Введение
В последнее время информационные технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности. Появились новые потребности, что повлияло на человеческие ценности. Возникла потребность в использовании ИКТ, как инструмента общения, доступности информации и других аспектов. Безусловно, каждый согласится, что компьютер стал широко использоваться человеком во многих направлениях. Школьная среда не явилась исключением.
В условиях информационного общества резко и постоянно увеличивается объем и изменяется содержание знаний, умений и навыков, которыми должен обладать современный специалист. Интеграция компьютерных технологий и учебного процесса способствует его интенсификации, модернизации системы образования, повышения качества обучения, выработке умения самостоятельно добывать новые знания, реализации идеи развивающего и непрерывного обучения. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
Цель программы информатизации на 2008–2011 год:
Повышение уровня открытости, доступности и качества образования через эффективное использование аппаратных и цифровых образовательных ресурсов школы и педагогического сообщества, организацию активной деятельности всех участников образовательного процесса в ИКТ-насыщенной среде.
Задачи:
- Развивать правовые основы деятельности в ИКТ-насыщенной среде всех участников образовательного процесса на основе новых положений (О сайте, о школьной технической службе, о медиатеке, о распределении прав доступа к информационным и техническим ресурсам школы, о школьных СМИ и т.п.) и корректировки имеющихся.
- Продолжить работу по совершенствованию материально-технической базы школы в создании единого информационного пространства школы: оборудование АРМ учителей в предметных кабинетах, дополнительных мест общего доступа (ИМиРЦ, библиотека), подключение новых АРМ к сети Интернет, современное цифровое лабораторное и демонстрационное оборудование для кабинетов естественно-научного цикла.
- В управлении школой постепенно перейти на электронный документооборот на основе внедрения оболочки 1С Школа 2.5(БД по учащимся и сотрудникам, учет материальных ценностей, расписание, журнал, тематическое планирование, портфолио учителя и учащихся).
- Методическую работу с педагогическими работниками по формированию ИКТ-компетенции планировать и проводить на основе дифференцированного подхода и с учетом развития общих тенденций в инновационной деятельности (дистанционные курсы, сетевые сообщества, использование ресурсов Интернет, новых аппаратных и программных средств).
- Разработать мониторинговые мероприятия по внедрению ИКТ в учебную и внеучебную деятельность и систему поощрения учителей, активно использующих ИК технологии в образовательном процессе.
- Разработать систему мероприятий по привлечению учащихся к деятельности в школьной радиостудии, видео студии, пресс-центре и участию в дистанционных конкурсах.
Анализ исходной ситуации:
Динамика технического оснащения школы с 2002 по 2008 г.
Наименовeание | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 1-2 кв. 2008 г. |
Компьютеры | 13 |
24 |
27 |
31 |
32 |
45 |
45 |
Ноутбуки | 1 |
2 |
3 |
14 |
17 |
||
Принтеры | 2 |
2 |
6 |
7 |
8 |
8 |
12 |
МФУ | 0 |
0 |
0 |
1 |
3 |
5 |
6 |
Цветные принтеры | 1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
5 |
5 |
Копировальная техника | 0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
Сканеры | 1 |
2 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
Проекторы | 0 |
0 |
1 |
3 |
4 |
12 |
16 |
WEB-камеры | 0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
5 |
Интерактивные доски | 0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
4 |
Цифровые фотоаппараты |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
4 |
4 |
Цифровые видеокамеры |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
2 |
Компьютерное информационное обеспечение и его
использование в образовательном процессе (Приложение 1):
2 компьютерных класса (по 8 рабочих мест для
учащихся + рабочее место учителя), которые
используются в учебное и внеучебное время
учащимися и учителями школы, в среднем по 46 часов
в неделю;
Итого в распоряжении учащихся находятся 22 компьютера, педагогических работников – 33 компьютера, 2 компьютера используются участниками проектных групп (учащиеся и учителя), 2 – в качестве серверов, всего – 59 компьютеров, из них 22 компьютера платформы Intel Pentium III: Celeron 750-850/RAM128, HDD 40GB/CD-ROM; остальные - платформы Intel Pentium IV:
- медиатека (213 цифровых образовательных ресурсов на дисках по разным образовательным областям, из которых 75 используется в обучении);
- в школе с 2002 года создана локальная сеть компьютерных классов, а с 2005 года локальная сеть школы, объединяющая все компьютеры администрации, компьютерных классов, библиотеки, информационно-методического и ресурсного центра, кабинета физики. Подключение к сети Интернет с 2002 года по DIAL-UP (модем), с 2005 года по выделенной линии на основе технологии витой пары, а с 2006 года - волоконно-оптическая линия.
Электронная почта работает с 2000 года. Адрес: school5@krsnet.ru, адрес школьного сайта в Интернете: http://sch5.ru .
Информатизация административно-управленческой деятельности:
В школе действуют следующие правила электронного документооборота:
- В настоящее время все сотрудники школы обязаны выполнять требование администрации по оформлению всей документации в печатном виде с использованием ИКТ. Многие документы хранятся в электронном виде. Часть из них размещается в хранилище файлового сервера, но основная часть распределена по компьютерам административных сотрудников и учителей. На файловом сервере для административных сотрудников и некоторых учителей заведены личные папки, доступные по сети, куда они могут сбрасывать важную информацию. Также есть папка с общим доступом, через которую сотрудники могут обмениваться файлами. Так как в штате школы нет сетевого администратора, то не настроен почтовый сервер. Только часть учителей и некоторые старшеклассники имеют личный электронный адрес на общедоступных серверах в Интернете.
- Ведется база КИАСУО, в основном для обеспечения внешней отчетности и документооборота (требование краевых органов управления образования) – отв. завуч школы и секретарь. Все приказы по школе издаются через оболочку базы. Вся информация об учащихся и сотрудниках, о программах и материально-техническом обеспечении образовательного процесса хранятся в этой оболочке. Каждую четверть классные руководители заносят в базу оценки учащихся.
Методическая работа по внедрению ИКТ и проектной деятельности планируется и проводится в системе:
- на базе школы курсы пользователей прошли – 22 чел.;
- обучение на курсах ММЦ по проекту ИСО – 70% педагогического состава;
- обучение на курсах ИПКРО по проектной деятельности – около 30 чел.
- обучение на курсах ИПКРО по предметной направленности – ежегодно 10-15 чел.
- обучение на стажерской площадке “Учебные проекты с применением ИКТ” - за 3 года - 6 чел.
- плановые методические совещания, семинары, педсоветы по ИКТ и проектной деятельности – 1 раз в 2 месяца.
- организация творческих отчетов учителей, Дней открытых дверей, районных семинаров, Недели ИТ, МО на базе школы – регулярно по плану школы. (Приложение 2)
Реализация программы информатизации 2005-2008 гг. и программы развития 2006-2007 г. в части материально-технического и программного обеспечения способствовала позитивным тенденциям в освоении информационных технологий педагогами. Учителя-предметники стали чаще и эффективнее применять ИКТ в своей педагогической деятельности, в обучении учащихся. Это способствовало формированию ИКТ-компетенций учащихся, развитию проектного метода управления школой и проектной деятельности, как взрослых, так и детей.
Результаты деятельности школьной команды по информатизации:
- в конкурсе “Лучшие программы информатизации учреждений системы общего и начального профессионального образования”, который проходил в октябре-ноябре 2007 года, программа нашей школы заняла первое место в районе;
- в конкурсе школьных команд , который проводился в феврале 2008 года, наша команда “Пятый элемент”, состоящая из семи учителей и троих школьников заняла I место и была награждена ноутбуком;
- в профессиональном конкурсе Большой Учительский Мастер-класс VI Открытого районного компьютерного фестиваля приняли участие 13 учителей в 5 номинациях (Создание ЦОР, Проектная деятельность, Система работы, Урок с применением ИКТ, Внеклассная деятельность);
- шестеро учителей школы вышли в полуфинал профессионального конкурса Большой учительский мастер-класс, пятеро из них проводили мастер-классы для учителей района;
- 9 учителей школы приняли участие в конкурсах ИДМ “1 Сентября” - “Открытый урок” и “Портфолио”, 8 учительских и 6 ученических работ опубликованы на сайте http://1sept.ru;
- 4 учителя с тремя докладами участвовали в региональной конференции по результатам продвижения проекта ИСО “День открытых дверей”;
- в городском сборнике “Использование ИКТ в образовательной деятельности” опубликованы статьи пяти учителей школы (август 2007 г.);
- шесть учителей школы стали победителями НПО, а трое - краевого уровня. Два учителя уже получили АРМ, двое получат в этом году;
- учителя участвуют в других конкурсах российского и краевого уровня, привлекают команды учащихся для участия в дистанционных конкурсах.
Ключевые проблемы, на решение которых направлена программа информатизации школы:
Проблема | Причины возникновения проблем | Пути решения проблем |
Около 70% учителей не эффективно используют информационное пространство школы |
|
|
Недостаточный уровень использования оболочки школьного сайта всеми участниками образовательного процесса. |
|
|
Недостаточное использование ресурсов Интернет педагогами в образовательном процессе ( в основном только поиск информации при подготовке к урокам, ЕГЭ, мероприятиям, а также для участия в профессиональных и детских конкурсах). Низкий процент участия учителей в дистанционных профессиональных конкурсах, работе сетевых профессиональных сообществ. Учителя не используют возможности дистанционного обучения на курсах повышения квалификации. |
|
|
Низкий уровень участия учащихся школы в дистанционных образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах, дистанционном образовании. |
|
|
Растет круг задач по обслуживанию и учету вычислительной техники. |
|
|
Не достаточно хорошо работают школьные СМИ: нет оперативности в освещении всех сторон школьной жизни, новости на сайте выставляются очень редко, газета выпускается только раз в месяц, фотоальбом на школьном сайте отображает основные события только на 30%, не ведется видеоархив школы. |
|
|
Решение данных проблем:
- повысит уровень информационной культуры учащихся и педагогических работников школы;
- позитивно повлияет на создание в школе открытого образовательного информационного пространства;
- активизирует применение ИКТ во внеурочной деятельности и в учебном процессе;
- обеспечит готовность и способность педагогов эффективно работать в ИКТ насыщенной среде и изменяющихся организационных условиях;
- позволит внести позитивные изменения в управлении образовательным процессом школы (автоматизированный учет и документооборот, школьный сайт);
- активизирует деятельность школьных СМИ и способствует социальным практикам учащихся.