Мы обретаем ту силу, что преодолели
Ш.А. Амонашвили
Наш девиз:
- быстрый темп;
- высокий уровень трудности;
- осознаем то, что мы делаем.
Тема урока – равновозможные события и подсчет их вероятности
Тип урока – комбинированный.
Цели урока
Образовательные:
- организовать деятельность учащихся по ознакомлению с исходными понятиями теории вероятности: эксперимент, исход эксперимента, событие, достоверное событие, невозможное событие, возможное (случайное) событие, равновозможные события;
- научить определять вероятность события;
- научить решать задачи по данной теме, применять полученные знания для решения практических задач.
Развивающие:
- содействовать развитию у учащихся “вероятностного” мышления и видов деятельности, связанных с определением вероятности того или иного события.
Воспитательные:
- формирование гуманных отношений на уроке, самостоятельности и активности, настойчивости, умения преодолевать трудности, максимальной работоспособности.
Структура урока
- Организационный момент -1 мин.
- Актуализация ранее изученного материала – 5 мин.
- Знакомство с исходными понятиями – 10 мин.
- Классическое определение вероятности – 5 мин
- Решение задач на определение вероятности события -10 мин.
- Самостоятельная работа -5мин.
- Информация о домашнем задании- 2мин.
- Подведение итогов- 2 мин.
- эксперимент;
- исход эксперимента;
- событие;
- достоверное событие;
- невозможное событие;
- возможное (случайное) событие;
- равновозможные события
Ход урока
1.Организационный момент.
Задачи этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему уроку.
Содержание этапа
Учитель: - Всем мое почтение и наилучшие пожелания. Все готовы к уроку? Хорошо!
Внимание, начинаем урок!
План урока на доске. Познакомьтесь с ним. Материал интересный. Я постараюсь с вашей помощью доходчиво донести его до вас. Но для этого вы должны быть внимательны, активны и проявить максимальную работоспособность.
2.Актуализация ранее изученного материала
Задачи этапа: актуализировать знания и умения учащихся, которые будут использоваться при решении предложенных задач.
Содержание этапа
Фронтальная работа по заданиям, записанным на доске. Заданий – 5.
- Перестановками называются комбинации, состоящие из одних и тех же различных элементов и отличающихся только …
- Знакомство с исходными понятиями
а) Формула числа перестановок из элементов:
б) Задача №1. Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 1,3,5, используя в записи числа каждую из них не более одного раза?
в) Задача №2. Сколькими способами можно поставить на полке рядом 5 разных книг?
г) Задача №3. Сколькими способами можно разместить 6 человек за столом, на котором поставлены 6 приборов?
2. Размещениями называются комбинации, составленные из различных элементов по элементов, которые отличаются …
а) формула числа размещений из элементов по :
б) Задача №4 Вы изучаете 11 предметов в школе. Сколькими способами можно составить расписание на один день, чтобы в нем было 5 различных предметов?
3. Сочетаниями называются комбинации, составленные из различных элементов по элементов, которые отличаются хотя …
а) формула числа сочетаний из элементов по :
б) Задача №5. В вашем классе 18 учеников. К доске нужно вызвать двоих. Сколькими способами это можно сделать?
в) Задача №6. Сколькими способами можно составить патруль из двух милиционеров, если на дежурство вышли четверо: Быстров, Свистунов, Умнов и Дурнов?
Задачи этапа: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с исходными понятиями теории вероятностей.
Давайте попытаемся разобраться с исходными понятиями: эксперимент, исход эксперимента и событие, с которыми будем работать. Здесь много путаницы. Рассмотрим примеры. Проделаем опыт (испытание, эксперимент): подбрасываем монету и отмечаем какой стороной она упала. То есть, эксперимент заключается в подбрасывании монеты, и определении какой стороной она упала (“орел” или “решка”). Исход эксперимента – это сторона монеты, оказавшаяся сверху. Каждый эксперимент заканчивается одним и только одним исходом. Событие же – это появление исхода, обладающего заранее указанным свойством. Рассмотрим интересующее нас событие: выпадение орла. Если в результате эксперимента выпадет “решка”, то исход – выпадение “решки”, а интересующего нас события не произошло.
Другой пример. Эксперимент: бросание шестигранного игрального кубика. Исход эксперимента – номер грани кубика, оказавшейся сверху после его остановки.
Определим интересующие нас события:
А – выпало четное число очков (исходы 2,4,6);
В – выпало число очков, кратных 3 (исходы 3,6);
С – выпало более 4 очков (исходы 5,6).
Бросаем кубик. Если выпадет 1 очко это исход эксперимента, а интересующего нас события не произойдет, т.е. событие – это не результат эксперимента. Если выпадет 2 очка, то произойдет одно событие А, если выпадет 6 очков, то произойдут три события А, В, С.
Итак, исходом эксперимента называют значение наблюдаемого признака, непосредственно полученное по окончании эксперимента.
Событием, наблюдаемым в эксперименте, называют появление исхода, обладающего заранее указанным свойством.
Событие, которое в данном эксперименте обязательно произойдет, называют достоверным событием.
Событие, которое никогда не может произойти при проведении данного эксперимента, называют невозможным событием.
Событие, которое в данных условиях может наступить, а может и не наступить называют возможным (или случайным). Закономерности случайных событий изучает раздел математики, который называется теорией вероятностей.
Случайные события, которые имеют равные шансы, называют равновозможными.
Равновероятным является выпадение любого числа очков от 1 до 6 при бросании игрального кубика, “орла” или “решки” при бросании монеты.
Задача №7. Охарактеризуйте событие как достоверное, невозможное или случайное:
а) день рождения моего друга – число, меньшее 32;
б) на уроке математики ученики делали физические упражнения;
в) на уроке математики ученики решали математические задачи;
г) вверх подкинули монету, и она упала на землю “орлом”;
д) вверх подкинули монету, и она упала на землю, встав на ребро;
е) завтра будет вторник, если сегодня понедельник;
3. Классическое определение вероятности
Я думаю, вы согласитесь со мной, что одни случайные события происходят чаще, другие реже. Те события, которые происходят чаще, имеют большую возможность появления, а те которые реже – меньшую. Иначе говоря, подобно тому, как каждая плоская фигура имеет свою меру – площадь, то и каждое случайное событие имеет свою меру возможности появления случайного события – вероятность. Как и площадь, она может быть выражена числом. Это определение вероятности.
Если эксперимент, в котором появляется событие А, имеет конечное число равновозможных исходов, то вероятность события А равна , где - количество исходов, при которых событие А появляется.
Из формулы подсчета вероятности вытекают следующие свойства:
Свойство 1. Вероятность достоверного события равна единицы: Свойство 2. Вероятность невозможного события равна нулю.
.
Свойство 3. Вероятность случайного события есть положительное число, заключенное между нулем и единицей.
- Решение задач на определение вероятности события
Задача №8 Хорошо перетасуем колоду карт, случайно вынем 1 карту. Событие А (вытянута карта черной масти) и В (вытянут туз). Каковы вероятности этих событий?
Задача №9. На экзамене - 24 билета. Андрей не разобрался в одном билете и очень боялся его вытянуть. Какова вероятность, что Андрею достанется этот билет?
Задача №10. В лотерее 10 выигрышных и 240 билетов без выигрыша. Какова вероятность выиграть в эту лотерею, купив один билет?
Задача№11. В лотереи 100 билетов, из них 5 выигрышных. Какова вероятность проигрыша?
Задача №12. В ящике лежат 8 красных, 2 синих,20 зеленых карандашей. Вы наугад вынимаете карандаш. Какова вероятность того, что это красный карандаш? Желтый карандаш? Не зеленый карандаш?
Задача №13. Какова вероятность того, что вынута карта:
а) король, б) масти “пики”, в) красной масти, г) “картинка”
Задача№14. Бросают игральный кубик. Подсчитайте вероятность события:
А: выпадает 5 очков;
В: выпадает четное число очков;
С: выпадает нечетное число очков;
Д: выпадает число очков, кратное 3.
Задача№15. Двое играют в игру. Они бросают два игральных кубика. Первый получает очко, если выпадет сумма8. Второй получает очко, если выпадет сумма 9. Справедлива ли эта игра.
Задача №16. Из пяти букв нарезной азбуки составлено слово “книга”. Неграмотный мальчик перемешал буквы, а потом наугад их собрал. Какова вероятность того, что он опять составил слово книга?
5. Самостоятельная работа
Задача №17 (1-вариант) Бросают два игральных кубика. Какова вероятность события
А: сумма очков равна 2;
В: сумма очков равна 10;
С: сумма очков равна 12;
D: сумма очков равна 13
Задача №18 (2 –вариант) На четырех карточках написали буквы М, А, Ш, А и положили карточки на стол буквам и вниз в произвольном порядке. Какова вероятность того, что после переворачивания карточек получится имя МАША.
6. Подведение итогов
7. Информация о домашнем задании