Применение метода проектов и информационно-коммуникативных технологий при изучении темы "Решение алгебраических уравнений"

Разделы: Математика


Под проектом будем понимать совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения (поиск направления и методов решения проблемы).
Метод проектов тесно связан с обучением в сотрудничестве. Собственно обучение в сотрудничестве является как бы частью метода проектов. Это позволяет обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником группы на доступном ему уровне, и таким образом при совместной деятельности все учащиеся могут принимать активное участие в проектной деятельности, получая самостоятельную роль, самостоятельный участок работы. От успеха каждого в отдельности зависит успех всего проекта. Это огромный стимул к активной познавательной деятельности, к прочному усвоению знаний и поиску новой информации.
Мною организована урочная ( индивидуальная и групповая ) проектная деятельность на основе ИКТ ( информационно-коммуникационной технологии).  При групповой работе школьники усваивают материал в совместной форме его изучения, обсуждения и взаимообучения с выработкой обобщённого, коллективного решения. Учащиеся в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника , исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности. Метод проектов полезно применять в курсе геометрии 8-9 ,10-11 классов, алгебры и начал анализа 10-11 классов.
Например, в 11 классе на итоговых уроках, применяю метод проектов для систематизации и обобщения изученного курса алгебры по следующим темам:

  • «Виды  и способы решения алгебраических уравнений»;
  • «Виды и способы решения неравенств»;
  • «Свойства и графики элементарных функций»;
  • «Решение алгебраических уравнений  и неравенств  с использованием свойств функций».

Тема:  Решение алгебраических уравнений и неравенств с использованием свойств функций

Продолжительность: 6 уроков.

Цели:

  • расширение и углубление знаний о способах решения алгебраических уравнений и   неравенств.
  • развитие логического и творческого мышления; развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания; работать с различными источниками информации; анализировать результаты, делать умозаключения;
  • повышение математической культуры ученика  умение представлять результат своей деятельности в виде презентации;, участвовать в дискуссии;
  • выработать привычку к постоянной занятости полезным делом; чувство товарищества.

Технологии: метод  проектов;  обучение в сотрудничестве; ИКТ (информационно-коммуникативные технологии).

Оборудование:  мультимедиа-проектор; экран; компьютерные презентации.

График работы над проектом:

Урок 1: Постановка  проектной задачи

Вступительное слово учителя. Уравнения и неравенства - это один из труднейших разделов школьного курса математики. Здесь, кроме использования алгоритмов решения уравнений или неравенств, приходится думать об удачной классификации, следить за тем, чтобы не  пропустить много тонкостей, выбирать рациональный способ решения . Уравнения- это математический  аппарат решения разнообразных задач из математики и смежных с ней областей. В заданиях тестов ЕГЭ встречаются уравнения, которые трудно решить стандартными методами, а порой и невозможно, поэтому сегодня рассмотрим некоторые из таких  уравнений .

Проблема:

Задача учителя – так показать ситуацию, чтобы учащиеся как можно ближе к ней сформулировали проблему. Далее предлагаем найти способы решения таких уравнений, и здесь можно задавать наводящие вопросы, которые не уведут ребят далеко от задуманного сценария . Задача учеников – дать как можно больше гипотез. Это метод « мозговой атаки». Все предложения записываются на доске без комментариев. Затем начинается их коллективное обсуждение. В результате на доске останется четыре гипотезы ( количество творческих групп).
Следующий этап – формирование групп по желанию.

Формирование групп (Приложения 1, 2)

В состав каждой команды (из 4-х человек) должен входить  капитан (человек с организационными способностями, который будет планировать  и контролировать выполнение задания ), оформитель( умеющий работать на ПК), выступающий.
Распределение тем по группам.

Темы:

  • Использование ОДЗ (область определения  уравнения).
  • Множество значений функций. Применение ограниченности функции.
  • Использование монотонности функции;
  • Применение графиков  функций;

Знакомство с требованиями к оформлению проекта (Приложение 3)

Уроки № 2, 3, 4: Работа над проектом

Консультационная помощь

На этих уроках ученики приносят найденные материалы, разбирают решения предложенных уравнений ,обсуждают какие из них включить в конечный   конспект для защиты проекта. Каждая группа решает сама, какую форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельности она изберёт. Учитель на этих уроках может оказать консультационную помощь.

Уроки № 5, 6: Защита проекта (Приложение 4)

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены («решебник алгебраических уравнений», «сборник алгебраических уравнений», компьютерная презентация, реферат)

Рефлексия

Домашнее  задание

Список уравнений. Классифицировать предложенные уравнения и решить 3 разных уравнения.

Примеры отчётов этих проектов (Приложение 5)

Литература:

  1. Величко М.В. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся.–Волгоград «Учитель», 2006.
  2. Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я. Алгебра и начала анализа: Решение экзаменационных задач. 11 класс. – М. «Дрофа», 2000.
  3. Денищева Л.О. и др. «Единый государственный экзамен»: Математика, К И М, М. Просвещение 2003-2004, 2008.
  4. Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике. М., «Просвещение», 2000.
  5. Никольский С.М., Потапов М.К. и др. «Алгебра-10», учебник, М., «Просвещение», 2003.
  6. Олехник С.Н, Потапов М.К. и др. «Уравнения и неравенства» учебно-методическое пособие, 10-11 классы. М., «Дрофа» – 2002.
  7. Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач», Москва,  «Просвещение» 2000.