Программа информатизации МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 5 г. Красноярска

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Введение

В последнее время информационные технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности. Появились новые потребности, что повлияло на человеческие ценности. Возникла потребность в использовании ИКТ, как инструмента общения, доступности информации и других аспектов. Безусловно, каждый согласится, что компьютер стал широко использоваться человеком во многих направлениях. Школьная среда не явилась исключением.

В условиях информационного общества резко и постоянно увеличивается объем и изменяется содержание знаний, умений и навыков, которыми должен обладать современный специалист. Интеграция компьютерных технологий и учебного процесса способствует его интенсификации, модернизации системы образования, повышения качества обучения, выработке умения самостоятельно добывать новые знания, реализации идеи развивающего и непрерывного обучения. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

Цель программы информатизации на 2008–2011 год:

Повышение уровня открытости, доступности и качества образования через эффективное использование аппаратных и цифровых образовательных ресурсов школы и педагогического сообщества, организацию активной деятельности всех участников образовательного процесса в ИКТ-насыщенной среде.

Задачи:

  1. Развивать правовые основы деятельности в ИКТ-насыщенной среде всех участников образовательного процесса на основе новых положений (О сайте, о школьной технической службе, о медиатеке, о распределении прав доступа к информационным и техническим ресурсам школы, о школьных СМИ и т.п.) и корректировки имеющихся.
  2. Продолжить работу по совершенствованию материально-технической базы школы в создании единого информационного пространства школы: оборудование АРМ учителей в предметных кабинетах, дополнительных мест общего доступа (ИМиРЦ, библиотека), подключение новых АРМ к сети Интернет, современное цифровое лабораторное и демонстрационное оборудование для кабинетов естественно-научного цикла.
  3. В управлении школой постепенно перейти на электронный документооборот на основе внедрения оболочки 1С Школа 2.5(БД по учащимся и сотрудникам, учет материальных ценностей, расписание, журнал, тематическое планирование, портфолио учителя и учащихся).
  4. Методическую работу с педагогическими работниками по формированию ИКТ-компетенции планировать и проводить на основе дифференцированного подхода и с учетом развития общих тенденций в инновационной деятельности (дистанционные курсы, сетевые сообщества, использование ресурсов Интернет, новых аппаратных и программных средств).
  5. Разработать мониторинговые мероприятия по внедрению ИКТ в учебную и внеучебную деятельность и систему поощрения учителей, активно использующих ИК технологии в образовательном процессе.
  6. Разработать систему мероприятий по привлечению учащихся к деятельности в школьной радиостудии, видео студии, пресс-центре и участию в дистанционных конкурсах.

Анализ исходной ситуации:

Динамика технического оснащения школы с 2002 по 2008 г.

Наименовeание 2002 2003 2004 2005 2006 2007 1-2 кв. 2008 г.
Компьютеры

13

24

27

31

32

45

45

Ноутбуки    

1

2

3

14

17

Принтеры

2

2

6

7

8

8

12

МФУ

0

0

0

1

3

5

6

Цветные принтеры

1

1

2

2

2

5

5

Копировальная техника

0

0

1

1

1

2

2

Сканеры

1

2

4

4

4

5

5

Проекторы

0

0

1

3

4

12

16

WEB-камеры

0

0

0

0

0

5

5

Интерактивные доски

0

0

0

0

0

3

4

Цифровые фотоаппараты

1

1

1

1

3

4

4

Цифровые видеокамеры

0

0

0

0

1

2

2

Компьютерное информационное обеспечение и его использование в образовательном процессе (Приложение 1):

  • 2 компьютерных класса (по 8 рабочих мест для учащихся + рабочее место учителя), которые используются в учебное и внеучебное время учащимися и учителями школы, в среднем по 46 часов в неделю;
  • 1 межпредметная лаборатория – 6 рабочих мест для учащихся, проектор, ноутбук учителя, газоплазменная панель, DVD-плеер;
  • 10 компьютеров - на рабочих местах административных работников, 17 компьютеров – рабочие места учителей, 6 рабочих мест для специальных служб школы, 2 компьютера для работы смешанных проектных групп (учащиеся под руководством учителей);
  • 2 компьютера используется в качестве серверов для организации доступа к ресурсам сети (один прокси-сервер для обеспечения выхода в Интернет с любого компьютера локальной сети - 38 компьютеров, другой выполняет функции школьного файлового сервера).

Итого в распоряжении учащихся находятся 22 компьютера, педагогических работников – 33 компьютера, 2 компьютера используются участниками проектных групп (учащиеся и учителя), 2 – в качестве серверов, всего – 59 компьютеров, из них 22 компьютера платформы Intel Pentium III: Celeron 750-850/RAM128, HDD 40GB/CD-ROM; остальные - платформы Intel Pentium IV:

  • медиатека (213 цифровых образовательных ресурсов на дисках по разным образовательным областям, из которых 75 используется в обучении);
  • в школе с 2002 года создана локальная сеть компьютерных классов, а с 2005 года локальная сеть школы, объединяющая все компьютеры администрации, компьютерных классов, библиотеки, информационно-методического и ресурсного центра, кабинета физики. Подключение к сети Интернет с 2002 года по DIAL-UP (модем), с 2005 года по выделенной линии на основе технологии витой пары, а с 2006 года - волоконно-оптическая линия.

Электронная почта работает с 2000 года. Адрес: school5@krsnet.ru, адрес школьного сайта в Интернете: http://sch5.ru .

Информатизация административно-управленческой деятельности:

В школе действуют следующие правила электронного документооборота:

  1. В настоящее время все сотрудники школы обязаны выполнять требование администрации по оформлению всей документации в печатном виде с использованием ИКТ. Многие документы хранятся в электронном виде. Часть из них размещается в хранилище файлового сервера, но основная часть распределена по компьютерам административных сотрудников и учителей. На файловом сервере для административных сотрудников и некоторых учителей заведены личные папки, доступные по сети, куда они могут сбрасывать важную информацию. Также есть папка с общим доступом, через которую сотрудники могут обмениваться файлами. Так как в штате школы нет сетевого администратора, то не настроен почтовый сервер. Только часть учителей и некоторые старшеклассники имеют личный электронный адрес на общедоступных серверах в Интернете.
  2. Ведется база КИАСУО, в основном для обеспечения внешней отчетности и документооборота (требование краевых органов управления образования) – отв. завуч школы и секретарь. Все приказы по школе издаются через оболочку базы. Вся информация об учащихся и сотрудниках, о программах и материально-техническом обеспечении образовательного процесса хранятся в этой оболочке. Каждую четверть классные руководители заносят в базу оценки учащихся.

Методическая работа по внедрению ИКТ и проектной деятельности планируется и проводится в системе:

  • на базе школы курсы пользователей прошли – 22 чел.;
  • обучение на курсах ММЦ по проекту ИСО – 70% педагогического состава;
  • обучение на курсах ИПКРО по проектной деятельности – около 30 чел.
  • обучение на курсах ИПКРО по предметной направленности – ежегодно 10-15 чел.
  • обучение на стажерской площадке “Учебные проекты с применением ИКТ” - за 3 года - 6 чел.
  • плановые методические совещания, семинары, педсоветы по ИКТ и проектной деятельности – 1 раз в 2 месяца.
  • организация творческих отчетов учителей, Дней открытых дверей, районных семинаров, Недели ИТ, МО на базе школы – регулярно по плану школы. (Приложение 2)

Реализация программы информатизации 2005-2008 гг. и программы развития 2006-2007 г. в части материально-технического и программного обеспечения способствовала позитивным тенденциям в освоении информационных технологий педагогами. Учителя-предметники стали чаще и эффективнее применять ИКТ в своей педагогической деятельности, в обучении учащихся. Это способствовало формированию ИКТ-компетенций учащихся, развитию проектного метода управления школой и проектной деятельности, как взрослых, так и детей.

Результаты деятельности школьной команды по информатизации:

  • в конкурсе “Лучшие программы информатизации учреждений системы общего и начального профессионального образования”, который проходил в октябре-ноябре 2007 года, программа нашей школы заняла первое место в районе;
  • в конкурсе школьных команд, который проводился в феврале 2008 года, наша команда “Пятый элемент”, состоящая из семи учителей и троих школьников заняла I место и была награждена ноутбуком;
  • в профессиональном конкурсе Большой Учительский Мастер-класс VI Открытого районного компьютерного фестиваля приняли участие 13 учителей в 5 номинациях (Создание ЦОР, Проектная деятельность, Система работы, Урок с применением ИКТ, Внеклассная деятельность);
  • шестеро учителей школы вышли в полуфинал профессионального конкурса Большой учительский мастер-класс, пятеро из них проводили мастер-классы для учителей района;
  • 9 учителей школы приняли участие в конкурсах ИДМ “1 Сентября” - “Открытый урок” и “Портфолио”, 8 учительских и 6 ученических работ опубликованы на сайте http://1sept.ru;
  • 4 учителя с тремя докладами участвовали в региональной конференции по результатам продвижения проекта ИСО “День открытых дверей”;
  • в городском сборнике “Использование ИКТ в образовательной деятельности” опубликованы статьи пяти учителей школы (август 2007 г.);
  • шесть учителей школы стали победителями НПО, а трое - краевого уровня. Два учителя уже получили АРМ, двое получат в этом году;
  • учителя участвуют в других конкурсах российского и краевого уровня, привлекают команды учащихся для участия в дистанционных конкурсах.

Ключевые проблемы, на решение которых направлена программа информатизации  школы:

Проблема Причины возникновения проблем Пути решения проблем
Около 70% учителей не эффективно используют информационное пространство школы
  • только 4 АРМ учителя находятся в учебных кабинетах школы + 8 мобильных;
  • мало оборудованных мест (3) для учителей с возможностью подключения к ресурсам локальной сети и Интернет;
  • недостаточный уровень методической работы по организации деятельности всех участников образовательного процесса в ИКТ-насыщенной среде;
  • недостаточное правовое и информационное обеспечение по вопросам использования образовательных ресурсов школы.
  1. Разработать положение о разграничении прав доступа к ресурсам образовательной сети школы и файлового сервера, о медиатеке и использовании ЦОР в образовательной деятельности.
  2. Оборудовать дополнительные АРМ в учебных кабинетах (не менее 5 каждый год).
  3. Реконструировать локальную сеть школы с включением АРМ учителей в учебных кабинетах, в музее, Пресс-центре и в местах общего доступа.
  4. В плане методической работы уделять особое внимание ознакомлению учителей с организационной и технической составляющей ЕОС.
Недостаточный уровень использования оболочки школьного сайта всеми участниками образовательного процесса.
  • Положение о школьном сайте не учитывает особенностей школы;
  • плохо организована информационная и методическая работа по ознакомлению со всеми возможностями сайта;
  • не назначены ответственные за обновление рубрик сайта.
  1. Разработать положение о школьном сайте и провести информационную работу по ознакомлению с этим положением.
  2. Назначить ответственных за ведение рубрик сайта (администраторов, учителей, старшеклассников).
  3. Провести методические семинары по практической работе в оболочке школьного сайта.
Недостаточное использование  ресурсов Интернет педагогами в образовательном процессе ( в основном только поиск информации при подготовке к урокам, ЕГЭ, мероприятиям, а также для участия в профессиональных и детских конкурсах). Низкий процент участия учителей в дистанционных профессиональных конкурсах, работе сетевых профессиональных сообществ. Учителя не используют возможности дистанционного обучения на курсах повышения квалификации.
  • не определен порядок использования ресурсов Интернет учащимися, административными работниками и учителями;
  • недостаточно разработано методическое обеспечение по использованию ресурсов Интернет в учебной деятельности;
  • выход в Интернет для учителей кроме кабинетов информатики и межпредметной лаборатории организован только в одном предметном кабинете (физика) и с двух АРМ общего доступа.
  1. Разработать положение о правах доступа и порядке использования ресурсов Интернет и ознакомить с ним всех участников образовательного процесса.
  2. Провести практические занятия для учителей по работе в Интернет (поиск информации, регистрация на сайтах, в форумах, сетевых сообществах, работа с электронной почтой).
  3. Разработать и провести методические семинары по конструированию уроков с использованием ресурсов Интернет.
  4. Обеспечить доступ к ресурсам Интернет с АРМ учителей в предметных кабинетах (не менее 5 каждый год).
Низкий уровень участия учащихся школы в дистанционных образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах, дистанционном образовании.
  • недостаточно продумана система работы с одаренными детьми по информационным технологиям;
  • в учебном плане школы нет ЭК по информатике и ИКТ (8-11 класс);
  • нет профильного информационно-технологического класса;
  • программа непрерывного обучения информатике и ИКТ требует корректировки;
  • не продумана система поощрения учащихся и учителей, которые участвуют в дистанционных конкурсах.
  1. Провести корректировку учебного плана и поставить на контроль преподавание непрерывного курса информатики.
  2. Разработать программы и обеспечить часами ЭК по информатике и информационным технологиям.
  3. Разработать программу обучения и организовать в 2008 г. набор в информационно-технологический 10 класс.
  4. Найти и привлечь партнеров (организации, профессиональные кадры) по преподаванию новых профильных курсов (обработка видео, сайтостроение, компьютерная графика, программирование).
  5. Своевременно информировать учащихся о курсах дополнительного образования в области ИКТ, которые организуются на базе школы и других учебных заведений.
  6. Отслеживать объявления о конкурсах, составлять план-график участия школы и своевременно информировать учащихся и учителей.
  7. Разработать систему поощрения учащихся и учителей, которые активно участвуют в дистанционных конкурсах.
Растет круг задач по обслуживанию и учету вычислительной техники.
  • количество ВТ и оргтехники постоянно увеличивается;
  • нет технического персонала в штате школы по обслуживанию средств ИКТ;
  • не ведется автоматизированный учет материального оснащения;
  1. Ввести в штатное расписание ставки лаборанта и системного администратора (2008-2009 гг.), техника и инженера (2010-2011 гг.);
  2. Организовать детскую техническую службу на основе нового Положения, составить план обучения;
  3. Ввести автоматизированный учет технического оснащения на основе 1С Хронограф Школа 2.5, назначить ответственного.
Не достаточно хорошо работают школьные СМИ: нет оперативности в освещении всех сторон школьной жизни, новости на сайте выставляются очень редко, газета выпускается только раз в месяц, фотоальбом на школьном сайте отображает основные события только на 30%, не ведется видеоархив школы.
  • нет квалифицированных кадров для работы школьных СМИ;
  • в учебном плане не выделяются часы на ЭК по журналистике, операторскому мастерству, обработке цифрового фото и видео, Flash-технологиям;
  • не продумана система работы для повышения мотивации учащихся к деятельности в школьных СМИ;
  • требуется дополнительное оборудование для видео и радиостудии, пресс-центра.
  1. Найти партнеров – организации или физические лица, которые по договоренности могут помочь школе в техническом оснащении и кадровом обеспечении школьных СМИ;
  2. Составить смету на оборудованию видео и радио студии.
  3. Разработать систему мероприятий по привлечению учащихся к деятельности в школьной радиостудии, видео студии, пресс-центра.
  4. Разработать программы и обеспечить часами ЭК по журналистике, операторскому мастерству, видеомонтажу, обработке фото и графических изображений.
  5. Составить план работы школьных СМИ, назначить ответственных.

Решение данных проблем:

  • повысит  уровень информационной культуры учащихся и педагогических работников школы;
  • позитивно повлияет на создание в школе открытого образовательного информационного пространства;
  • активизирует применение ИКТ во внеурочной деятельности и в учебном процессе;
  • обеспечит готовность и способность педагогов эффективно работать в ИКТ насыщенной среде и изменяющихся организационных условиях;
  • позволит внести позитивные изменения в управлении образовательным процессом школы (автоматизированный учет и документооборот, школьный сайт);
  • активизирует деятельность школьных СМИ и способствует социальным практикам учащихся.