Цель:
- Научить детей составлять синонимический ряд слов и использовать его в речи.
- Сообщить познавательный материал о цветах.
- Повторить разбор слов по составу.
- Развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, внимание, память, создавая на уроках благоприятную атмосферу.
- Обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями.
- Приобщать детей к поэзии.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор.
- Магнитофон.
- Иллюстрации цветов.
- Карточки для индивидуальной работы учащихся.
- Словарь синонимов русского язык.
- Красная книга РФ.
I. Организационный момент.
Звучит музыкальный фрагмент П.И. Чайковского “Весна” из цикла “Времена года”.
- Закройте глаза, послушайте музыку и подумайте, кто к нам пришел в гости со звуками такой чарующей музыки.
- Догадались вы о том, кто вас приглашает?
- Весна приглашает вас в лес на встречу с чудом. Весной так легко дышится и так интересно наблюдать за пробуждением природы . звуки чарующей музыки.
- Что можно увидеть, почувствовать?
- Ласковое весеннее солнышко смотрит к нам в окно. Улыбнитесь друг другу, поделитесь частичкой тепла, которое подарило вам солнышко. Улыбнитесь так же красиво, как улыбаются вам эти цветы.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Тема нашего урока : “Цветы это-улыбка весны”.
- Сегодня на уроке поговорим о цветах, узнаем, почему они так названы, будем тренироваться в употреблении синонимов, развивать внимание, память, творческие способности.
- Эпиграфом к нашему уроку будут слова “Прикоснуться к красоте можно только сердцем”.
III. Интеллектуальная разминка.
- Весной или летом цветет сирень?
- Будущий цветок?
- Какой снег быстрее тает: чистый или грязный?
- На одной руке пять пальцев, на двух 10.Сколько пальцев на 10 руках?
- У какого растения семена напоминают парашюты?
- Каков порядковый номер месяца, заканчивающийся на букву “й”?
- Когда сутки короче зимой или летом?
Внимательно слушайте ряды слов. Постарайтесь запомнить в том же порядке, в котором их назвали. У вас получится новое слово.
- Весло, енот, синица, небо, астра. (Весна.)
- Цирк, ветер, ежи, топаль, орех, клен. (Цветок.)
Какой звук общий?
- Весна, солнце, лес, свет, скворец.
- Травы, птица, цвета, шар.
IV. Чистописание.
- Нарисуем безотрывно цветы.
(Ученики рисуют цветы, похожие на колокольчики.)
V. Разбор слов по составу.
- Какие же цветы радуют нас после зимней стужи? (Одуванчик, ветреница, прострел, мать– и – мачеха, первоцвет, ландыш , подснежник.)
- Каким, одним словом можно назвать все эти раннецветущие растения?
- Запишем: “подснежник”
- Как вы думаете, какой корень в слове подснежник?
- Какое значение носит приставка под?
- А как еще их можно назвать? (Первоцвет.)
- Почему так назвали?
- Так назван и один из весенних цветов. (Примула.)
- Наш первоцвет – примула. Что значит первый.
- Ребята, посмотрите, среди сухой, прошлогодней травы на лесной полянке, покачивается нежный, хрупкий цветок– ветреница. Вы, наверняка, видели эти белые подснежники.
- Почему народ так назвал эти цветы?
- Разберем слово ветреница по составу. Запись в тетрадь.
- Какой корень в слове? (Вветр)
- Вот и зовут ветреницу ветреницей за то, что ее цветы на тонких стебельках покачиваются даже от очень слабого ветра.
- Выделим суффикс – ен.
- Какого рода это существительное?
- Какую часть слова мы еще не выделили? Суффикс – иц – указывает на то, это существительное женского рода. Например, умница, царица.
- Как тепло говорит об этом цветке С. Я. Маршак.
И пусть еще хмурится поле седое,
В полдень проснутся от света и зноя
Лютики – вешнего солнца подарки,
Что перед нами юг этот яркий. (Читает ученица.)
- Разберем по составу слово калужница.
- Калужа – болото. А если бы это слово придумали в настоящее время. Как бы назвали цветок? (Болотница.)
- На доске иллюстрации цветов– первоцветов и названия, которые им давал народ в различных местах.
Y .Работа над лексическим значением слов, называющих раннецветущие растения.
Соотнесите рисунки цветов с их названиями.
- Молочник
- Прострел
- Летучки
- Односторонник
- Пушица
- Двоелистник
- Мать-и-мачеха
- Сон-трава
- Одуванчик
- Найдите самое необычное название одуванчику. (Молочник.)
- Найдите самое поэтическое название одуванчику. (Пушица.)
- Самое веселое название. (Летучки.)
- В переводе с венгерского “одуванчик” дословно означает “детсковеночная трава”, то есть трава, из которой дети плетут венки.
- Одуванчик облетает от дуновения ветерка.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.
- Разбор слова одуванчик по составу.
- Запишем: мать-и-мачеха.
- Почему так назвали цветок?
Мать-и-мачеха цветок –
Золотой коврок.
Тронешь верхний лепесток,
То почуешь холодок,
Тронешь нижний ты листок,
То услышишь ты: “сынок”! (Читает ученица.)
- Запишем: сон-трава.
- Маленькое северное чудо среди сугробов снега. Названо так потому, что когда, смотришь на поникшие цветы, кажется, что они спят. Существует поверье, что растение имеет усыпляющее действие. Прострел, вероятно, его ядовитым соком натирались, когда “простреливало” поясницу. В самом названии есть что-то сказачное, таинственное. Этот цветок занесен в Красную книгу РФ.
YI. Письмо по памяти.
- Стихотворение об одуванчике мы выучим и запишем по памяти.
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький секрет. (О. Высотская)
- Орфографическая подготовка.
- Запись по памяти.
- Проверка.
YII. Физкультурная минутка для глаз.
YIII. Работа над образными средствами языка.
- Работа со стихотворением Л. Усановой.
- Ребята, прочитайте стихотворение и подчеркните в тексте слова-синонимы.
Улетела злая вьюга, принесли тепло ручьи,
Побежали друг за другом бесконечные ручьи.
По лугам несутся смело, по тропинкам, по полям!
Зацвела, похорошела отдохнувшая земля. (Л.Усанова.)
- Дети, какие синонимы вы нашли? Проверка.
- Русский язык богат синонимами, поэтому, когда в нашей речи часто повторяются одни и те же слова это некрасиво.
- Задание. Давайте предложенный вам текст украсим, заменив повторяющиеся слова синонимами. Ученик читает текст по абзацам.(Слайдовая презентация раннецветущих растений.)
- Дети, посмотрите на эти цветы.
С первым весенним солнышком вы увидите желтые огоньки мать-и-мачехи.
Ее очень часто путают с одуванчиком, но мать-и-мачеха цветет без
листьев, они у нее появляются уже летом. Войдя в весенний лес, вы обязательно увидите необычный цветок, который зацветает через несколько дней после мать-и-мачехи. Цветки медуницы хоть и некрупные, но зато, какие яркие. Давайте пройдем еще по лесным тропинкам. Вы, конечно, увидите, как спешат скорее развернуть свои листья торопливая хохлатка. Что же еще вы увидите в весеннем лесу? Это и подснежник, и фиалка, и первоцвет. И наверняка вы унесете домой букетик первых цветов. Но помните, что вы отнимаете у леса его весеннюю улыбку. А стоит ли? |
- Ребята, какое слово часто встречается в тексте? (Увидите.)
- Составим его синонимический ряд. Нам может помочь словарь синонимов.
- Запишем в тетрадь: увидеть, взглянуть, заметить, рассмотреть, засмотреться, залюбоваться.
- А теперь украсьте текст. Прочитайте.
IX. Творческая самостоятельная работа учащихся в группах. (3группы-по рядам.)
- Дети, предлагаю вам творческое задание. Сочините стихи, которые будут напоминать о том, что вы увидели сегодня на уроке.
- Вот вам рифмы:
Лес
Чудес
Букет
Привет
- Работа в группах.
- Проверка. Дети читают стихи.
X. Итог урока.
- Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов этого хрупкого и драгоценного дара природы.
- Легенды и сказки о цветах вдохновляли многих поэтов и композиторов и вас в том числе.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
XI. Рефлексия.
- Ребята, с каким настроением вы уходите с урока? (Покажите мимикой.)
- Спасибо за сотрудничество.