Цели урока:
1.Сравнить имя существительное и местоимение,
найти особенности местоимений, подвести к
выводу– каждое новое открытие делает человека
богаче, интереснее, помогает в практической
деятельности;
2.Развивать логическое мышление, познавательную
активность, внимание учащихся;
3. Создать на уроке обстановку, способствующую
наиболее активной работе детей через ситуацию
успеха, узнавание нового;
4. Воспитывать доброе отношение к сверстникам, к
природе и своей семье.
Ход урока
Учитель: Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка. Готовы? Какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока.
А сейчас поиграем : посмотрите на слова, они хотят с вами подружиться, какое из них может быть лишним?
Ночь, ночлег, ночёвка, ночной, ночник.
Дети: слово “ночной, это имя прилагательное, а остальные слова– имена существительные.
Учитель: что их объединяет?
Дети: – это однокоренные слова
– у них одинаковый смысл
– они могут быть проверяемыми и проверочными, содержат безударную гласную
Учитель: давайте теперь поиграем со словом – ночь. Что вы можете о нём рассказать?
Дети: – женский род (она).
Учитель: Определите лицо, число, род этого местоимения.
Дети: 3 лицо, единственное число.
Учитель: Давайте вспомним лица местоимений, зачем они нужны в речи?
Дети: (повторяют правило о лицах местоимений).
Местоимения нужны в речи, чтобы не повторялись слова, они заменяют имена существительные, указывая на предметы.
Учитель: Составим наборы антонимов по таблице: ночь – ….
друг – …., добро – …, радость – …,холод – …., правда – …, жизнь – …
Ребята, человек– это путник на дороге жизни. У каждого она своя, по– разному счастливая и трудная. Но всех объединяет одно слово, самое главное. Найдите его в этом наборе.
Дети: доброта.
Учитель: Правильно. Подберите к нему проверочное слово.
Дети: добрый
Учитель: Подключите сюда главную мысль рассказа К.Г.Паустовского.
Дети:
Физминутка:
Физкультурная минутка– это вам совсем не шутка.
Выдох, вдох, внимание!
Начинаем приседания!
А теперь согнуться и носка рукой коснуться.
Два хлопка и три прыжка,
Повороты, два шажка.
Вдох, и выдох, потянись!
И тихонечко садись!
Учитель: А теперь внимание – начинаем соревнование! Работаем в четвёрках. Ищем в тексте местоимения, называем их падежи.
Задания для работы в группах:
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень-
Он тихо зазвенит…. (Е.Серова)2.И гуляет ветер душистый,
И роняет листья в траву…
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву! (Е.Благинина)3. У меня есть дедушка,
Как зима седой.
У меня есть дедушка
С белой бородой… (Р.Гамзатов)4.Привет, Россия,– родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли.
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле. (Н. Рубцов)
Учитель: Помогите, пожалуйста, составить таблицу для нахождения сходств и различий двух частей речи—имени существительного и местоимения.
местоимение | имя существительное |
1.Указывает на предмет. | 1.Обозначает предмет. |
2.Отвечает на вопросы кто? что? | 2. Отвечает на вопросы кто? что? |
3.Не имеет рода, кроме 3 лица. | 3.Имеет род. |
4.Изменяется по падежам и числам. | 4.Изменяется по падежам и числам. |
Дети: Существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
– Местоимения указывают на предмет-это отличие.
– Местоимение тоже отвечает на вопросы кто? и что?
– Существительные имеют род, изменяются по числам и падежам.
– Местоимения тоже изменяются по числам и падежам.
– А вот рода у местоимений нет, кроме местоимений 3 лица.
Учитель: Какое же главное отличие этих частей речи?
Дети: Местоимение указывает на предмет, но не называет его, а имя существительное обозначает предмет.
Учитель: Местоимение может указывать и на признак предмета, посмотрим на задания учебника. Он предлагает нам выбрать местоимения и подумать, какую часть речи они заменили.
Ученики работают с упражнением №19.
Физминутка.
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки!
Руки в стороны потом мы по шире разведём.
Мы закончили разминку,
Отдохнули ручки, спинки!
Учитель: Заглянем в банк маленьких открытий. Вы знаете, что словарь– это вся Вселенная в алфавитном порядке. Самый большой толковый словарь 17 томов, а содержится в нём 120 тысяч слов. Мы сейчас откроем словарь Ожегова и найдём значение слова—имбирь.
Дети:
Учитель: Местоимение– часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку и записать слова-отгадки:
А) Из какого местоимения, если к нему прибавить
сто, можно испечь пирог? (тесто)
Б) За какое местоимение можно спрятать букву Ц,
чтобы получилось животное из рода грызунов? (
местоимение я, слово– заяц)
В) Придумайте слово, в котором спрятались 3 личных
местоимения. Второй слог – мы. (Вымыты –
местоимения вы, мы, ты)
Г) К какому местоимению надо прибавить слог ло,
чтобы получить неодушевлённый предмет? (
мыло-местоимение мы)
Какое слово лишнее?
Дети: Заяц—одушевлённый предмет;
Вымыты—это глагол.
Вымыты—3 слога, в остальных словах только два.
Учитель: Как вы думаете какое значение у пословицы: “ Скажи мне, кто твой друг, и я скажу ,кто ты.” Кто назовёт местоимения? Укажите местоимения 1 лица, 2 лица, 3 лица.
Итог урока:
И вот закончилась игра.
Ворота закрывать пора,
Мы все надеемся, что с ней
Вы стали чуточку умней,
Узнали много новых слов
И много всяких всячин.
И если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.
А какие “ всякие всячины” узнали вы сегодня? Что интересного открыли для себя? (ответы детей) Спасибо за работу!
Учитель: Дома подготовьте сообщение, начинающееся с вопроса: “ А знаете ли вы, что…..?”