Описание цифрового
образовательного ресурса
"Электронное учебное пособие "Математика и
конструирование"
Основные цели, реализуемые в процессе использования ЭУП "Математика и конструирование":
- создание условий для более глубокого усвоения младшими школьниками основных вопросов курса математики начальной школы;
- обеспечение развития конструкторско-практической деятельности учащихся, направленной на формирование соответствующих умений;
- отражение в математических заданиях сведений из окружающей действительности, расширяющие возможности применения формируемых в курсе умений.
Информационное наполнение ЭУП опирается на проект образовательного стандарта начального общего образования по математике, утвержденный МОРФ в 2003 году.
ЭУП не привязано жестко к какому- либо конкретному учебнику или программе. В нем представлены наиболее значимые вопросы содержания, которые учитель может использовать при любой последовательности изложения материала в учебнике.
ЭУП создает принципиально новые возможности для усвоения учебного материала:
- увеличение доли информации, представленной в подвижных зрительных образах, является опорой для содержательно- практической деятельности учащегося, активизирует его наглядно-образное мышление
- широкое и систематическое использование таких форм учебной деятельности как наблюдение и моделирование оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, служит развитию внимания, воображения , творчества;
- выдвижение на первый план практической стороны изучаемого вопроса обеспечивает преемственность в формировании математических и конструкторских умений;
- отработка в интерактивном режиме элементарных базовых умений повысит уровень стартовых возможностей учащихся в овладении умениями комплексного характера.
Организация учебного материала.
Учитывая, что санитарно-гигиенические нормы ограничивают время работы с компьютером в начальной школе, в ЭУП принят дозированный подход к подаче информации, Для этого каждая тема- "маршрут" представлена несколькими содержательными блоками, которые называются уроками. Один урок содержит 10 заданий.
Учитель имеет возможность подготовить урок самостоятельно, включив в него любые задания из мультимедийной коллекции учебных объектов ЭУП (см. "Руководство пользователя").
Таким образом, ЭУП обеспечивает как готовый набор материалов для проведения занятий в компьютерном классе( или индивидуального обучения), так и возможность подготовить такой набор самостоятельно, в зависимости то реальных условий, в которых протекает учебный процесс. Поэтому содержание ЭУП в процессе использования может изменяться, дополняться как новыми уроками, так и новыми заданиями, созданными на основе уже имеющихся.
Выделены следующие виды учебных объектов, с которыми может работать ученик:
- конструкторы
- тренажеры
- демонстрации
- тесты
- игры и головоломки
Контроль и оценка результатов обучения.
В рассматриваемом ЭУП результаты выполнения заданий представлены в удобном как для учителя, так и для ученика виде. В модуле ученика имеется раздел "Рабочая тетрадь", в котором хранятся решения всех выполненных заданий и результаты их проверки. Обратившись к модулю, ученик может самостоятельно проанализировать успешность своей учебной деятельности и провести работу над ошибками.
Учитель осуществляет контроль и анализ учебной деятельности учеников через свой модуль в разделе "Классный журнал". В нем представлены результаты выполнения заданий по всем темам каждым учеником. С помощью журнала учитель не только получает информацию об уровне успешности каждого ученика, но и фиксирует содержание тех заданий, которые вызвали затруднения у многих учащихся. Это дает возможность обратить внимание на специальную отработку этого содержания в ходе фронтальной работы со всем классом. Таким образом, отслеживание результатов выполнения заданий ЭУП позволяет корректировать сложившуюся методическую систему учителя.
Контроль и оценка в начальной школе рассматривается как одно из средств формирования положительных мотивов учения и готовности учеников к самоконтролю. В процессе использования ЭУП повышается объективность оценки, что может способствовать снижению уровня тревожности учащихся. Перенос оценочной функции с учителя на персональный компьютер позволяет формировать адекватную самооценку.
Тема урока "Сложение двузначных чисел"
Цели:
- Подвести учащихся к пониманию рационального способа сложения двузначных чисел без перехода через разряд.
- Закрепить знание составных частей математической текстовой задачи, умения решать простые задачи и составлять равенства.
- Формирование вычислительных навыков средствами развивающих упражнений.
Задачи:
- Активизировать познавательную деятельность учащихся средствами цифровых образовательных ресурсов.
- Актуализировать необходимость получения новых знаний.
- Формировать умения самоорганизации учебной деятельности ( постановка учебной цели, планирование учебных действий, навыков контроля и самоконтроля , оценки и самооценки хода и результата деятельности)
Тип урока: комбинированный.
Этапы урока:
1. Организационный момент- 2 минуты.
2. Устные вычисления- 7 минут.
3. Введение новых знаний-10 минут.
4. Применение полученных знаний в решении практических задач- 19 минут.
5. Итог урока-7 минут.
Оборудование:
1. АРМ(компьютер, медиапроектор, медиаэкран).
2. ЭУП "Математика и конструирование"(ООО "ДОС").
3. Памятка по самоорганизации учебной деятельности учащихся.
4. Учебник "Математика- 2класс", М.И. Моро и др., М.: Просвещение, 2008.
5. Учебное пособие "Рабочая тетрадь №2", М.И. Моро и др. ., М.: Просвещение, 2008
1. Организационный момент.
2. Устные вычисления.
ЭУП "Математика и конструирование", раздел "Модуль учителя (конструктор уроков)", тема "Арифметика в пределах 100".
Техническая сторона выполняется учителем, окна, на которых представлен этот материал, проектируются на экран.
Форма работы: фронтальная.
Цель задания:
- воспроизвести в памяти знания последовательности ряда натуральных чисел в порядке убывания и возрастания
- активизировать знания учащихся о разрядном составе числа
1.1. ЭУП "Математика и конструирование", глава "Логика, множества, комбинаторика" Задание 1.1.1/1
- Покажи числа 24,47:
- Что вы видите на экране?
- Какое задание нужно выполнить?
- Как вы будете выполнять это задание?
(задание выполняется на демонстрационном компьютере учеником, владеющим ПК)
1.2. ЭУП "Математика и конструирование", глава "Логика, множества, комбинаторика", задание 1.1.1/6
- Что видите на экране?
- Какое задание нужно выполнить?
- Как оно связано с предыдущим заданием?
- Какие учебные действия вы должны совершить, чтобы выполнить это задание?
Вывод:
- числа бывают четные и нечетные
- каждое число в натуральном ряде имеет свое определенное место
- предыдущее число меньше заданного числа на 1
- последующее больше заданного числа на1
1.1.ЭУП "Математика и конструирование", глава "Логика, множества, комбинаторика", задание 1.1.2/4,1.1.2./5 "Отправь поезд" (использование проектора и экрана)
Расставь числа по порядку, начиная с самого маленького:
*По какому алгоритму будете работать?
Определим учебную задачу.
Разработаем план предстоящих действий.
Выполним их.
Проверка осуществится автоматически.
(Ученик, владеющий компьютером выполняет действия, предлагаемые классом)
*Выполнение других заданий, используя этот материал.
Вывод: числа могут быть однозначные и двузначные, их можно расположить в порядке убывания и возрастания.
1.2.Представить данные числа в виде суммы разрядных слагаемых:
1 вариант 25 = : + :
63 = : + :
72 = : + :
2 вариант 67 = : + 7
32 = : 30+ :
41 = :+ :
Вывод: любое число можно представить в виде суммы разрядных слагаемых.
2 .Объяснение новой темы.
Составьте числовые выражения на нахождение суммы этих чисел.
*Что скажете об этих выражениях?
(Создание проблемной ситуации, связанной с необходимостью получения новых знаний.)
*Работа по учебнику.
№ 118
-анализ хода рассуждений каждого ученика
-выбор рационального способа сложения двузначных чисел
Вывод: при сложении двузначных чисел удобно десятки складывать с десятками , а единицы с единицами.
3. Закрепление.
3.1.№12, стр 7 (Рабочая тетрадь №2)
Анализ задания.
- Что будем делать? (Постановка учебной цели или задачи)
- Как будем выполнять задание? (Планирование учебных действий)
Выполнение задания.
- Контроль и оценка хода и результата деятельности.
- Самоконтроль и самооценка.
3.2. № 119
*Выполнение заданий, данных к задаче.
3.3.№120
4. Итог урока.
1.ЭУП "Математика и конструирование", тема "Логика, множества, комбинаторика", задание 1.3.1/3 , задание "Запусти шарики".
Соедини выражение и его значение:
*Сформулируйте самый важный вопрос, на который вы отвечали на уроке.
*В соответствии с этим вопросом сформулируйте задание, используя слайд.
Тест на бумажных носителях:
1 вариант 34+42
23+45
63+24
2 вариант 64+35
25+24
62+12
*Выполните задание до конца.
5. Домашнее задание
№ 121