Сценарий проведения урока математики в 5-м классе по теме "Равновозможные события и подсчет их вероятности"

Разделы: Математика


Мы обретаем ту силу, что преодолели
Ш.А. Амонашвили

Наш девиз:
- быстрый темп;
- высокий уровень трудности;
- осознаем то, что мы делаем.

Тема урока – равновозможные события и подсчет их вероятности

Тип урока – комбинированный.

Цели урока

Образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по ознакомлению с исходными понятиями теории вероятности: эксперимент, исход эксперимента, событие, достоверное событие, невозможное событие, возможное (случайное) событие, равновозможные события;
  • научить определять вероятность события;
  • научить решать задачи по данной теме, применять полученные знания для решения практических задач.

Развивающие:

  • содействовать развитию у учащихся “вероятностного” мышления и видов деятельности, связанных с определением вероятности того или иного события.

Воспитательные:

  • формирование гуманных отношений на уроке, самостоятельности и активности, настойчивости, умения преодолевать трудности, максимальной работоспособности.

Структура урока

  1. Организационный момент -1 мин.
  2. Актуализация ранее изученного материала – 5 мин.
  3. Знакомство с исходными понятиями – 10 мин.
  4. - эксперимент;

    - исход эксперимента;

    - событие;

    - достоверное событие;

    - невозможное событие;

    - возможное (случайное) событие;

    - равновозможные события

  5. Классическое определение вероятности – 5 мин
  6. Решение задач на определение вероятности события -10 мин.
  7. Самостоятельная работа -5мин.
  8. Информация о домашнем задании- 2мин.
  9. Подведение итогов- 2 мин.

Ход урока

1.Организационный момент.

Задачи этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему уроку.

Содержание этапа

Учитель: - Всем мое почтение и наилучшие пожелания. Все готовы к уроку? Хорошо!

Внимание, начинаем урок!

План урока на доске. Познакомьтесь с ним. Материал интересный. Я постараюсь с вашей помощью доходчиво донести его до вас. Но для этого вы должны быть внимательны, активны и проявить максимальную работоспособность.

2.Актуализация ранее изученного материала

Задачи этапа: актуализировать знания и умения учащихся, которые будут использоваться при решении предложенных задач.

Содержание этапа

Фронтальная работа по заданиям, записанным на доске. Заданий – 5.

  1. Перестановками называются комбинации, состоящие из одних и тех же различных элементов и отличающихся только …
  2. а) Формула числа перестановок из элементов:

    б) Задача №1. Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 1,3,5, используя в записи числа каждую из них не более одного раза?

    в) Задача №2. Сколькими способами можно поставить на полке рядом 5 разных книг?

    г) Задача №3. Сколькими способами можно разместить 6 человек за столом, на котором поставлены 6 приборов?

    2. Размещениями называются комбинации, составленные из различных элементов по элементов, которые отличаются …

    а) формула числа размещений из элементов по :

    б) Задача №4 Вы изучаете 11 предметов в школе. Сколькими способами можно составить расписание на один день, чтобы в нем было 5 различных предметов?

    3. Сочетаниями называются комбинации, составленные из различных элементов по элементов, которые отличаются хотя …

    а) формула числа сочетаний из элементов по :

    б) Задача №5. В вашем классе 18 учеников. К доске нужно вызвать двоих. Сколькими способами это можно сделать?

    в) Задача №6. Сколькими способами можно составить патруль из двух милиционеров, если на дежурство вышли четверо: Быстров, Свистунов, Умнов и Дурнов?

  3. Знакомство с исходными понятиями

Задачи этапа: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с исходными понятиями теории вероятностей.

Давайте попытаемся разобраться с исходными понятиями: эксперимент, исход эксперимента и событие, с которыми будем работать. Здесь много путаницы. Рассмотрим примеры. Проделаем опыт (испытание, эксперимент): подбрасываем монету и отмечаем какой стороной она упала. То есть, эксперимент заключается в подбрасывании монеты, и определении какой стороной она упала (“орел” или “решка”). Исход эксперимента – это сторона монеты, оказавшаяся сверху. Каждый эксперимент заканчивается одним и только одним исходом. Событие же – это появление исхода, обладающего заранее указанным свойством. Рассмотрим интересующее нас событие: выпадение орла. Если в результате эксперимента выпадет “решка”, то исход – выпадение “решки”, а интересующего нас события не произошло.

Другой пример. Эксперимент: бросание шестигранного игрального кубика. Исход эксперимента – номер грани кубика, оказавшейся сверху после его остановки.

Определим интересующие нас события:

А – выпало четное число очков (исходы 2,4,6);

В – выпало число очков, кратных 3 (исходы 3,6);

С – выпало более 4 очков (исходы 5,6).

Бросаем кубик. Если выпадет 1 очко это исход эксперимента, а интересующего нас события не произойдет, т.е. событие – это не результат эксперимента. Если выпадет 2 очка, то произойдет одно событие А, если выпадет 6 очков, то произойдут три события А, В, С.

Итак, исходом эксперимента называют значение наблюдаемого признака, непосредственно полученное по окончании эксперимента.

Событием, наблюдаемым в эксперименте, называют появление исхода, обладающего заранее указанным свойством.

Событие, которое в данном эксперименте обязательно произойдет, называют достоверным событием.

Событие, которое никогда не может произойти при проведении данного эксперимента, называют невозможным событием.

Событие, которое в данных условиях может наступить, а может и не наступить называют возможным (или случайным). Закономерности случайных событий изучает раздел математики, который называется теорией вероятностей.

Случайные события, которые имеют равные шансы, называют равновозможными.

Равновероятным является выпадение любого числа очков от 1 до 6 при бросании игрального кубика, “орла” или “решки” при бросании монеты.

Задача №7. Охарактеризуйте событие как достоверное, невозможное или случайное:

а) день рождения моего друга – число, меньшее 32;

б) на уроке математики ученики делали физические упражнения;

в) на уроке математики ученики решали математические задачи;

г) вверх подкинули монету, и она упала на землю “орлом”;

д) вверх подкинули монету, и она упала на землю, встав на ребро;

е) завтра будет вторник, если сегодня понедельник;

3. Классическое определение вероятности

Я думаю, вы согласитесь со мной, что одни случайные события происходят чаще, другие реже. Те события, которые происходят чаще, имеют большую возможность появления, а те которые реже – меньшую. Иначе говоря, подобно тому, как каждая плоская фигура имеет свою меру – площадь, то и каждое случайное событие имеет свою меру возможности появления случайного события – вероятность. Как и площадь, она может быть выражена числом. Это определение вероятности.

Если эксперимент, в котором появляется событие А, имеет конечное число равновозможных исходов, то вероятность события А равна , где - количество исходов, при которых событие А появляется.

Из формулы подсчета вероятности вытекают следующие свойства:

Свойство 1. Вероятность достоверного события равна единицы: Свойство 2. Вероятность невозможного события равна нулю.

.

Свойство 3. Вероятность случайного события есть положительное число, заключенное между нулем и единицей.

  1. Решение задач на определение вероятности события

Задача №8 Хорошо перетасуем колоду карт, случайно вынем 1 карту. Событие А (вытянута карта черной масти) и В (вытянут туз). Каковы вероятности этих событий?

Задача №9. На экзамене - 24 билета. Андрей не разобрался в одном билете и очень боялся его вытянуть. Какова вероятность, что Андрею достанется этот билет?

Задача №10. В лотерее 10 выигрышных и 240 билетов без выигрыша. Какова вероятность выиграть в эту лотерею, купив один билет?

Задача№11. В лотереи 100 билетов, из них 5 выигрышных. Какова вероятность проигрыша?

Задача №12. В ящике лежат 8 красных, 2 синих,20 зеленых карандашей. Вы наугад вынимаете карандаш. Какова вероятность того, что это красный карандаш? Желтый карандаш? Не зеленый карандаш?

Задача №13. Какова вероятность того, что вынута карта:

а) король, б) масти “пики”, в) красной масти, г) “картинка”

Задача№14. Бросают игральный кубик. Подсчитайте вероятность события:

А: выпадает 5 очков;

В: выпадает четное число очков;

С: выпадает нечетное число очков;

Д: выпадает число очков, кратное 3.

Задача№15. Двое играют в игру. Они бросают два игральных кубика. Первый получает очко, если выпадет сумма8. Второй получает очко, если выпадет сумма 9. Справедлива ли эта игра.

Задача №16. Из пяти букв нарезной азбуки составлено слово “книга”. Неграмотный мальчик перемешал буквы, а потом наугад их собрал. Какова вероятность того, что он опять составил слово книга?

5. Самостоятельная работа

Задача №17 (1-вариант) Бросают два игральных кубика. Какова вероятность события

А: сумма очков равна 2;

В: сумма очков равна 10;

С: сумма очков равна 12;

D: сумма очков равна 13

Задача №18 (2 –вариант) На четырех карточках написали буквы М, А, Ш, А и положили карточки на стол буквам и вниз в произвольном порядке. Какова вероятность того, что после переворачивания карточек получится имя МАША.

6. Подведение итогов

7. Информация о домашнем задании