Тема: Пасха. Пасхальные традиции и обряды. Пасхальные открытки. Фитодизайн. (Окружающий мир, 3-й класс.)
Цель: Развитие эстетического восприятия окружающего мира, эмоционально-чувственного отношения к природе.
Задачи:
- расширить знания детей о пасхальных традициях и обрядах;
- научить выполнять пасхальные поздравительные открытки из природного материала;
- развить зрительную память, чувство эстетического восприятия окружающего мира в целом и отдельных ее объектов, ассоциативное мышление, творческое воображение, умение делать выводы, обобщать изученный материал;
- воспитывать любовь и уважение к родителям, и народным традициям.
Оборудование и материалы для учащихся:
- природный материал в ассортименте;
- картон;
- шаблоны яиц из цветного картона;
- клей ПВА;
- карандаш.
Оборудование и материалы для педагогов:
- плакаты с пасхальными композициями;
- образцы пасхальных поздравительных открыток;
- схемы последовательности выполнения открыток;
- DVD диск «Яйца Фаберже»;
- компьютер, DVD проектор.
Методы и формы работы:
- индивидуальная форма работы;
- метод сравнения и сопоставления;
- метод наглядного показа приёмов работы;
- иллюстративный метод объяснения нового материала.
План занятия:
I. Организационный момент.
II. Объявление темы урока и постановка цели.
III. Объяснение нового материала.
IV. Практическая работа.
V. Обобщение изученного материала.
VI. Итог урока.
Ход занятия
I. Организационный момент
Приветствие.
II. Объявление темы занятия. Постановка темы
Учитель: Сегодня наше занятие посвящено предстоящему празднику, который празднуется мировым человечеством, в том числе и народами нашей страны.
Наша страна многонациональна, к тому же она и много конфессиональная. Это значит, что в России проповедуется много религий, каждую из которых мы должны уважать и воспринимать по-доброму. Религия является частью культуры Мира. Среди них мы знаем Христианство - древнюю религию, которой более 2-х тысяч лет.
Какой праздник мы скоро будем отмечать? (Пасха.)
Тема сегодняшнего занятия «Пасха. Пасхальные традиции и обряды. Пасхальные открытки».
Скоро Пасха. В этот Светлый праздник принято дарить подарки, и сегодня мы с вами выполним из природного материала поздравительную открытку.
III. Объяснение нового материала
Педагог ДО: Пасху называют «праздников праздник, торжеством из торжеств». Это самый любимый народом праздник.
- Что обозначает данный праздник?
- Почему мы отмечаем этот праздник?
- Какое событие послужило поводом возникновения этого праздника?
- Почему этот праздник так любим народом?
(Дети затрудняются с ответом.)
Представьте себе, что к вам в класс пришел новый мальчик. Внешне он такой же, как и вы, только одет намного скромнее вас. Он успешно успевает по всем предметам, в свободное время не бездельничает, а посещает кружки, секции, занимается самообразованием, то есть работает над собой. Вас призывает быть добрее к друг другу, никого не обижать, никому не завидовать, вставать на защиту слабых. Он советует вам, уважительно относится к взрослым, учителям, почитать своих родителей. Телефон этот мальчик считает роскошью, его у него просто нет. Телевизор и компьютер он использует только как средство для получения какой-либо полезной информации. Он призывает вас, делится всем, что у вас есть со своими друзьями. То есть он ведет такой образ жизни, когда заботишься о рядом окружающих больше, чем о самом себе. Надо научиться себе отказывать в удовольствии, жить легко.
- Кто из вас захотел бы быть его другом?
- Приняли бы вы его в свою компанию?
Вот примерно такая же ситуация произошла почти 2000 лет назад.
Учитель: Более 2000 тысяч лет назад на земле иудеев родился мальчик, необычный мальчик Богочеловек.
Его все ждали. Об этом событии предупреждали пророки, предсказатели. Но никто не знал, где именно это произойдет. Назвали его Иисусом. С детства он удивлял всех своим знанием мироустройства. А когда ему исполнилось 33 года, начал проповедовать новое учение, в котором он призывал людей доброте, умению прощать людей за их грехи (ошибки) в жизни, любить друг друга, любить мир, любить саму жизнь, терпеть все невзгоды человека и воспринимать это как испытание на крепость духа. И всегда помнить, что на этом жизнь не заканчивается. Она бесконечна.
Да, его распяли на кресте. Но за что?
Многие из людей, которые пошли за ним, хотели мгновенного изменения в жизни и справедливости сейчас. Но этого не произошло. Обозлившись на это, а также из-за недопонимания его учения, они дали согласие на распятие Иисуса Христа, вместо казни разбойника, находившегося в тюрьме вместе с ним.
Сам же Иисус Христос воспринял это решение народа смиренно, ибо он знал, что именно так все и произойдет. Но своим примером он показал, явившись к ученикам после смерти в новом (воскрешенном) обличии, что жизнь человека продолжается и после смерти – жизнь его души.
В начале праздник Пасхи родился у древних иудеев в честь исхода их из египетского рабства, и его название Песах дословно означает «прохождение».
В христианстве же праздник связан с учением о воскресении Иисуса Христа. Отмечается верующими в первое воскресение после весеннего равноденствия и полнолуния. У православных церквей эта дата приходится на период с 22 марта по 23 апреля по Юлианскому календарю (по старому стилю).
С библейских времен и до сегодняшних дней он отмечается очень торжественно, по красивому и строгому ритуалу. Какая же связь между еврейской и христианской пасхой? Церковь учит, что как кровь агнца спасла евреев от кары Божьей, так и Кровь Христа, пролитая на Кресте, спасает нас от рабства, греха, смерти, безысходности и отчаяния.
Отмечать Пасху начинают за неделю - с того момента, как состоялся торжественный въезд Иисуса в Иерусалим на молодом осле. «Желая выразить свои чувства, народ бросал древесные ветви на пути, другие постилали одежды свои на дороге. Многие же взяли пальмовые ветви (знак царской власти) и вышли навстречу, возглашая: «Осанна!»
В русском обиходе Вход в Иерусалим называют вербным Воскресением. Освященную в храме вербу, знак праздника, приносят домой.
Ученик:
Вербочки
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесут домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!
В воскресенье вербное
Завтра встану первая
Для святого дня!
(Александр Блок)
Вербным Воскресением завершается подготавливающий к Пасхе суровый великий пост.
Пост - в некоторых религиях - это воздержание на определенный срок от приема определенных видов питания (мяса). Но этим не ограничивается пост. Каждый, кто соблюдает его, должен провести анализ в душе, как он жил, простить обидевших его, и подготовиться к возрождению к новой жизни. А воздержание от пищи и помогает услышать в душе все эти чувства и мысли. То же самое происходит и в природе.
Педагог ДО: Проведем аналогию между весной и Пасхой.
(Схема на доске.)
ЗИМА |
– |
РОЖДЕСТВО |
? |
– |
ПАСХА |
- Какое слово мы должны поставить вместо знака? (Весна.)
- Почему весна? (Пасха всегда бывает весной.)
- Назовите приметы весны.
- Расскажите, пожалуйста, стихотворения, загадки, пословицы о весне, Пасхе.
Ученики:
Проснитесь, горы, долы, реки –
Хвалите Господа с небес.
Побеждена Им смерть вовеки,
Проснись и ты, зеленый лес.Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка – зацветите вновь,
И воссылайте гимн душистый
Тому, Чья заповедь - любовь!
(Е.Горчакова)
- Почему мы в пасхальной композиции используются раннецветущие растения, корзины в форме гнезда, яйца, фигурки птиц, животных? (Потому что Пасха приходит весной, с прилетом птиц, с началом цветения раннецветущих растений.)
Вывод: весна и пасха неразделимы и приходят в одно и то же время года, смысл их един - ВОЗРОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ. Все приметы весны используются в пасхальной композиции как характерные признаки: раннецветущие растения (ива, тюльпан, подснежник, нарцисс), гнездо как символ покоя, защиты зарождающейся жизни, цыплята, курица в гнезде, зайчики.
- Как вы думаете, что означает яйцо в пасхальной композиции? (Символ возникновения и продолжения жизни.)
- Откуда пошел обычай одаривания друг друга яйцами на Пасху? (Дети вспоминают легенду о Марии Магдалине.)
Капли крови Христа, упав на землю, приняли вид красных куриных яиц, а слезы Богоматери, падая на эти яйца, оставляли на них прекрасные узоры. Так и пошел обычай расписывать пасхальные яйца.
Пасхальные яйца часто делали из стекла, дерева, металла или просто красиво расписывали. Во всем мире известны работы русского ювелира Фаберже. Пасхальное яйцо, расписанное художником или выполненное ювелиром, - это настоящее произведение искусства. («Яйца Фаберже».)
Учитель: К празднику все в доме заранее готовились и с нетерпением его ждали. Валентин Катаев так вспоминает об этих днях своего детства в Одессе: «На кухне зеленела горка, приготовленная для пасхального стола, - пирамидка из щепочек, обтянутая сукном; на это сукно намазывали, как икру, липкие семена кресс-салата, поливали три раза в день, и они вдруг начинали прорастать; горка зеленела, как хорошо ухоженный газон, и во всей своей красе и свежести наполняла кухню острым растительным запахом, как бы ждала того дня, когда ее окружат крашеными пасхальными яйцами».
IV. Практическая работа
Педагог ДО: Мы с вами тоже готовимся к этому Великому празднику, и выполним сегодня поздравительную пасхальную открытку. Для выполнения нашей работы нам понадобятся шаблоны цветных яиц, колокольчики, различные семена растений и веточки. Варианты пасхальных композиций вам предложены. Вы можете повторить или придумать что-то свое.
Лист картона перегните пополам. На одной из половинок будем выполнять пасхальную композицию. Вначале приклеим главные элементы, это может быть одно или несколько яиц, затем выполняем корзину из семян, которые на ваш взгляд, наиболее подходят для выполнения корзины. После этого декорируем яйца и всю открытку мелкими элементами. Главное условие - они должны быть яркими, праздничными, для этого нам понадобятся крашеные семена растений и веточки.
На свободной стороне открытки мы напишем слова поздравления, которые обычно произносят в день Пасхи «Христос Воскрес!» и выложим их цветными зернышками.
V. Обобщение
Учитель: Это самый светлый, самый главный христианский праздник. Даже люди неверующие в этот день становятся добрее.
В Пасху после окончания службы верующие поздравляют друг друга, и происходит обряд христосования. На слова «Христос воскреси» отвечают: «Воистину воскреси» и обмениваются поцелуями. В послании апостола Павла сказано: «Приветствуйте друг друга с целованием святым». При этом обмениваются яйцами - символом возникновения жизни.
Вернувшись домой из церкви, все садятся за накрытые белыми скатертями праздничные столы с угощениями, украшенными цветами и проросшей зеленью. Издавна на Руси на пасхальный стол ставили зеленую горку из проросших семян кресс-салата. К Пасхе старались «выгнать» цветы красного гиацинта, позднее стали использовать и другие луковичные растения и проращивать злаки, куда потом раскладывали крашеные яйца.
Педагог ДО: В день Пасхи дети устраивали различные веселые игры, одну из них вы видите на картине. (Картина.)
Чудо
На зеленый лужок
Выбежали зайцы.
Вмиг поставили лубок
И катают яйца…
Яйца катятся с лубка
Друг за другом плавно,
И друг друга бьют в бока
Щелкая забавно…
Вот, столкнулись два яйца,
Треснули… О чудо!
Два хорошеньких птенца
Вылезли оттуда!..
У птенцов веселый вид…
Кончен темный плен их!
И звонарь вверху звонит
В честь новорожденных!..
Молодежь постарше катались на качелях, которые устраивали прямо в лесу.
Ученик:
Светлый праздник
Как душе моей легко!
Сердце полно умиленья!
Все заботы и сомненья
Отлетели далеко!
Мир мне душу наполняет,
Радость светится в очах,
И как будто в небесах
Ярче солнышко играет!
(В. Бажанов)
VI. Итог занятия
Педагог ДО: (Все работы педагог закрепляет на доске.)
Какие работы на ваш взгляд наиболее удачные?
Что обозначают предметы, которые вы выбрали для своей открытки?
Учитель: Какому празднику было посвящено наше занятие?
К чему призывает нас данный праздник?
Что обозначает символ праздника - красное яйцо?
Ученик:
Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос воскрес! Христос воскрес!Вот просыпается земля,
И одеваются поля.
Весна идет, полна чудес.
Христос воскрес! Христос воскрес!
(А. Майков)
На этом наше занятие окончено.