Урок окружающего мира + экология тундры по теме "Как нам жить?"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) повторить термин «экосистема» (замкнутая, незамкнутая; естественная, искусственная);
2) сформировать представление об экологичном типе хозяйства, гармонично сочетающемся с природой;
3) научить учеников видеть противоречия между хозяйством человека и природой, а также находить способы их устранения;
4) воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник по окружающему миру «Человек и природа» для 4-го класса (часть 1); иллюстрации разумного сочетания цивилизации и природы; набор карточек с ситуациями для работы в группах (экологические задачки); выставка книг по теме; презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказ о приручении огня

Учитель: Вспомните, как человек приручал огонь?

Рассказ ученика

Когда-то очень давно от удара молнии загорелось дерево. Люди, никогда раньше не видевшие огня, в ужасе разбежались. Но потом, привыкнув, они принесли горящие ветви в свои пещеры и уселись греться вокруг костра. Но вот огонь погас. И тогда человек стал задумываться о том, как добыть огонь самостоятельно.

Он взял щепку, воткнул в неё сухую палочку и стал быстро-быстро вращать её между ладонями. От сильного трения палочка нагрелась, и конец загорелся. Позже люди нашли очень прочный камень - кремень. Если стукнуть такими камнями друг о друга, то высекается искра, которая зажигает сухую траву или щепку.

Потом появилось огниво, похожее на пистолет. Ещё позже появились спички из свёрнутой бумажки, на конце которой была сера. В середине серы сидел маленький стеклянный шарик с кислотой. Головку такой спички раздавливали щипцами, прежде чем она загоралась. Понадобилась тысяча лет, чтобы появились простые спички, которыми человек пользуется сейчас.

Учитель: Как человек стал  использовать огонь? (Приготовление пищи, обогрев и освещение жилища, изготовление орудий труда и оружия.)

2. Отгадывание кроссворда

- Разгадайте кроссворд и ответьте на вопрос: «Что сейчас использует человек для получения огня?»

По вертикали:

1. Из остатков состою,
На болоте я живу.
То поля я удобряю,
То в дома я свет пускаю,
Быстро я в печи сгораю.
(Торф.)

2. Я бесцветный, пахну еле,
Загорюсь – заголубею.
Выделяю я тепло,
Превращаюсь в волокно.
(Газ.)

3. Если стукнуть – разобьюсь.
Хоть на камень я похож,
Только хрупок, что возьмёшь?
Но зато горю как я?
Сколько от меня тепла!
(Каменный уголь.)

4. Резко пахну, масляниста,
Загораюсь очень быстро.
Глубоко в земле живу.
Людям честно я служу.
Чёрным золотом зовусь,
Получают из меня керосин, бензин, масла!
(Нефть.)

По горизонтали:

5. Каким выражением можно заменить слова: торф, газ, каменный уголь, нефть? (Полезные ископаемые.)

3. Расскажите об этих полезных ископаемых по плану:

План

1) Как выглядит?
2) Как образовалось?
3) Как добывают?
4) Где применяют?
5) Что получают из него?

- Что такое полезное ископаемое?
- Почему эти полезные ископаемые называют «ископаемое топливо»?
- Бесконечны ли запасы ископаемого топлива?
- Чем человек может заменить ископаемое топливо?

III. Постановка проблемы и актуализация знаний

1) Проблемная ситуация. Диалог Лены и Миши (с. 122)

Лена: Теперь я вижу, что человек и вправду всё может.

Миша: Всё, что может человек, он делает за счёт природы. Люди долго покоряли природу и гордились этим, пока не оказалось, что природа в опасности.

Лена: И как же нам теперь жить?

2) Словарная работа

Учитель: прежде, чем мы начнём решать эту проблему, давайте вспомним, что такое «экосистема»?

Экосистема - единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

- Какие бывают экосистемы? (Экосистемы бывают замкнутые (естественные) или незамкнутые (искусственные).)

- Приведите примеры естественных экосистем? (Озеро, болото, луг, лес.)

- Приведите примеры искусственных экосистем? (Поле, аквариум.)

- Назовите «профессии», благодаря которым круговорот в экосистеме считается замкнутым? (Кормильцы, едоки, мусорщики.)

- Какая экосистема не может поддерживать круговорот веществ без помощи человека? (Незамкнутая.)

- Почему в естественных экосистемах животные постоянно находят достаточные запасы пищи? (Обитатели за миллионы лет приспособились друг к другу и могут совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)

- Вспомните, чем занимались древние люди?

- По способу добычи пищи отличались ли они от животных?

- Если они присваивали готовые природные богатства, то их хозяйство называлось (каким?)…присваивающим.

- Почему позже люди научились разводить домашних животных и культурные растения?

- Где они стали жить?

- Если люди сами стали производить для себя пищу, то их хозяйство стало (каким?)…производящим.

- Поле, сад, огород, птичник, животноводческая ферма - это пример какой экосистемы? (Искусственной.)

- Почему она неустойчива?

- Кто в этой системе главный потребитель?

- Каких экосистем стало больше - естественных или искусственных?

- Пошло ли это на пользу человеку и окружающей среде?

- Если искусственные экосистемы стали вытеснять естественные, то справляются ли мусорщики с огромным количеством отходов, образующихся в результате хозяйствования человека? (Мусорщики не справляются с переработкой отходов.)

- Какой круговорот в искусственной экосистеме?

- Что нужно изменить, чтобы круговорот стал замкнут? (Продумать способы переработки мусора.)

- Кто знает, как называется наука о жизни животных и растений в естественной среде? (Экология.)

- Прочитайте справку из словаря.

- Каким должно быть хозяйство человека, чтобы не нарушать естественную среду обитания животных и растений? (Экологичным.)

IV. Просмотр картин, отображающих мир природы

- Посмотрите, какой удивительный и прекрасный мир нас окружает - леса, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные… Это - природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа нас кормит, поит, одевает. Она щедра и бескорыстна. Мы живём на севере, в тундре.

- Перечислите основное население тундры? (Ханты, ненцы, селькупы.)

- Назовите основные занятия населения тундры?

- Назовите полезные ископаемые, которые добывают в тундре на Ямале? (Нефть, газ, торф.)

- Рассмотрите карту месторождений нефти и газа в ЯНАО.

- Мы уже сказали, что запасы топлива небесконечны, как же нужно относиться к ним, чтобы их хватило и нам, и нашим потомкам?

- Что значит бережное отношение к топливу?

- Современный человек может обойтись без топлива?

Значит, человек вынужден вести добычу полезных ископаемых. Давайте посмотрим, всегда ли удаётся человеку вести экологичное хозяйство?

V. Что происходит под влиянием хозяйствования человека? (Работа в группах.)

- Итак, разделимся на группы, в соответствии с занятиями коренного населения: 1 гр. - оленеводы, 2 гр. - рыболовы, 3 гр. - охотники, 4 гр. - собиратели и 5 гр. - нефтяники и газодобытчики.

- Каждая группа получает текст. На основе этого текста нужно понять, какие проблемы, то есть затруднения, возникают у представителей вашей группы и найти способ разрешения данных проблем. На работу отводится 5 минут.

1 группа - оленеводы

Текст

Мы, оленеводы, коренные жители тундры, издавна ведём кочевой образ жизни, каслаем (каслать – перемещаться вслед за стадами оленей в поисках корма (ягеля) для оленей) оленей по определённому маршруту в поисках ягеля. Ягель - это основной корм оленей. Олени никогда не выедают весь мох, поэтому и сохраняется природное равновесие. Но с приходом в тундру нефтяников и газовиков это равновесие нарушилось…

Шипы стальных гусениц вездеходов сдирают с тундры её зелёный покров, вся тундра исполосована незаживающими ранами, а ведь шрамы затянутся только через несколько десятков лет. Через всю тундру на многие тысячи километров протянуты железные трубы, которые называются газопроводами и нефтепроводами. Олени в панике натыкаются на них и гибнут в давке. От выброса нефти и газа на поверхность земли возникают пожары, в результате которых выгорает вся растительность.

Начните ответ так: «У оленеводов, коренных жителей тундры, издавна ведущих кочевой образ жизни, с приходом газовиков и нефтяников, образовались такие проблемы:

1)_____
2)_____

Подсказка: нарушается поверхностный слой тундры, пожары уничтожают растительность, трубопроводы преграждают стадам привычный маршрут, нефть разливается по поверхности земли.

Мы предлагаем решить эти проблемы так:

1)______
2)______

Варианты ответов: Заменить стальные шипы гусениц на менее травмирующие колёса, проложить одну колею к месту добычи нефти и газа, придумать способ перехода оленьих стад через линию газопровода и нефтепровода, предотвращать розливы нефти, не допускать возникновения пожара в местах их добычи.

2 группа - рыбаки

Текст

Мы, местные жители, живущие по берегам рек, издавна занимаемся рыболовством. Летом пойманную рыбу вялим, засаливаем впрок. Зимой из замороженной рыбы готовим строганину (состругиваем мясо рыбы тонкой стружкой, добавляя в него соль, приправы и ягоды). В такой еде много витаминов. Мы вылавливаем рыбы столько, чтобы нам хватило прокормить себя о свою семью. Но, с появлением людей осваивающих север, всё изменилось…

К местам добычи нефти и газа тянется вереница морских судов и танкеров, которые перевозят «ископаемое топливо». Реки и моря стали загрязняться нефтепродуктами. Всё чаще на реках можно заметить розливы нефти, солярки и мазута. Их сбрасывают в воду недобросовестные судоводители, предприятия, котельные. В результате таких сбросов в водоёмы гибнет не только рыба, но и другие животные, обитающие в воде. Другая беда рыболовов – браконьеры(браконьерство - охота или ловля рыбы в запрещённых местах, в запрещённое время или запрещённым способом, а также запрещённая порубка леса). Они ведут бесконтрольный вылов рыбы в огромных количествах и даже во время нереста (нерест - метание рыбами-самками икры и одновременное оплодотворение её самцами). Многие виды ценных пород рыб стали редкими и занесены в Красную книгу.

Начните ответ так: «У рыболовов, живущих по берегам рек, издавна занимающихся рыбной ловлей, с появлением людей, осваивающих север, образовались такие проблемы:

1)________
2)________

Подсказка: рыба гибнет из-за розливов нефти в водоёмах, исчезает рыба из-за браконьерства.

Мы предлагаем решить эти проблемы так:

1)________
2)________

Варианты ответов: Запретить браконьерство, не допускать сброса нефтепродуктов в воду, установить очистные сооружения на предприятиях, исчезающие породы рыб поместить в специальное место, где бы они смогли размножаться, вылов рыбы взять под контроль государства.

- На слайде представлена лишь малая часть пород рыб, занесённых в Красную книгу.

3 группа - охотники

Текст

Мы, охотники, местные обитатели тундры, из века в век промышляли охотой на птиц и зверей. Мясо вялим, заготавливаем впрок. Зимой, замороженное мясо едим в свежем виде (состругиваем мясо тонкой стружкой, добавляя в него соль, приправы и ягоды). В такой пище много витаминов. Мы подстреливаем птицы и зверя столько, чтобы нам хватило прокормить себя о свою семью. Но с появлением людей, осваивающих север, всё изменилось…

К местам добычи нефти и газа тянется вереница морских судов и танкеров, которые перевозят «ископаемое топливо». Реки и моря стали загрязняться нефтепродуктами. Всё чаще на реках можно заметить розливы нефти, солярки и мазута. Их сбрасывают в воду недобросовестные судоводители, предприятия, котельные. В результате таких сбросов в водоёмы гибнет не только ценная рыба, но и другие  животные, обитающие в воде. Другая беда охотников – браконьеры. (браконьерство - охота или ловля рыбы в запрещённых местах, в запрещённое время или запрещённым способом, а также запрещённая порубка леса.). Они ведут бесконтрольный отстрел животных в огромных количествах и даже во время линьки (линька – смена шерсти, оперения, сбрасывание старого наружного покрова). Многие виды ценных видов животных стали редкими и занесены в Красную книгу.

Начните ответ так: «У охотников, живущих в тундре, из века в век промышляющих охотой на птиц и зверей, с появлением людей, осваивающих север, образовались такие проблемы:

1)__________
2)__________

Подсказка: птица и звери гибнут из – за розливов нефти в водоёмах и на суше, исчезает зверь и птица из – за браконьерства.

Мы предлагаем решить эти проблемы так:

1)__________
2)__________

Варианты ответов: Запретить браконьерство, не допускать сброса нефтепродуктов в воду, установить очистные сооружения на предприятиях, исчезающие виды птиц и зверей поместить в специальное место, где бы они смогли размножаться, отстрел взять под контроль государства.

4 группа - собиратели

Текст

Мы, коренные жители, издавна живущие в тундре, всегда пользовались её дарами: собирали ягоды, грибы, коренья, лекарственные растения и заготавливали их впрок. С наступлением цивилизации (цивилизация – ступень развития общества и материальной культуры) всё изменилось…

Загрязняющие вещества, которые выделяют и транспорт, и предприятия, и котельные разносятся на большие расстояния. Смог (смог – смесь дыма и пыли с туманом, образующая завесу над крупными промышленными городами) оседает на белый снег, делая его чёрным, появляются участки голой земли, где долгое время не вырастет ни одно растение. Тундра захламлена бесхозной бочкотарой и ржавым железом. Поверхностный слой тундры изрезан вдоль и поперёк гусеницами вездеходов. Привычные места сбора ягод и грибов оттеснены трубопроводами. Другая беда собирателей - пожары. Виновниками пожаров в тундре являются и геологи, и дорожники, и электрики, и лесорубы, и строители, и туристы. В результате пожаров в тундре остаётся мёртвая гарь на несколько десятков лет. Многие виды растений стали редкими и занесены в Красную книгу.

Начните ответ так: «У собирателей, из века в век живущих в тундре, заготавливающих впрок ягоды, грибы, коренья и лекарственные травы с наступлением цивилизации возникли такие проблемы:

1)____________
2)____________

Подсказка: Нарушается поверхностный слой тундры от гусениц вездеходов, гибнут растения из-за пожаров, загрязняется почва нефтепродуктами, тундра захламляется мусором, трубопроводы оттеснили места сбора даров природы.

Мы предлагаем решить эти проблемы так:

1)____________
2)____________

Варианты ответов: Установить очистные сооружения на предприятиях, не допускать пожары, запретить оставлять мусор в тундре, взять под охрану исчезающие виды растений.

5 группа - нефтяники и газовщики

Текст

Мы, нефтяники и газовики, прибыли на полуостров Ямал для добычи полезных ископаемых. Нам приходится трудиться в суровых северных условиях. Тундра богата нефтью и газом, но к местам их добычи трудно добраться, так как это край болот и озёр. Вот и приходится бороздить по тундре на вездеходах и тракторах, которые не выдерживают крепких морозов и ломаются. Обломками техники захламлена вся тундра. Буровые установки вгрызаются в вечную мерзлоту. Нефть и газ выкачиваем из-под земли. Часто происходят выбросы нефти и газа на поверхность земли, которые сопровождаются возгоранием. Чтобы доставить ископаемое топливо к местам его переработки, по тундре протянули железные нефтепроводы и газопроводы. Иногда они повреждаются, тогда происходят взрывы и возгорания. Мы стараемся не допускать выброса нефти и газа, но часто это происходит не по воле человека.

Начните ответ так: «У нефтяников и газовиков, покорителей тундры, возникли такие проблемы:

1)____________
2)____________

Подсказка: Удалённость мест добычи полезных ископаемых, местность загрязняется мазутом и соляркой, вывоз мусора, отсутствие очистных сооружений, возникновение пожаров в местах добычи нефти и газа.

Мы предлагаем решить эти проблемы так:

1)___________
2)___________

Варианты ответов: Установить очистные сооружения на предприятиях, не допускать пожары, запретить оставлять обломки техники в тундре, соблюдать технику безопасности.

Вывод

Сегодня мы выявили лишь некоторые наиболее выраженные проблемы, которые возникли в результате хозяйствования человека в тундре и нашли способы их разрешения. Мы увидели, что равновесие, которое устанавливалось веками и тысячелетиями между окружающей средой и живыми организмами легко нарушить. Хорошо, что на Ямале сохранились обычаи и традиции местного населения. Наша задача преумножать то, что передавалось из поколения в поколение нашими предками. Сейчас на Ямале многое делается для того, чтобы достижения науки и техники сохраняли экологию. Теперь мы знаем ответ на вопрос: «Как нам жить?»

VI. Итог

- Каким должно быть современное хозяйство человека, чтобы круговорот стал замкнутым? (Экологичным.)

- Какое хозяйство называют экологичным?

- Что вы сейчас можете сделать для того, чтобы сохранить экологию?

- А теперь проверим, насколько прочно вы усвоили тему. Выполните тест.

Тест

1. Основным занятием населения тундры является:

а) свиноводство;
б) птицеводство;
в) оленеводство;
г) пчеловодство.

2. Пастбища ягеля восстанавливаются за несколько … лет:

а) десятков;
б) сотен;
в) тысяч.

3. Наука о жизни растений и животных в естественной обстановке называется:

а) экосистема;
б) экология;
в) экономика.

4. Найди животное, занесённое в Красную книгу:

а) куропатка;
б) медведь;
в) северный олень;
г) стерх.

5. Как называется никогда не прогревающийся слой земли:

а) вечная красота;
б) вечная мерзлота;
в) вечная пустота.

VII. Домашнее задание

1. Прочитать текст учебника (с. 122-125), ответить на вопросы.
2. Придумать и нарисовать экологические знаки («Не мусори в лесу!», «Экономь воду!» и др.)
3. Напиши сочинение: «Береги природу!»