"Рождество Христово — новая эра человечества"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Краткая аннотация проекта

Актуальность изучения предмета "Духовное краеведение Подмосковья" обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников. В современной России растет интерес к культурно-историческому наследию страны. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.

Рождество Христово как православный праздник и как любимый праздник всех детей. История праздника: библейская и в традициях русского народа. Почему не совпадают дни празднования Рождества у православных и католиков? Проект должен помочь школьникам в усвоении русских национальных традиций празднования Рождества и Святок, Рождественского поста и Сочельника. И постараться понять, почему человечество начало новый отсчет времен с Рождества Христова.

Основополагающий вопрос:

Какой сейчас век от сотворения мира?

Проблемные вопросы:

1. Сколько веков существует наша планета и человечество?
2. А что такое наша эра?
3. Юлианский и Григорианский календари, в чем их разница?

Учебные вопросы:

1. Почему за границей – 2009 год от Рождества Христова, а в России – 2009 год нашей эры?
2. Когда отмечают Рождество Христово за границей? А в России?
3. Санта Клаус и Дед Мороз – кто они?
4. Какие символы Рождества вы знаете?
5. Что означает имя Иисус Христос?
6. Притчи. Почему Иисус Христос говорил притчами?
7. Нагорная проповедь. Чему учил Спаситель?
8. Что такое Сочельник? Как называют Рождественский пост?
9. Что такое Святки?
10. Почему люди начали новый отсчет времени с Рождества Христова?

План проведения проекта

1. Представление проекта руководителем (Приложение 4).
2. Формирование групп учеников для работы над проектом.
3. Выбор творческих названий проекта с учащимися.
4. Обсуждение плана работы индивидуально с каждым участником и по группам.
5. Информирование учеников о всевозможных источниках, которыми они могут воспользоваться при работе над проектом (Приложение 1).
6. Обсуждение вопроса защиты авторских прав.
7. Самостоятельная работа участников по поиску и обработке информации.
8. Анализ результатов проделанной работы. Подготовка к выступлению перед классом.
9. Защита проекта на семинарах (Приложение 2).
10. Проведение внеклассного мероприятия для начальной школы со спектаклем "Рождественская сказка" (14 января 2010 г).
11. Выступление в ГДК «Яуза» на районном празднике с литературно-музыкальной композицией "Рождественские кружева" (15 января 2010 г).
12. Поездка в Великий Устюг "В гости к Деду Морозу" (25-27 декабря 2009 г).

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

В настоящее время в разных регионах России сформированы условия для изучения истории христианской православной культуры в системе Государственного образования. Формы и способы их реализации определяются законодательством РФ об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений: принципами государственной политики в сфере образования и требованиями к содержанию образования (Закон РФ "Об образовании" ст.2, 14, 14.5)

В процессе обучения предмету "Духовное краеведение" ставятся следующие задачи:

– дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;
– дать знания о христианской нравственной культуре: понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;
– способствовать решению задач нравственного воспитания школьников: формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.

Полезные ресурсы:

1. Шевченко Л.Л. "Духовное краеведение Подмосковья", Москва, 2007.
2. Розина О.В. "Духовные основы русской культуры". Москва, «Наука и слово", 2009. Книга 2, стр.114

Интернет-источники:

  1. Летоисчисление от сотворения мира (Павлов Р.А.), zhurnal.lib.ru
  2. Возраст Вселенной ("Википедия"), ru.wikipedia.org  
  3. Юлианский и Григорианский календари ("Википедия"),  ru.wikipedia.org
  4. Что означает имя Иисус? (Энциклопедия "Кругосвет"), slovari.yandex.ru
  5. Рождество Христово (Духовный листок "Дорога домой"), www.dorogadomoj.com
  6. Притчи Иисуса Христа ("Патриарх детям"), www.patriarch-detyam.ru
  7. Нагорная проповедь ("Википедия"), www.dorogadomoj.com
  8. Католическое Рождество ("Татьянин день"), www.today.ru
  9. Как празднуют Рождество в мире ("Праздники России"), www.russian-holidays.ru
  10. Православное Рождество ("Общество"), www.rian.ru
  11. Как проводить святки ("Православная газета"), orthodox.etel.ru

Видео-ресурсы

  1. "Вера святых" Сотворение мира, video.mail.ru
  2. Сотворение мира,  narod.ru
  3. Рождество в православной традиции,  www.youtube.com
  4. П.И.Чайковский "Времена года. Декабрь. Святки", video.mail.ru
  5. Рождество Христово,  narod.ru
  6. "Закон Божий" Рождество,  video.mail.ru 
  7. "Православная азбука" Рождество,  rutube.ru
  8. "Рождество Христово" муз. клип,  video.mail.ru
  9. Санта Клаус-мультик,  www.youtube.com  

Презентация (Приложение 3)