Урок русского языка по теме "Особенности местоимений. Нахождение их в тексте". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

1.Сравнить имя существительное и местоимение, найти особенности местоимений, подвести к выводу– каждое новое открытие делает человека богаче, интереснее, помогает в практической деятельности;
2.Развивать логическое мышление, познавательную активность, внимание учащихся;
3. Создать на уроке обстановку, способствующую наиболее активной работе детей через ситуацию успеха, узнавание нового;
4. Воспитывать доброе отношение к сверстникам, к природе и своей семье.

Ход урока

Учитель: Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка. Готовы? Какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока.

А сейчас поиграем : посмотрите на слова, они хотят с вами подружиться, какое из них может быть лишним?

Ночь, ночлег, ночёвка, ночной, ночник.

Дети: слово “ночной, это имя прилагательное, а остальные слова– имена существительные.

Учитель: что их объединяет?

Дети: – это однокоренные слова

– у них одинаковый смысл

– они могут быть проверяемыми и проверочными, содержат безударную гласную

Учитель: давайте теперь поиграем со словом – ночь. Что вы можете о нём рассказать?

Дети: – женский род (она).

Учитель: Определите лицо, число, род этого местоимения.

Дети: 3 лицо, единственное число.

Учитель: Давайте вспомним лица местоимений, зачем они нужны в речи?

Дети: (повторяют правило о лицах местоимений).

Местоимения нужны в речи, чтобы не повторялись слова, они заменяют имена существительные, указывая на предметы.

Учитель: Составим наборы антонимов по таблице: ночь – ….

друг – …., добро – …, радость – …,холод – …., правда – …, жизнь – …

Ребята, человек– это путник на дороге жизни. У каждого она своя, по– разному счастливая и трудная. Но всех объединяет одно слово, самое главное. Найдите его в этом наборе.

Дети: доброта.

Учитель: Правильно. Подберите к нему проверочное слово.

Дети: добрый

Учитель: Подключите сюда главную мысль рассказа К.Г.Паустовского.

Дети:

Физминутка:

Физкультурная минутка– это вам совсем не шутка.

Выдох, вдох, внимание!
Начинаем приседания!
А теперь согнуться и носка рукой коснуться.
Два хлопка и три прыжка,
Повороты, два шажка.
Вдох, и выдох, потянись!
И тихонечко садись!

Учитель: А теперь внимание – начинаем соревнование! Работаем в четвёрках. Ищем в тексте местоимения, называем их падежи.

Задания для работы в группах:

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень-
Он тихо зазвенит…. (Е.Серова)

2.И гуляет ветер душистый,
И роняет листья в траву…
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву! (Е.Благинина)

3. У меня есть дедушка,
Как зима седой.
У меня есть дедушка
С белой бородой… (Р.Гамзатов)

4.Привет, Россия,– родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли.
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле. (Н. Рубцов)

Учитель: Помогите, пожалуйста, составить таблицу для нахождения сходств и различий двух частей речи—имени существительного и местоимения.

местоимение имя существительное
1.Указывает на предмет. 1.Обозначает предмет.
2.Отвечает на вопросы кто? что? 2. Отвечает на вопросы кто? что?
3.Не имеет рода, кроме 3 лица. 3.Имеет род.
4.Изменяется по падежам и числам. 4.Изменяется по падежам и числам.

Дети: Существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

– Местоимения указывают на предмет-это отличие.

– Местоимение тоже отвечает на вопросы кто? и что?

– Существительные имеют род, изменяются по числам и падежам.

– Местоимения тоже изменяются по числам и падежам.

– А вот рода у местоимений нет, кроме местоимений 3 лица.

Учитель: Какое же главное отличие этих частей речи?

Дети: Местоимение указывает на предмет, но не называет его, а имя существительное обозначает предмет.

Учитель: Местоимение может указывать и на признак предмета, посмотрим на задания учебника. Он предлагает нам выбрать местоимения и подумать, какую часть речи они заменили.

Ученики работают с упражнением №19.

Физминутка.

Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки!
Руки в стороны потом мы по шире разведём.
Мы закончили разминку,
Отдохнули ручки, спинки!

Учитель: Заглянем в банк маленьких открытий. Вы знаете, что словарь– это вся Вселенная в алфавитном порядке. Самый большой толковый словарь 17 томов, а содержится в нём 120 тысяч слов. Мы сейчас откроем словарь Ожегова и найдём значение слова—имбирь.

Дети:

Учитель: Местоимение– часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку и записать слова-отгадки:

А) Из какого местоимения, если к нему прибавить сто, можно испечь пирог? (тесто)
Б) За какое местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из рода грызунов? ( местоимение я, слово– заяц)
В) Придумайте слово, в котором спрятались 3 личных местоимения. Второй слог – мы. (Вымыты – местоимения вы, мы, ты)
Г) К какому местоимению надо прибавить слог ло, чтобы получить неодушевлённый предмет? ( мыло-местоимение мы)

Какое слово лишнее?

Дети: Заяц—одушевлённый предмет;

Вымыты—это глагол.

Вымыты—3 слога, в остальных словах только два.

Учитель: Как вы думаете какое значение у пословицы: “ Скажи мне, кто твой друг, и я скажу ,кто ты.” Кто назовёт местоимения? Укажите местоимения 1 лица, 2 лица, 3 лица.

Итог урока:

И вот закончилась игра.
Ворота закрывать пора,
Мы все надеемся, что с ней
Вы стали чуточку умней,
Узнали много новых слов
И много всяких всячин.
И если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.

А какие “ всякие всячины” узнали вы сегодня? Что интересного открыли для себя? (ответы детей) Спасибо за работу!

Учитель: Дома подготовьте сообщение, начинающееся с вопроса: “ А знаете ли вы, что…..?”