“Воспитание есть дела авторитета и уважения”.
С.Смайлс
Сельская школа – это центр просвещения. В сельской школе на плечи учителя ложится огромная работа, он является образцом для подражания и практически не имеет право на ошибку.
“Мы повторяем теперь ещё бессмысленно слово “просвещение”. Даже и не
задумывались над тем, откуда пришло это слово, и что оно значит. Слова этого нет
ни в одном языке, только у нас. Просветить – не значит научить, или наставить,
или образовать, или даже осветить, но насквозь высветлить человека во всех его
силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный
огонь. Слово это взято из нашей церкви, которая уже почти тысячи лет его
произносит, несмотря на все мраки и невежественные тьмы, отовсюду её окружавшие,
и знает, зачем произносит. Гремят отрывочно, как бы с неба, вслух всем слова:
“Свет просвещенья!” – и ничего к ним не прибавляется больше”.
(Н.В. Гоголь.)
Как просвещать? Что же нам делать? Продолжать обучать “всех и каждого” одинаково и умножать посредственность и серость? Эти вопросы волнуют многих, и меня в том числе. А вас? Вот вы, например, отдадите своего ребёнка в среднюю общеобразовательную школу, где обучают “всех и каждого” вот так:
– Ты опять не выполнил домашнее задание? – Два! Куда ты повернулся? Отца давно не вызывали? Так... иди к доске. Тебе – три, а тебе – четыре за дополнение. Откройте страницу 15. Новая тема... Что, записочки пишем? Выросла, конечно. На дом: страница 16, 1-2 задание. У кого есть вопросы? У вас никогда нет вопросов... Не хотите в такую школу? А сельского жителя выбора нет. Поэтому на нас сельских учителей ложится большая
ответственность, как сделать жизнь на села более интересной и, увлекая детей увлечь за собой родителей. А для этого надо найти такие методы и приемы обучения, которые поведут учащихся к познанию. Значит надо развивать творческий потенциал ученика. Сделать это можно только в условиях любви к детям: осуждение подавляет творческое начало в ребёнке, а любовь, ласка, забота поощряют его творческую активность.
Что я могу изменить в учениках? Не изменяю я, а открываю каждого для себя и для них самих через общение и на уроке, и вне урока, потому что приняла на веру, впитала в себя откровением слова М.П. Щетинина: “Познание – это прежде всего общение учителя и учащихся и самих учеников друг с другом”. Мне, учителю, невозможно оставаться случайным человеком в судьбе учеников, а нужно стать близким, понятным и принятым в душу. А это можно сделать только через совместный труд, через сотворчество. Радость творчества, сознание “я могу”, “мне интересно”, “я интересен” многое меняют в психологии ребёнка. Это и есть три составляющие моей педагогической практики: интерес – творчество – общение. В сельской школе нельзя оторвать преподавание предмета и классное руководство именно в сельской школе это тесно переплетаются, и дают хорошие результаты. Сельский учитель работает больше, чем городской пусть городские учителя на меня пусть не обижаются так как, приходя, домой его работа не заканчивается к нему идут за советом и помощью, как по воспитанию, так и с житейскими проблемами.
Иногда нам кажется, что современный ребенок знает и умеет все: с легкостью работает на компьютере, решает задачи повышенной сложности, рассуждает о философии. Год от года усложняются программы и толщина учебников ,но школа не всегда умеет создавать условия для развития личности. Но школа не всегда умеет создать условия для развития Личности ребенка. Проблема здесь состоит в том, что ни один предмет учебной программы не позволяет ребенку познать себя – узнать свои возможности, психологические особенности, определится в интересах и планах на будущее, найти свое место в обществе. Ни один учебник не дает навыков общения с людьми, социального и
гражданского поведения. Именно в коллективе сверстников и их родителей у детей и подростков формируется умение сосуществовать в обществе, развиваются навыки полоролевого и статусного поведения, разнообразные коммуникативные навыки. Эти навыки, вместе со специальными знаниями и умениями по предметам,– залог успеха выпускников в меняющихся социально-экономических условиях. Однако современное общество ставит перед педагогами новые задачи. Помимо традиционных общих дел в классе, организации интересного досуга, для классного руководителя принципиально важным становится владение такими формами работы, которые создают условия для развития информационно – познавательных, коммуникативных, мировоззренческих навыков и способов поведения и без родительского содействия никак не обойтись. Чтобы воспитать у выпускника развития потребности и способности личности к самопознанию, самоактуализации, самореализации, саморазвитие и самосовершенствование – залог успеха выпускника школы. Именно классный руководитель сельской школы совместно с родителями могут и должны учить детей эффективной коммуникации, успешной деятельности, навыкам целеполагания и самоорганизации. За период работы педагог может выпустить не более 5 выпусков (это старшее звено 5–11) и 8 выпусков (1–4 классов). За время моей работы 4 выпускных класса как классного руководителя. Вот уже второй выпуск (а в этом году они в 11-м классе ) мы начинаем работать заранее т.е со 2-го класса как с подшефным классом при этом помогает более раньше узнать детей и родителей, а в тоже время у учащихся шефского класса формируются организаторские, заботу о младших и другие качества. В сельской школе это приемлемый метод работы.
И родители, приводя ребенка в 5-й класс будут знать, кто будет классным руководителем и вести математику. В пятом классе мы начинаем планирования с того каким хотят видеть родители своего ребенка в 11-м классе исходя из желания родителей и детей, мы совместно составляем перспективное развитее на 7 лет, за тем разбивая на блоки 5–6-й класс ( по возрастным особенностям) 7–8-е классы, 9–10-е классы, и 11-й класс.
Конкретно, что мы хотим видеть в детях, какие качества на данный период должны быть выработаны за период 5–6-й класс и конечно учитывая что нам рекомендует школа, район, государство. Это делает не отдельная группа детей и не спускается свыше, и не рекомендуется родительским комитетом, а это класс разбивается на группы (которые состоят из родителей и детей)и создаются проекты плана работы и происходит защита данных проектов. Родители и дети с удовольствием принимают участие, планируя при этом совместное проведение мероприятий. При таком планирование родители не самоустраняются и не обсуждают школу и не становятся наблюдателями, а являются активным участником, и болеют не только за своего личного ребенка, а за коллектив в целом и за школу, в общем. Рассматривая таким образом планирование происходит саморазвитие самих родителей , накопление и обмен опытом. Дети в 5–6-х классах очень хотят общаться с родителями, но в данный период родители считают, что ребенок вырос и, стал самостоятельный и самоустраняются, от какой-то совместной деятельности забывая о том, что именно сейчас они необходимы для развития дальнейших навыков. А к 7–8-х классу после подхода самоустранения начинаются проблемы переходного периода, но когда в 5–6-х классах дети проводили много мероприятий и родители активно принимали участие в творчестве класса, школы автоматически родители остаются с детьми они больше им доверяют, советуются и видят, в них соратника не стесняются своих родителей. В 9–10-й класс помогаю готовится к экзаменам и переходят на новый виток взаимоотношений родители, воспринимают уже детей, как взрослых и равных при этом обучая своих повзрослевших детей.
11-й класс – это итоговый класс, где подводятся итоги, где видна должна быть самостоятельность желание самосовершенствоваться и мы видим плоды своего нашего труда.
Какие яркие мероприятия можно вспомнит, которые были организованы совместно с родителями. С последним выпуском были организованы и проведены.
- Создан хор родителей и детей “Вдохновенье”, мы выступали на мероприятиях школьных поселковых и районных (5–7-й классы).
- Создана вокальная группа “Ассорти” (8–11-й классы).
- Диспут “Дети глазами родителей родители глазами детей”.
- КВН между родителями и детьми (затем была создана команда КВН KREZZI-klas).
- Организован праздничный вечер “И в шутку и всерьез”.
- Осуждения прочитанных книг “Дети капитана Гранта”, “Фобас”.
- Участвовали в конкурсе самая читающая семья поселка.
- Проводили забытую военно-спортивную игру “Зарница”.
- Туристические походы “Изучаем свой край”.
- Создаем своими руками “Мы таланты”.
- Сотрудничество с социальным центром “Акция Милосердия”.
- Встреча с местными поэтами и писателями Разетдинов Р.Г, Соловейчик А.С. (главный редактор местной газеты “Вестник”) и др.
- Систематически проводили акцию “Посылка солдату”.
- Профориентационная работа.
- Принимаем активное участие в научно исследовательской работе, где организованы группы детей по подготовленности, где старшие помогают младшим ,прослушивают, редактируют, помогают в оформлении. Затем ребята выступают перед своими родителями, которых считают истинными критиками, родители зададут самые каверзные вопросы и в тоже время дадут самый нужный совет и помогут в дальнейшем. После такой рецензии и помощи ребята с удовольствием и без боязни выступают на районных и окружных, всероссийских конференциях, где занимают поощрительные и призовые места.
Про конкурсы можно сказать отдельно:
– Всероссийский конкурс “Познание и творчество”.
– Всероссийский конкурс “ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬТУРА”.
– Районный конкурс “Мой родной край”.
– Всероссийский конкурс “Шаг в будущее”.
– Всероссийский конкурс “Портфолио”.
– Районный конкурс “Самый лучший ученический коллектив”.
Можно продолжать до бесконечности перечислять мероприятие, где мы принимаем участие и как их организуем в нашей сельской школе. В чем плюс нашей работы, не все ложится на плечи классного руководителя, а работа распределяется по всему коллективу как ученическому, так и родительскому. Конечно, ты являешься основным куратором событий, но это не сложно. И когда наблюдаешь за полученным результатом, становится приятно и гордо как родителям, так и нам педагогам и не стыдно за свой проделанный труд. Выпускник сельской школы которому приходится привыкать не только к студенческой жизни ,но и городской ,выходит приспособленный к жизни и старается проводить активный образ, активную позицию.
Проходит время бывшие ученики с удовольствием возвращаются, делятся своими победами и своими поражениями, советуются, а это самая большая благодарность педагогу. Педагог видит, что его помнят, уважают, ценят и приводят своих детей, а значит, доверяют самое дорогое.
Литература
- Дик Н.Ф., Е.П. Сгибнева. Как воспитать ребенка без напряг и передряг. – Ростов на Дону “Фениск”. 2007. 313 с.
- Шурковой Н.Е. Классное руководство Педагогическое общество России. – М., 2000. 256 с.
- Вульфов Б.З., Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю., Селезнева Е.В. Интересы и потребности современных детей и подростков. – Изд-во КАРО. СПб., 2007. 144 с.
- Морозов Д.В. Техника безопасности для родителей нового времени. – РИПОЛ – классика – М., 2007. 288 с.
- Фомина Л.П. Идеи С.Т. Шацкого в современной адаптивноразвивающей школе. – СПб., МИНПИ, АКМЕ-ЦЕНР. 2007. 154 с.
- Маленкова Л.И. Классный руководитель воспитатель): практический материал. – 2007. 272 с.
- Педагогическое общество Россия. – М., 2007.
- Тыртышная М.А. 50 идей. Для классного руководителя (практическая копилка педагога). – Ростов на Дону Феникс. 2008. 218 с.