Цели:
- Закрепить правильное произношение звука.
- Автоматизировать звук в словах, словосочетаниях, предложениях.
- Продолжать формировать фонематический слух, слуховой контроль за правильным
- произношением.
- Закреплять навык звукового анализа.
- Учить отвечать на вопросы предложениями словами с заданным звуком.
Оборудование: зеркало, “человечки-звуки”, картинки на заданный звук, звуковые фишки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
В некотором царстве, в некотором государстве, за алыми губами, за белыми зубами жил-был Веселый язычок. Он каждое утро широко открывал окошко.
Выполнить упражнение “распахнутое окошко”. Презентация
Здоровался с солнышком: “Здравствуй, солнышко, солнышко-колоколнышко!”, здоровался с травкой: “Здравствуй, травушка-муравушка!” (поднять кончик языка вверх и опустить вниз), и пел песенку:
Утром просыпаюсь, улыбаюсь.
Солнышко смеется, глядя на меня.
Я смотрю на солнце, маму вижу я.
Мое солнце – мама милая моя!
Язычок каждое утро умывался холодной водой и чистил свои зубки, чтобы никогда не болеть, быть сильным, выносливым.
Умывшись, Язычок чистит нижние зубки.
Чищу зубы,
Чищу зубы снаружи,
И внутри.
Не болели,
Не темнели,
Не желтели чтоб они.
(Движения языка слева – направо, справа – налево, сверху вниз)
Привел себя язычок в порядок и сел завтракать. Он очень любил блинчики со сметаной.
Улыбнуться, обнажив зубы. На нижнюю губу положить широко распластанный язык и удерживать его под счет до пяти. “Поджарить”, подуть, остудить и “Съесть” - спрятать язык за зубы, имитировать жевательные движения.
Когда тесто наливаем,
Язычок мы выставляем.
Потом огонь зажжем,
И блины печем, печем.
Дуем, дуем, задуваем –
Блины слегка мы остужаем.
Язычок в рот уберем,
И блинчики пожуем.
Наелся язычок и пошел играть в футбол.
(Широкий язык лежит на нижней губе, гол забивается сильной целенаправленной воздушной струей)
Вышел язычок во двор
Поиграть с детьми в футбол.
Очень сложная задача –
Загонять в ворота мячик!
Наигрался Язычок и пошел домой.
Посмотрел на часы и увидел, что ему пора отдыхать.
Тик – так часики идут.
Тик – так песенку поют.
3. Закрепление правильной артикуляции звука (с).
Послушай меня, какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении:
Сидел воробей на сосне.
Заснул – и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
Давай расскажем положение органов артикуляции, когда мы произносим звук (с). (Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубки).
4. А) Автоматизация изолированного звука (с). Посмотри на картинку.
Мальчик Саня отправился в лес, но по дороге колесо его велосипеда спустило. Давай поможем накачать колесо, изобразим насос: сожми пальцы в кулачки, поставь руки перед собой и делаем руками движения вверх – вниз. Воздух выходит из насоса и свистит: с-с-с-с. Не забывай о том, в каком положении у тебя должны быть губы, зубы и язык.
Б) “Кто дольше”? Ребенок и логопед соревнуются в правильном и длительном произношении звука.
5. Обозначение звука (с) символами.
Какого “Человечка – звука” мы возьмем для звука (с)? Почему? (Синего без колокольчика)
Характеристика звука (с) – согласный, твердый, глухой.
6. Упражнение на формирование фонематического слуха “Пирамидка”.
Я буду называть слова, если в этом слове есть звук (с), то ты будешь одевать на стержень пирамидки колечко, если звука (с) нет, то колечко одевать не надо. (Сад, кухня, сам, сало, конь, сок, вата, шапка, сыр, суп, стена, мел, клубок)
7. Автоматизация звука (с) в словах – игра “Песочница”.
Давай поможем слоненку найти игрушки, которые он потерял в песочнице. (Из песка выбирает игрушки и называет их)
8. Звуковой анализ слогов – са, со, ус. (Звуковая линейка, звуковые фишки)
9. Автоматизация звука (с) в словосочетаниях.
Правильно ли сказала мышка Соня?
Исправить ошибку. Произнеси словосочетание правильно.
Сосновая лес
Сосновое доска
Сосновый ступеньки
Сосновые весло
10. Автоматизация звука (с) в предложениях.
Ответить на вопросы текста. (Работа по карточке)
Пастух пас стадо. Пес помогал ему. Пастух устал и уснул под кустом. Вдруг волк схватил козленка. Но пес не испугался и спас козленка.
Кто пас стадо?
Кого пас пастух?
Кто помогал ему?
Что сделал пастух?
Почему пастух уснул?
Что сделал волк с козленком?
Кто спас козленка?
Что пес сделал для козленка?
11. Итог, домашнее задание (в зависимости от того, с какими этапами занятия не справился ребенок).
Литература
- М.А. Поваляева. “Сказки о веселом язычке” - Ростов-на-Дону “Феникс”, 2003 г.
- Г.Ванюхина. “Речецветик”. “Русич”, 1996 г.