Программа развития сельской базовой школы

Разделы: Администрирование школы


Среди проблем, связанных с управлением школой пристальное внимание исследователей в последние годы привлекают вопросы стратегического менеджмента в образовании. Тема стратегического управления школой очень актуальна для практики внутришкольного управления в современной России потому, что:

- стратегическое управление вносит весомый вклад в достижение высокого качества образования и управления школой, в обеспечение долговременного успеха школы через постановку главных стратегических целей, выбор приоритетов, определение стратегий достижения этих целей, направление коллективов на эффективную реализацию стратегических планов в повседневной работе;

- объявленный в 2005 г. Президентом РФ приоритетный Национальный проект в области образования в части поддержки лучших школ предполагает выполнение школами ряда условий, объективно требующих перехода на стратегическое управление. Поэтому для всякой школы, уважающей себя и желающей стать современной и успешной, и для её лидеров внедрение стратегического управления относится к числу актуальных.

Документально стратегическое управление находит отражение в программе развития школы. Вопросам разработке программ развития школы посвящено значительное число печатных публикаций и материалов в Интернете. Наиболее известными авторами являются А. М. Моисеев [11-14], В. С. Лазарев [7], В. М. Лизинский [8-9], М. М. Поташник [15-16], П. И. Третьяков [17], Т. И. Шамова [18] и другие.

Цель данной работы – краткое представление программы развития сельской базовой школы, разработанной и защищенной в 2008 году.

Задачи программы развития:

  1. рассмотреть особенности программы развития как стратегического документа развития образовательного учреждения;
  2. охарактеризовать основные требования к разработке программы развития;
  3. представить программу развития сельской базовой школы, обеспечивающей качественное образование в современных условиях.

Основными источниками информации явились:

  • статистические сведения о школьных помещениях и технических средствах обучения, об образовательном уровне родителей, об использовании современных образовательных технологий педагогами, об обеспечении доступности качественного образования, об организации дополнительном образовании;
  • мониторинг качества обучения, трудоустройства, социального состава и здоровья учащихся, численности обучающихся, роста профессиональной компетентности педагогов, безопасности жизнедеятельности участников воспитательно-образовательного процесса;
  • результаты социологического опроса об отношении родителей, выпускников и местного социума к школе.

Программа развития сельской базовой школы - муниципального общеобразовательного учреждения «Падунская средняя общеобразовательная школа» – это важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программно-целевую идеологию развития; разработка таких программ, по мнению А. М. Моисеева [12],стала одним из наиболее ярких и распространенных системных нововведений во внутришкольном планировании, управлении и в отечественном школьном образовании в 90-е гг. XX в., явившись одним из немногих примеров нововведений в управлении, существенно стимулирующих обновление образовательных учреждений как объектов управления.

Программа развития может рассматриваться как особая разновидность общешкольного плана работы. Как и другие общешкольные планы, программа развития в обязательном порядке должна содержать такие составляющие, как аналитическое обоснование, постановку конкретных целей и задач, выбор средств достижения целей, планирование важнейших действий, акций, мероприятий, событий, обеспечивающих достижение цели в установленные сроки, определенности последовательности этих действий, ответственных исполнителей и т.п. Как и другие планы и действие планирования в целом, программа развития способствует преодолению неопределенности, упорядочению совместной деятельности и т.д.

В то же время программа развития достаточно существенно отличается от традиционного плана работы общеобразовательного учреждения. Эти отличия связаны, прежде всего:

  1. со стратегическим характером программы развития, его преимущественной направленностью на решение наиболее важных, школьного сообщества; программа развития при всей желательной детализации предполагаемых действий, акцентирует внимание именно на вопросах стратегического значения и на выработке общей стратегии (а уже затем – тактики) их решения;
  2. с ярко выраженной инновационной направленностью инновационной направленностью программы развития (в то время как обычный общешкольный план основное внимание уделяет вопросам обеспечения стабильности текущего функционирования школы); то есть программа развития есть стратегический план осуществления основных нововведений в образовательном учреждении;
  3. прогностичностью, направленностью на будущее, на реализацию не только актуальных, но и перспективных ожидаемых, прогнозируемых образовательных потребностей, социально заказа на образование;
  4. опорой на идеологию системного, программно-целевого подхода в управлении;
  5. использованием при разработке этого документа специальной и достаточно жестко структурированной технологии.

Программа развития рассматривается как потенциально мощный и действенный инструмент, обеспечивающий результативный и экономичный переход школьного сообщества в новое качественное состояние и одновременно – как инструмент, обеспечивающий управление этим переходом, подчеркивает А. М. Моисеев [34].

При её разработке учитывалось взаимосвязанное решение трех крупных задач:

  • в информационной справке зафиксирован достигнутый уровень жизнедеятельности школы (фиксация и констатация существующего положения дел, выявлены достижения школы и её конкурентные преимущества, а также – ключевые проблемы достигнутого уровня функционирования в свете завтрашних потребностей и задач);
  • в концепции определен и описан образ желаемого будущего состояния школы, параметры её строения и функционирования, соответствующие потребностям, ценностям и возможностям школы и социума. Сельские школы, получившие помощь со стороны федеральной власти, призваны, в свою очередь, сформировать образ сельской школы 21 века. Опираясь на опыт инновационных сельских общеобразовательных учреждений, представленных широко в печати, попробовали создать образ своей школы будущего, перспективу, к которой будем стремиться в каждодневной деятельности.

Кроме того, представили логико-структурную матрицу, отражающая эффективность реализации программы развития;

  • в аналитической части определена стратегия и тактика перехода от достигнутого состояния школы – к желаемому будущему посредством составления РEST – анализа, данная методика предполагает выполнение нескольких шагов.

Первый шаг – определение временного отрезка, на который рассчитан анализ и выделение наиболее крупных факторов внешней среды.

Второй шаг – по каждому из выделенных факторов определили те явления и события, которые:

а) особенно сильно влияют;
б) могут особенно значимо повлиять в будущем на школу

Третий шаг – эти влияния рассмотрели с двух позиций:

  • влияние внешних факторов на образовательное учреждение (ОУ);
  • влияние школы на социум.

Четвертый шаг – письменно зафиксировали эти влияния, отражая по каждому фактору цель, структуру, технологии, кадры внутренней среды школы.

Руководство школы понимает, что стратегическое планирование – это искусство возможного. Поэтому мы не хотим быть абсолютно пассивными и ни на что не влияющими свидетелями социальных событий, у нас нет иного выхода как внимательное слежение за нашей внешней средой, включая её анализ, прогнозирование, а также планирование попыток встречного влияния на социум.

Для анализа ближней, оказывающей самое непосредственное влияние на школу, среды использовали еще один метод – SWOT-анализ, который предусматривает рассмотрение сильных и слабых сторон школы по отношению к какому-нибудь вопросу или задаче, а также благоприятные для школы возможности, которые создает внешняя среда и её ожидаемые изменения. Кроме того, рассматривали угрозы, опасности, риски для школы, которая несёт с собой эта Среда.

Проблемно-ориентированный анализ использовали для вскрытия негативных сторон в деятельности образовательного учреждения и выявление причин этого. Так как анализ проблемно-ориентированный, взяли рассмотрение такой важной стороны в деятельности педагогов, как работа по совершенствованию информационной компетентности педагогов в условиях профильного обучения.

Зафиксировали имеющийся результат, определили проблему и перспективу. Для получения искомого результата рассмотрели, как должен протекать процесс – система действий и мероприятий, объединенный общими целями, направленный на достижения результата – и его возможные дефекты; а также ресурсы – материальные, кадровые, управленческие - и их ограничения.

Исходя из анализа было выстроено древо проблем, на основании которого определены Цель Программы развития и задачи.

Для успешной и планомерной реализации программы развития были построены Гантт-графики – стратегический и тактический, в которых фиксируются основные задачи-действия, сроки их выполнения, ответственные и ожидаемые результаты

Для успешного претворения в жизнь программы развития необходимо иметь четкие критерии – это качественные характеристики, а также показатели, характеризующие степень выполнения того или иного критерия, т.е. количественне харакеритстики: %, количество и т.д. – это измерители или индикаторы показателей.

Показателей каждого критерия всегда несколько. Кроме того, фиксируем источник данной информации

В условиях дефицита ресурсов при переходе к новому содержанию и технологиям общего образования, предпрофильной подготовки и профильному обучению, формам контроля и оценки качества процессов и результатов педагогического процесса создание базовых школ в сельской местности способствует уменьшению разрыва между образовательными возможностями сельских и городских жителей.

Территориальная удаленность образовательных учреждений как фактор, снижающий качество образования, нейтрализуется организованным подвозом обучающихся к месту обучения.

Динамика укомплектованности педагогическими кадрами обеспечивается за счет повышения квалификации педагогов, их переподготовки, пополнения образовательных учреждений молодыми специалистами.

Тот факт, что 45% педагогов являются выпускниками школы свидетельствует о глубоких и добрых традициях, сложившихся в школе, о положительном имидже сельского учителя в местном социуме.

Анализ трудоустройства выпускников в течение пяти-шести лет после окончания школы свидетельствует о высокой степени социализации бывших школьников:

  • 27 % работают в сфере педагогики;
  • 5 % работают в сфере медицины;
  • 25 % выбрали сельскохозяйственный труд;
  • 12 % работают в сфере обслуживания.

Однако наметившаяся неблагоприятная тенденция по увеличению количества детей в начальной школе, имеющих сложности в адаптации к школьной жизни (в силу особенностей семейного воспитания и состояния здоровья), формировании общеучебных умений и навыков (логопедические проблемы и сниженные интеллектуальные возможности), свидетельствует о правильности выбранного нами пути взаимодействия школы, семьи и социума.

Только совместная деятельность в данном направлении обеспечит достижение поставленной цели программы развития сельской базовой школы, а также выполнении миссии школы, которую сформулировали так:

Вместе по дорогам знаний – к успеху в жизни.

Программа развития сельской базовой школы является попыткой создать такую образовательную практику, которая будет обеспечивать полноценную социализацию обучающихся, под которой понимается процесс включения растущего человека в общество, благодаря усвоению и воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры в условиях сельского социума.

Список литературы:

  1. Гурьянова, М.П. Какой быть сельской школе XXI века? [Текст] / М. П. Гурьянова // Директор сельской школы. – 2007. - № 2. – С. 4 – 14.
  2. Заруба, Н. А. Теория и практика управления адаптивной школой: Монография [Текст] / Н. А. Заруба, под общей ред. Н. Э. Касаткиной. – Кемерово: ОблИУУ, 2001. – 291с.
  3. Злаказов, В.Ф. Труд детей в сельской школе [Текст] / В. Ф. Злаказов // Директор сельской школы. – 2008. - № 3. Обложка.
  4. Каменский, А. М. Программа развития образовательного учреждения: новые подходы к составлению и реализации [Текст] / А. М. Каменский // Завуч. – 2006. - № 6. – С. 73 - 89.
  5. Конаржевский, Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление [Текст] / Ю. А. Конаржевский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 224с.
  6. Корнилова, М.В. Информационная культура учителя [Текст]: монография / М.В. Корнилова; науч. ред. Н.И. Гендина. – Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2006. – 119с
  7. Лазарев, В. С. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений [Текст] / В. С. Лазарев, М. М. Поташник, А. М. Моисеев, А. Е. Капто и др. – М.: Новая школа, 1995.– 464с.
  8. Лизинский, В. М. Директор школы и общественно-педагогическое управление учебно-воспитательным процессом в школе. Пособие для директоров школ [Текст] / В. М. Лизинский. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160с.
  9. Лизинский, В. М. Идеи к проектам и практика управления школой [Текст] / В. М. Лизинский. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2000. – 160с.
  10. Материалы сайта издательства «Образпресс» [Электронный         ресурс].- Режим доступа: http://www.obrazpress.ru/index.php?option=com _deeppockets&task= catContShow&cat=11&id=58&Itemid=62 , свободный.-загл.с экрана.-яз.рус.,англ.
  11. Моисеев, А. М. Гражданский заказ образованию: лекция [Электронный ресурс] / А. М. Моисеев. - Материалы с официального сайта КПМО: - Режим доступа: http://www.kpmo.ru/kpmo/info/12940.html, свободный. – Загл.с экрана. – яз. рус., англ.
  12. Моисеев, А. М. Основы стратегического управления школой: Учебное пособие [Текст] / А. М. Моисеев, О. М. Моисеева. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 256 с.
  13. Моисеев, А. М. Управление школой: Словарь-справочник руководителя образовательного учреждения [Текст] / А. М. Моисеев, А. А. Хван. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 320 с.
  14. Моисеев, А. М. Разработка программы развития образовательного учреждения: материалы к семинару [Таблицы] / А. М. Моисеев. – М.: Самиздат, 2008. – 36с.
  15. Поташник, М. М. Требование к современному уроку. Методическое пособие [Текст] / М. М. Поташник – М.: Центр педагогического образования, 2007. - 272 с.
  16. Поташник, М. М. Управление современной школой. Пособие для директора школы [Текст] / Под ред.М. М. Поташника. – М.: АПП ЦИТП, 1992. – 168 с.
  17. Третьяков, П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента [Текст] / П. И. Третьяков. – М.: Новая школа, 1998. – 288с.
  18. Шамова, Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 384 с.
  19. Ширямова, Т. Н. Проектирование в сельской школе [Текст] / Т. Н. Ширямова // Директор сельской школы. – 2007. - № 2. – С. 45 – 50.