятельная работа учащихся с научно-популярным текстом. Подготовка учащимися развернутых ответов по вопросам (возможна работа в группах: группа 1 – праксеологический анализ текста, группа 2 – аксиологический анализ текста), группа 3 – критический анализ |
20 мин. |
III этап: Организационно – итоговый (подведение итогов в дискуссионной форме) |
|||
6. |
Систематизация и обобщение исторической информации |
Словесный и информационный методы: Отчет групп о проделанной работе |
15 мин. |
7. |
Обсуждение явления героизма как противостояния злу в форме обобщающей дискуссии |
Словесный и информационный методы: Высказывание суждений о собственной позиции по отношению к злу, проявленному в исторических событиях Русско-японской войны 1904-1905 гг. и в неблагоприятных ситуациях современного мира |
15 мин. |
8. |
Подведение итогов. Заключительное слово учителя |
Словесный и информационный методы: Выделение ключевых компетенций о подвиге как социальном явлении, определение гражданской позиции для социально зрелой личности (используя ответы учащихся), формулирование гражданственности в современном обществе. |
5 мин. |
Дидактические материалы к уроку:
Вступительное слово учителя:
Самоотверженное противостояние разбушевавшемуся злу во имя спасения своих ближних принято называть подвигом. Многое непонятно нам в подвиге… Зачем совершать то, что грозит неминуемой гибелью, зачем мечтать о том, для совершения чего явно не хватает сил? Зачем стремиться сделать невозможное и перенести непереносимое? Если говорить о нравственной сути подвига, вспомним бой “Варяга” и “Корейца”, вспомним битву русских моряков против многократно превосходящих сил врага, которая – скажем еще раз – является эталоном подвига, одним из самых чистых его выражений.Рассказ учителя:
На рубеже веков ситуация на Дальнем Востоке стала одним из главных направлений внешней политики не только России, Японии, но также и Англии, Франции, Германии и США. Слабеющий Китай и Корея стали объектом не только экономической экспансии этих стран, европейские страны и Япония стали рассматривать Китай и Корею как возможные территориальные приобретения, причем акцент делался, как правило, на военный аспект колонизации. Исключение составляла, пожалуй, только Российская империя, которая хотела получить доступ к этим территориям исключительно мирным, экономическим путем. Однако история распорядилась иначе. Мирное экономическое проникновение в Китай, в частности строительство КВЖД, аренда Ляодунского полуострова и Порт-Артура, с одной стороны сопровождалось подписанием с Китаем договора, который имел четкую антияпонскую направленность. В свою очередь Япония, которая приступила к строительству империи еще начиная с реформ МЭЙДЗИ, не мыслила империи без полного господства над странами, которые выходят в бассейн Тихого океана. Так что рано или поздно Япония все равно столкнулась бы с Российской империей, которая ни в коей мере не хотела отдавать пальму первенства в освоении Китая и Кореи. Таким образом имперская политика двух государств на корейских и китайских землях стала камнем преткновения и привела к развязыванию войны.Информационный материал для работы учащихся:
Текст учебника стр. 27-28: 24 января 1904 г. Япония разорвала дипломатические отношения с Россией и одновременно начала военные действия против русских войск, находящихся на территории Китая. Японский военно-морской флот в полном составе вышел в Желтое море для внезапного нападения на русские корабли и обеспечения себе полного превосходства на морском театре военных действий. В ночь на 27 января японские корабли внезапно атаковали русскую эскадру, которая стояла на внешнем рейде, незащищенная со стороны открытого моря. В результате неожиданного удара русская эскадра сразу же потеряла два броненосца “Цесаревич” и “Ротвизан” и крейсер “Паллада”. В этот же день большая группа японских кораблей в составе 6 крейсеров и 8 миноносцев блокировали в корейском порту Чемульпо русский крейсер “Варяг”, которым командовал капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев и канонерскую лодку “Кореец”. Наши корабли сделали попытку прорвать вражескую блокаду, но в скоротечном бою с превосходящими силами противника, повредив два японских крейсера и часть миноносцев, все же не смогли пробить себе дорогу в океан. Не желая сдаваться врагу, крейсер “Варяг” был затоплен экипажем, а канонерская лодка “Кореец” взорвана. Этот героический бой и храбрые действия русских моряков навеки остались в народной памяти.
Раздаточный материал научно-популярного текста:
Текст1: Подвиг – это всегда жертвенность ради своих ближних, а значит торжество чисто го нравственного мотива. В явлении героизма моральный мотив становится действенным. Можно сказать, что подвиг – это нравственный бунт человека против превосходящей его реальности, утверждение свободного действия наперекор, казалось бы неотвратимой судьбе. Вопрос: Почему подвиг связан с жертвенностью?
Текст 2: Подвиг есть проявление свободы, отрицающей превосходство обстоятельств, но это проявление – абсолютно добровольное. Не может быть героизма по принуждению. Именно свободное, а не из страха перед наказанием, ибо, если бы моряки “Варяга” и “Корейца” сдались, у них всегда была бы возможность избежать суда, оставаясь в плену.
Герои повели себя так, как требовало истинное призвание солдата – защищать с оружием в руках свою Родину вплоть до последнего вздоха. Вопрос: В чем заключается свобода выбора?
Текст 3: Важной чертой подвига является его бескорыстность. Истинный герой совершенно свободен от стремления к личной выгоде. Подвиги всегда сопровождались славой, почестями, наградами, особым положением в обществе. Правда все это доставалось лишь уцелевшим героям, а погибшим – добрая память. Согласие на подвиг – всегда стояние перед неизвестностью, т.к. предвидеть его финал не может никто. Вопрос: Может ли человек совершать подвиг ради награды?
Текст 4: Через 50 лет после битвы в Чемульпо, несмотря на кардинальные перемены, происшедшие в России, все оставшиеся в живых моряки “Варяга” и “Корейца” были награждены советским правительством медалями “За отвагу”. Вопрос: Почему память народа хранит это событие?
Текст 5: 16 апреля 1904 года в Петербурге торжественным маршем по Невскому проспекту шли моряки “Варяга” и “Корейца”. Их шествие сопровождалось ликованием огромного количества людей, игрой военного оркестра, почетным караулом, салютом и дождем из цветов. Так русский народ благодарил своих героев. Вопрос: Почему русское общество восприняло их героями? Можно ли сказать, что они защищали свою Родину?
Текст 6: Светлые образы моряков “Варяга” и “Корейца”, что бы ни случилось с нашей страной, всегда останутся идеалом в сердце каждого, кто любит Россию. Подвиг и подвижники – это величайшая ценность среди достижений любой национальной культуры. Вопрос: Как подвиг отражается на национальной культуре?
Текст 7: На рассвете 28 января контр-адмирал Уриу, узнав о судьбе “Варяга” и “Корейца”, поздравил своих офицеров с победой. Действительно боевая задача была ими выполнена: корабли противника уничтожены, десант благополучно высажен, бухта Чемульпо захвачена. Россия в этом эпизоде войны потерпела поражение, а через год, несмотря на героическое поведение, проиграла битву за Порт-Артур. Вопрос: Разве факт поражения обесценивает подвиг русских воинов?
Текст 8: Победил не тот, кто оставил за собой поле боя, и не та сила, которая в итоге достигла своей цели. Победил тот, кто не был согласен стать игрушкой в руках обстоятельств, кто не желал мириться с бесчинством противника и показал, что для него есть святыни дороже собственной жизни. Вопрос: Почему моральная победа значительно важнее тактической?
Текст 9: Подвиг выполняет очень важную моральную миссию – он преображает души людей, заставляет их лишний раз задуматься о добре и зле, чести и бесчестии. Если характеризовать подвиг с точки зрения добра и зла, то он конечно является трагическим событием. Вопрос: Так что же такое подвиг? Трагедия или торжество человечности?
Текст 10: В чем же окончательное, нравственное значение подвига? Мы рассмотрели его мотивы и обстоятельства, осталось сказать о последствиях. Любой подвиг влечет за собой какие-то изменения реальности, на это он и направлен, Но последствия, как это ни парадоксально, не определяют его сущности. Для ценности подвига совершенно не важно – заканчивается он победой или поражением. Вопрос: Почему подвиг не зависит от исхода сражения?
Текст 11: Подвиг воспринимается как нечто редкое, ценное и почти невозможное. В глазах общества он всегда считался поступком, который безмерно превышает силы обыкновенного человека. Подвиг – это ответ человека на безвыходную ситуацию, желание раздвинуть границы собственных возможностей. Вопрос: В чем отличие подвига от смелого поступка?
Текст 12: Героизм всегда противостоит злу, в каких бы формах оно ни проявлялось: насилие, военная агрессия, стихийное бедствие, катастрофы. Подвиг становится ответом на зло, вероломство. Человек, совершая подвиг, не желает быть сторонним наблюдателем, не может согласиться с естественным ходом событий. Вопрос: Есть ли место подвигу в наше время? Назовите подобные ситуации.
Заключительное слово учителя: Можно сослаться на высказывание И.А.Ильина: “…Есть на земле победы, которые остаются победами в самые часы своей видимой неудачи. Этих побед никто не умалит и не отнимет; ими строится жизнь народов и человечества; раз одержанные, они становятся историческим достоянием, живою основой настоящего и будущего”. Моральная победа значительно важнее тактической, ибо последняя всегда со временем может обесцениться. Победил не тот, кто оставил за собой поле боя, и не та сила, которая в итоге достигла своей цели. Победил тот, кто не был согласен стать игрушкой в руках обстоятельств, кто не желал мириться с бесчинством противника и показал, что для него есть святыни дороже собственной жизни. Подвиг выполняет очень важную моральную миссию – он преображает души людей, заставляет их лишний раз задуматься о добре и зле, чести и бесчестии. “Кто идет на смерть за свое Отечество, тот освободился от иллюзии, ограничивающей бытие собственной личностью; он распространяет свою собственную сущность на своих соотечественников, в которых он продолжает жить, даже на грядущие поколения, ради которых он действует”, – говорит великий “пессимист” А.Шопенгауэр.
Вводно-мотивационное начало урока
I этап. Учитель произносит вступительное слово и рассказывает о причинах и начале Русско-японской войны 1904-1905 гг, подводя учащихся к основной теме урока. Формулирование темы урока, постановку целей и задач лучше сделать после просмотра слайд-презентации: “Иллюстрации к Русско-японской войне 1904-1905 гг.”, т.к. это повышает эмоциональное состояние учащихся и настраивает их на патриотические чувства. Для лучшего восприятия учащимся можно прослушать песню: “Гордый Варяг”.
Система вопросов и заданий для самостоятельной работы
II этап. Учитель предлагает учащимся ознакомиться с информационным материалом по тексту учебника и раздаточным – по тексту научно-популярной статьи, который развивает тему подвига русских моряков крейсера “Варяг” и канонерской лодки “Кореец”.В данной статье хорошо представлен трагизм положения героев, отраженный в культурном наследии нашей страны в виде песенного творчества. Далее следует приступить к характеристике подвига с точки зрения выделения ключевых социально-философских граней героизма, как явления, подводя к формулированию обозначенной темы: “Подвиг – свободный, бескорыстный, жертвенный поступок”. Диалоговая форма работы с учащимися позволяет им овладевать навыками высказывания кратких формулировок и ответов при оценивании поступков тех или иных людей.
Для самостоятельной работы по проведению комплексного анализа научно-популярного текста учащимся раздаются тексты из дидактических материалов. Учащиеся индивидуально или в группах анализируют предлагаемый текст и отвечают на поставленные вопросы. Для праксеологического анализа можно предложить тексты 1,2,3, для аксиологического анализа – тексты 4,5,6, для критического – тексты 7,8,9.
Вопросы и задания для обобщающей дискуссии
III этап. После проведения анализа предложенных текстов учащиеся поочередно (по группам) предлагают свои ответы, зачитывая текст и давая свою версию ответа. Учитель и остальные учащиеся внимательно слушают и, если у них имеются другие версии ответов, записывают их для завершающей обобщающей дискуссии.
Обсуждение явления героизма как противостояния злу в форме обобщающей дискуссии проводится под руководством учителя, используя тексты 10,11.12. Нравственный климат проведения дискуссии должен располагать учащихся к откровенности, к высказыванию своих позиций по отношению к историческим событиям Русско-японской войны, таким образом формируя социальную зрелость при определении исторически сложившейся ситуации. При обсуждении вопроса к тексту 12 можно расширить тему дискуссии, затрагивая современные события, и при высказывании собственных суждений учащиеся учатся формулировать свою гражданскую позицию, национальную идентичность на основе осмысления и сопереживания событий, приводимых в качестве примера.
Уважительная тональность разговора с учащимися позволяет учителю достичь цели урока и способствовать восприятию и формированию патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины.
Учитель произносит заключительное слово.