Цели урока:
- Углубление знаний учащихся о побудительных предложениях (новое: предложение-просьба)
- Развивать умения грамотно составлять предложения.
- Формирование культуры поведения в классе, вежливого обращения друг к другу.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, приложение 1, презентация.
Ход урока
1. Орг.момент. Настрой детей на работу.
я буду старательным я буду внимательным я буду думать |
– Повторяйте за мной:
2. Физ.минутка: Разогреем пальчики.
3. Чистописание
Повторим соединения букв, которые встретятся нам на уроке:
Сп бо до ия зд п П
4. Словарная работа
– Растает ледяная глыба
От слова доброго ……(слайд1 – Сп.сибо)
– Пользуясь словарём в конце учебника, посмотрите, как правильно записать это слово?
– Запись слова с ударением и решение орфографических задач.
– И в Германии и Англии
На прощанье говорят…. (слайд2. – до свидания).
– От хорошей девочки Насти
Давно не слышали слова… (слай3. – здравствуйте)
– Какими вежливыми словами продолжим ряд (посмотрите в словарь). (слайд №4,5 – извини, извините)
– В каких предложениях эти слова употребляются, что могут выражать? (В побудительных предложениях, выражают: совет, предложение, просьбу, пожелания, благодарность)
– Прочтите предложения: (Закрой дверь. Закрой дверь, пожалуйста.)
– Что вы о них можете сказать? (это побудительные предложения содержат просьбу)
– Какую просьбу вы выполните с большим желанием? (не ждать ответа)
– А по какому слову можно узнать побудительной предложение с просьбой?
– Вам ответить на этот вопрос подскажет сценка, которую приготовили ребята.
– Какое волшебное слово передающее просьбу, надо употребить в речи? (Слайд№6 – пожалуйста)
– Так какую просьбу вы выполните с большим желанием? (Закрой дверь, пожалуйста)
– Подчеркните слово, которое помогает выразить просьбу.
– Сегодня на уроке мы будем учиться употреблять предложения, в которых выражается просьба со словом “пожалуйста”, а так же грамотно их записывать.
5. Физминутка
– гимнастика для глаз
6. Актуализация
– Можно ли эту группу слов назвать предложением?
– Что такое предложение?
– Какие бывают предложения по цели? (повествовательные, побудительные, вопросительные) По интонации?
(Восклицательные и невосклицательные)
7.
– Ребята, мы с вами уже познакомились с рассказом В.Осеевой “Волшебное слово”, а теперь у вас есть возможность прочитать самим фрагмент этого произведения. Работа с учебником. С.105 упр.228
– чтение 1 учеником без слов пропущенных.
– Можно ли героев этого рассказа назвать вежливыми?
– Поможем им, добавим слово, чтобы получить предложение, выражающее просьбу.
– Прочитаем волшебное слово, которое находится в синей рамочке, по слогам и обратим внимание на постановку запятых. (карточка-опора на доске)
– Первое предложение прочитайте и дайте характеристику. (Лена, дай мне одну краску)(побудительное предложение, невосклицательное, выражающее просьбу)
– Найдите ещё побудительное предложение. (Бабушка, дай мне кусочек пирожка.)
Задание: Спиши побудительные предложения с просьбой, допиши волшебное слово.
1 группа – все предложения, правильно расставив знаки препинания.
2 группа – 1 предложение.
– Проверка (слайд 7 – предложения с запятыми) Проверьте, там ли у вас стоят запятые!
Вывод: В какой ситуации нам понадобятся вежливые слова? (связь с жизнью)
– А вы когда захотите помочь однокласснику, когда без волшебного слова вас попросят или с волшебным словом?
– Каким предложением В.Осеева заканчивает этот отрывок? (Помогло слово!) Почему? (Вежливое слово помогает выполнить просьбу)
8. Давайте отдохнём, пожалуйста.
Физминутка – слайд – подвижная “Делай как я”
9.
– Проверим знания, которые приобрели раньше.
– Тест (слайды9-13)
– Проверка (слайд 9)
10.
– Продолжаем формировать умения работать с предложениями. Задачник №226
– Прочитайте предложения.
– Какие они по цели?
– Прочитайте с нужной интонацией предложение, которое содержит 1) совет,(А вы лучше встаньте утром поран.ше.) – реши задачи письма.
2) пожелание, (Будьте здоровы.)
3) предложение, (Давайте все вместе напишем Кос.те п.с.мо.)
4) просьбу (Полож., пожалуйста, краски поближе.)
– Какое предложение осталось без внимания? (Подвин. свой .л.бом.) (3 варианта)
– Подчеркни слово, по которому всегда узнаешь просьбу. Помни о запятых при этом слове.
Итог:
– Как построить предложение, чтобы оно содержало просьбу? (Надо обязательно вставить слово “пожалуйста”)
– Скоро Новый год, и мы все мечтаем о чуде, представьте, что Дед Мороз может выполнить вашу мечту. О чём бы вы его попросили? -1 группа – составьте своё предложение с просьбой к Деду Морозу.
– 2 группа запишет свой вариант, решая орфографические задачи (если не знаешь – “окошко”), помни о запятых (памятка на доске <приложение 1>)
– Проверка (слайд 14, 15, 16) – Кто написал слово “пожалуйста” в начале предложения, поднимите руку, проверьте, обращайте внимание на запятые.
– Кто написал слово “пожалуйста” в середине предложения, поднимите руку, проверьте, обращайте внимание на запятые.
– Кто написал слово “пожалуйста” в конце предложения, поднимите руку, проверьте, обращайте внимание на запятые.
– А какие предложения составили для Деда Мороза?
11. Итог.
– Вы теперь знаете, что такое предложение, для чего оно нужно и какие предложения бывают. Давайте сделаем вывод.
– А теперь в учебнике упр.233 прочитайте вывод и дополните нужными словами.
– Так какое слово мы будем употреблять в побудительном предложении с просьбой? (слово “пожалуйста”)
12. Д/з: 229
1 группа – составит письмо к Деду Морозу, где будут побудительные предложения с просьбой, советом или пожеланиями.
13. Рефлексия.
(На доске нарисовано солнышко, солнышко зашло за тучку, тучка)
– Для кого мы учимся? (Для себя и для других людей)
– Кто сегодня узнал интересное, понял, понравилось. Оцените себя – солнышко,
– Кто старался, но не всё получалось. У меня остались вопросы – солнышко зашло за облачко.
– А кто не совсем доволен собой, своей работой – облако.
Спасибо за работу.