Отношение к единому государственному экзамену как форме итоговой аттестации продолжает оставаться неоднозначным, несмотря на уже достаточно большой опыт, накопившийся за четыре года проведения эксперимента в РФ.
Для большей части одиннадцатиклассников определение экзаменационного предмета является чуждой навязываемой процедурой, обусловленной как сокращением выборов вариантов итоговой аттестации, так и самим процессом выбора
- Во-первых, как правило, часть одиннадцатиклассников окончательно определяются с выбором экзамена в начале учебного года, при этом достаточно много учащихся не делают, либо не уверены в сделанном выборе даже к концу полугодия.
- Во- вторых, технология сдачи и выбор экзамена обусловливается, главным образом, выбором будущей специальности и необходимостью сдачи экзаменов в конкретный вуз, т.е. выпускники предпочитают совмещать выпускные и вступительные экзамены.
- В-третьих, не всех учащихся устраивает предлагаемый гимназией набор предметов, а также отсутствие возможности сдавать экзамены по школьной технологии, что и вынуждает их выбирать экзамен в формате ЕГЭ.
- В- четвертых, немалое количество старшеклассников к середине учебного года в 11-м классе обнаруживают, что обучение в школе имеет логическое завершение в виде итоговой аттестации и недалек тот момент, когда придется покинуть привычные стены и строить свою жизнь самостоятельно. Для многих детей и родителей это становится причиной последующего стресса, необоснованных страхов, неверия в свои силы и т.п.
На наш взгляд, выше перечисленные факторы мешают поиску выпускниками конструктивных выходов из складывающейся ситуации, именно в ряд таких проблем попадает и процесс подготовки к ЕГЭ. При отсутствии должной информационной и методической поддержки со стороны учителей, классных руководителей и психологов негативное отношение к процедуре итоговой аттестации может нарастать и мешать позитивному восприятию тех знаний и навыков, которые помогут выпускникам успешно справиться с предстоящими экзаменами.
Упорядочить и повысить эффективность подготовки к ЕГЭ можно, только начав с преодоления внутреннего сопротивления этому процессу, которое делает бесполезными любые усилия педагогов и психологов. Любой экзамен, в том числе и ЕГЭ, требует для успешной сдачи основательной подготовки, на это и должны быть направлены усилия школьных педагогов, психологов и учащихся. Вместе с этим, в центре внимания школьных психологов должны оказаться такие вопросы, как:
- Психологическая неготовность некоторых детей и их родителей к позитивному восприятию новой формы экзамена;
- Страх и неопределенность у выпускников из-за отсутствия поддержки в момент экзамена «своих» учителей;
- Создание благоприятной психологической атмосферы в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ;
- Отсутствие навыков выполнения (не знание специфики выполнения ЕГЭ, ключевых моментов, оптимальных вариантов работы с тестом) экзамена по технологии ЕГЭ;
- Низкий уровень сформированности навыка распределения «рабочего» времени, с учетом своих возможностей и особенностей;
- Повышение уровня профессионального самоопределения учащихся, в случае неопределенности профессионального выбора выпускники имеют возможность скорректировать свой личный профессиональный план или утвердиться в своих намерениях и выбрать те предметы для сдачи экзамена, которые им будут необходимы для поступления в ВУЗ (как в формате ЕГЭ, так и по школьной технологии).
Одной из форм решения поставленных задач в условиях модернизации образования может
быть психологическое сопровождение выпускников в период подготовки к ЕГЭ, что является одним из основных направлений в работе психологической службы гимназии.
Выбранная нами форма работы по сопровождению выпускников в период подготовки к ЕГЭ – это проведение тематических классных часов. Встречи проводятся с периодичностью один раз в четверть с каждым классом, длительностью один академический час, в течение четырех четвертей.
Основой для тематических классных часов стала «Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ: Путь к успеху» Н.Стебеневой, Н.Королевой.
Цель:
- отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к ЕГЭ;
- обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля;
- повышение уверенности в себе, в своих силах.
Методы: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники.
Задачи:
- повышение сопротивляемости стрессу;
- отработка навыков уверенного поведения;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим;
- развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы;
- помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок;
- обучение навыкам конструктивного взаимодействия.
Условия: специально оборудованный кабинет для тренингов; группа комплектуется из учащихся одного класса.
Тематический план, в силу загруженности расписания учащихся, исходный тематический план был сокращен и адаптирован.
- Что такое единый государственный экзамен? (Приложение 1)
- Способы снятия нервно- психического напряжения. (Приложение 2)
- Как готовиться к экзаменам: эффективные способы запоминания. (Приложение 3)
- Сдаём экзамен. (Приложение 4, Приложение 5).
От результатов итоговой аттестации многое зависит: итоговая оценка в аттестате, уровень самооценки и так далее поэтому экзамены превращаются в пытку и вносят напряжение в жизнь не только учеников, но и родителей и педагогов. А можно ли преодолеть этот рубеж без чрезмерного перенапряжения, страхов, усталости и слез? Для этого необходима планомерная работа педагогов (классных руководителей), учащихся и родителей, где каждый будет ориентирован на выполнение определенных задач. Представленный материал является частью программы по психологическому сопровождению выпускников в период подготовки к экзаменам. Эти занятия могут проводиться и самостоятельно – классный час, внеклассное мероприятие и т.д. Основное содержание занятий направлено на получение определенного опыта обучающимися. Акцент делается на усвоение собственного способа деятельности.
Литература
1. Стебенева Н., Королева Н. Путь к успеху. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену. Школьный психолог, 2003.
2. Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе).- М.: Генезис, 2004.
3. Щербич Н.М., Стрельникова Я.В. Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса в период подготовки и участия в итоговой аттестации.- МОУ ДПО «Городской информационно- методический центр», 2005.