Цели:
1) повторить термин «экосистема» (замкнутая, незамкнутая; естественная, искусственная);
2) сформировать представление об экологичном типе хозяйства, гармонично сочетающемся с природой;
3) научить учеников видеть противоречия между хозяйством человека и природой, а также находить способы их устранения;
4) воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник по окружающему миру «Человек и природа» для 4-го класса (часть 1); иллюстрации разумного сочетания цивилизации и природы; набор карточек с ситуациями для работы в группах (экологические задачки); выставка книг по теме; презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Рассказ о приручении огня
Учитель: Вспомните, как человек приручал огонь?
Рассказ ученика
Когда-то очень давно от удара молнии загорелось дерево. Люди, никогда раньше не видевшие огня, в ужасе разбежались. Но потом, привыкнув, они принесли горящие ветви в свои пещеры и уселись греться вокруг костра. Но вот огонь погас. И тогда человек стал задумываться о том, как добыть огонь самостоятельно.
Он взял щепку, воткнул в неё сухую палочку и стал быстро-быстро вращать её между ладонями. От сильного трения палочка нагрелась, и конец загорелся. Позже люди нашли очень прочный камень - кремень. Если стукнуть такими камнями друг о друга, то высекается искра, которая зажигает сухую траву или щепку.
Потом появилось огниво, похожее на пистолет. Ещё позже появились спички из свёрнутой бумажки, на конце которой была сера. В середине серы сидел маленький стеклянный шарик с кислотой. Головку такой спички раздавливали щипцами, прежде чем она загоралась. Понадобилась тысяча лет, чтобы появились простые спички, которыми человек пользуется сейчас.
Учитель: Как человек стал использовать огонь? (Приготовление пищи, обогрев и освещение жилища, изготовление орудий труда и оружия.)
2. Отгадывание кроссворда
- Разгадайте кроссворд и ответьте на вопрос: «Что сейчас использует человек для получения огня?»
По вертикали:
1. Из остатков состою,
На болоте я живу.
То поля я удобряю,
То в дома я свет пускаю,
Быстро я в печи сгораю.
(Торф.)2. Я бесцветный, пахну еле,
Загорюсь – заголубею.
Выделяю я тепло,
Превращаюсь в волокно.
(Газ.)3. Если стукнуть – разобьюсь.
Хоть на камень я похож,
Только хрупок, что возьмёшь?
Но зато горю как я?
Сколько от меня тепла!
(Каменный уголь.)4. Резко пахну, масляниста,
Загораюсь очень быстро.
Глубоко в земле живу.
Людям честно я служу.
Чёрным золотом зовусь,
Получают из меня керосин, бензин, масла!
(Нефть.)
По горизонтали:
5. Каким выражением можно заменить слова: торф, газ, каменный уголь, нефть? (Полезные ископаемые.)
3. Расскажите об этих полезных ископаемых по плану:
План
1) Как выглядит?
2) Как образовалось?
3) Как добывают?
4) Где применяют?
5) Что получают из него?
- Что такое полезное ископаемое?
- Почему эти полезные ископаемые называют «ископаемое топливо»?
- Бесконечны ли запасы ископаемого топлива?
- Чем человек может заменить ископаемое топливо?
III. Постановка проблемы и актуализация знаний
1) Проблемная ситуация. Диалог Лены и Миши (с. 122)
Лена: Теперь я вижу, что человек и вправду всё может.
Миша: Всё, что может человек, он делает за счёт природы. Люди долго покоряли природу и гордились этим, пока не оказалось, что природа в опасности.
Лена: И как же нам теперь жить?
2) Словарная работа
Учитель: прежде, чем мы начнём решать эту проблему, давайте вспомним, что такое «экосистема»?
Экосистема - единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.
- Какие бывают экосистемы? (Экосистемы бывают замкнутые (естественные) или незамкнутые (искусственные).)
- Приведите примеры естественных экосистем? (Озеро, болото, луг, лес.)
- Приведите примеры искусственных экосистем? (Поле, аквариум.)
- Назовите «профессии», благодаря которым круговорот в экосистеме считается замкнутым? (Кормильцы, едоки, мусорщики.)
- Какая экосистема не может поддерживать круговорот веществ без помощи человека? (Незамкнутая.)
- Почему в естественных экосистемах животные постоянно находят достаточные запасы пищи? (Обитатели за миллионы лет приспособились друг к другу и могут совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)
- Вспомните, чем занимались древние люди?
- По способу добычи пищи отличались ли они от животных?
- Если они присваивали готовые природные богатства, то их хозяйство называлось (каким?)…присваивающим.
- Почему позже люди научились разводить домашних животных и культурные растения?
- Где они стали жить?
- Если люди сами стали производить для себя пищу, то их хозяйство стало (каким?)…производящим.
- Поле, сад, огород, птичник, животноводческая ферма - это пример какой экосистемы? (Искусственной.)
- Почему она неустойчива?
- Кто в этой системе главный потребитель?
- Каких экосистем стало больше - естественных или искусственных?
- Пошло ли это на пользу человеку и окружающей среде?
- Если искусственные экосистемы стали вытеснять естественные, то справляются ли мусорщики с огромным количеством отходов, образующихся в результате хозяйствования человека? (Мусорщики не справляются с переработкой отходов.)
- Какой круговорот в искусственной экосистеме?
- Что нужно изменить, чтобы круговорот стал замкнут? (Продумать способы переработки мусора.)
- Кто знает, как называется наука о жизни животных и растений в естественной среде? (Экология.)
- Прочитайте справку из словаря.
- Каким должно быть хозяйство человека, чтобы не нарушать естественную среду обитания животных и растений? (Экологичным.)
IV. Просмотр картин, отображающих мир природы
- Посмотрите, какой удивительный и прекрасный мир нас окружает - леса, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные… Это - природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа нас кормит, поит, одевает. Она щедра и бескорыстна. Мы живём на севере, в тундре.
- Перечислите основное население тундры? (Ханты, ненцы, селькупы.)
- Назовите основные занятия населения тундры?
- Назовите полезные ископаемые, которые добывают в тундре на Ямале? (Нефть, газ, торф.)
- Рассмотрите карту месторождений нефти и газа в ЯНАО.
- Мы уже сказали, что запасы топлива небесконечны, как же нужно относиться к ним, чтобы их хватило и нам, и нашим потомкам?
- Что значит бережное отношение к топливу?
- Современный человек может обойтись без топлива?
Значит, человек вынужден вести добычу полезных ископаемых. Давайте посмотрим, всегда ли удаётся человеку вести экологичное хозяйство?
V. Что происходит под влиянием хозяйствования человека? (Работа в группах.)
- Итак, разделимся на группы, в соответствии с занятиями коренного населения: 1 гр. - оленеводы, 2 гр. - рыболовы, 3 гр. - охотники, 4 гр. - собиратели и 5 гр. - нефтяники и газодобытчики.
- Каждая группа получает текст. На основе этого текста нужно понять, какие проблемы, то есть затруднения, возникают у представителей вашей группы и найти способ разрешения данных проблем. На работу отводится 5 минут.
1 группа - оленеводы
Текст
Мы, оленеводы, коренные жители тундры, издавна ведём кочевой образ жизни, каслаем (каслать – перемещаться вслед за стадами оленей в поисках корма (ягеля) для оленей) оленей по определённому маршруту в поисках ягеля. Ягель - это основной корм оленей. Олени никогда не выедают весь мох, поэтому и сохраняется природное равновесие. Но с приходом в тундру нефтяников и газовиков это равновесие нарушилось…
Шипы стальных гусениц вездеходов сдирают с тундры её зелёный покров, вся тундра исполосована незаживающими ранами, а ведь шрамы затянутся только через несколько десятков лет. Через всю тундру на многие тысячи километров протянуты железные трубы, которые называются газопроводами и нефтепроводами. Олени в панике натыкаются на них и гибнут в давке. От выброса нефти и газа на поверхность земли возникают пожары, в результате которых выгорает вся растительность.
Начните ответ так: «У оленеводов, коренных жителей тундры, издавна ведущих кочевой образ жизни, с приходом газовиков и нефтяников, образовались такие проблемы:
1)_____
2)_____
Подсказка: нарушается поверхностный слой тундры, пожары уничтожают растительность, трубопроводы преграждают стадам привычный маршрут, нефть разливается по поверхности земли.
Мы предлагаем решить эти проблемы так:
1)______
2)______
Варианты ответов: Заменить стальные шипы гусениц на менее травмирующие колёса, проложить одну колею к месту добычи нефти и газа, придумать способ перехода оленьих стад через линию газопровода и нефтепровода, предотвращать розливы нефти, не допускать возникновения пожара в местах их добычи.
2 группа - рыбаки
Текст
Мы, местные жители, живущие по берегам рек, издавна занимаемся рыболовством. Летом пойманную рыбу вялим, засаливаем впрок. Зимой из замороженной рыбы готовим строганину (состругиваем мясо рыбы тонкой стружкой, добавляя в него соль, приправы и ягоды). В такой еде много витаминов. Мы вылавливаем рыбы столько, чтобы нам хватило прокормить себя о свою семью. Но, с появлением людей осваивающих север, всё изменилось…
К местам добычи нефти и газа тянется вереница морских судов и танкеров, которые перевозят «ископаемое топливо». Реки и моря стали загрязняться нефтепродуктами. Всё чаще на реках можно заметить розливы нефти, солярки и мазута. Их сбрасывают в воду недобросовестные судоводители, предприятия, котельные. В результате таких сбросов в водоёмы гибнет не только рыба, но и другие животные, обитающие в воде. Другая беда рыболовов – браконьеры(браконьерство - охота или ловля рыбы в запрещённых местах, в запрещённое время или запрещённым способом, а также запрещённая порубка леса). Они ведут бесконтрольный вылов рыбы в огромных количествах и даже во время нереста (нерест - метание рыбами-самками икры и одновременное оплодотворение её самцами). Многие виды ценных пород рыб стали редкими и занесены в Красную книгу.
Начните ответ так: «У рыболовов, живущих по берегам рек, издавна занимающихся рыбной ловлей, с появлением людей, осваивающих север, образовались такие проблемы:
1)________
2)________
Подсказка: рыба гибнет из-за розливов нефти в водоёмах, исчезает рыба из-за браконьерства.
Мы предлагаем решить эти проблемы так:
1)________
2)________
Варианты ответов: Запретить браконьерство, не допускать сброса нефтепродуктов в воду, установить очистные сооружения на предприятиях, исчезающие породы рыб поместить в специальное место, где бы они смогли размножаться, вылов рыбы взять под контроль государства.
- На слайде представлена лишь малая часть пород рыб, занесённых в Красную книгу.
3 группа - охотники
Текст
Мы, охотники, местные обитатели тундры, из века в век промышляли охотой на птиц и зверей. Мясо вялим, заготавливаем впрок. Зимой, замороженное мясо едим в свежем виде (состругиваем мясо тонкой стружкой, добавляя в него соль, приправы и ягоды). В такой пище много витаминов. Мы подстреливаем птицы и зверя столько, чтобы нам хватило прокормить себя о свою семью. Но с появлением людей, осваивающих север, всё изменилось…
К местам добычи нефти и газа тянется вереница морских судов и танкеров, которые перевозят «ископаемое топливо». Реки и моря стали загрязняться нефтепродуктами. Всё чаще на реках можно заметить розливы нефти, солярки и мазута. Их сбрасывают в воду недобросовестные судоводители, предприятия, котельные. В результате таких сбросов в водоёмы гибнет не только ценная рыба, но и другие животные, обитающие в воде. Другая беда охотников – браконьеры. (браконьерство - охота или ловля рыбы в запрещённых местах, в запрещённое время или запрещённым способом, а также запрещённая порубка леса.). Они ведут бесконтрольный отстрел животных в огромных количествах и даже во время линьки (линька – смена шерсти, оперения, сбрасывание старого наружного покрова). Многие виды ценных видов животных стали редкими и занесены в Красную книгу.
Начните ответ так: «У охотников, живущих в тундре, из века в век промышляющих охотой на птиц и зверей, с появлением людей, осваивающих север, образовались такие проблемы:
1)__________
2)__________
Подсказка: птица и звери гибнут из – за розливов нефти в водоёмах и на суше, исчезает зверь и птица из – за браконьерства.
Мы предлагаем решить эти проблемы так:
1)__________
2)__________
Варианты ответов: Запретить браконьерство, не допускать сброса нефтепродуктов в воду, установить очистные сооружения на предприятиях, исчезающие виды птиц и зверей поместить в специальное место, где бы они смогли размножаться, отстрел взять под контроль государства.
4 группа - собиратели
Текст
Мы, коренные жители, издавна живущие в тундре, всегда пользовались её дарами: собирали ягоды, грибы, коренья, лекарственные растения и заготавливали их впрок. С наступлением цивилизации (цивилизация – ступень развития общества и материальной культуры) всё изменилось…
Загрязняющие вещества, которые выделяют и транспорт, и предприятия, и котельные разносятся на большие расстояния. Смог (смог – смесь дыма и пыли с туманом, образующая завесу над крупными промышленными городами) оседает на белый снег, делая его чёрным, появляются участки голой земли, где долгое время не вырастет ни одно растение. Тундра захламлена бесхозной бочкотарой и ржавым железом. Поверхностный слой тундры изрезан вдоль и поперёк гусеницами вездеходов. Привычные места сбора ягод и грибов оттеснены трубопроводами. Другая беда собирателей - пожары. Виновниками пожаров в тундре являются и геологи, и дорожники, и электрики, и лесорубы, и строители, и туристы. В результате пожаров в тундре остаётся мёртвая гарь на несколько десятков лет. Многие виды растений стали редкими и занесены в Красную книгу.
Начните ответ так: «У собирателей, из века в век живущих в тундре, заготавливающих впрок ягоды, грибы, коренья и лекарственные травы с наступлением цивилизации возникли такие проблемы:
1)____________
2)____________
Подсказка: Нарушается поверхностный слой тундры от гусениц вездеходов, гибнут растения из-за пожаров, загрязняется почва нефтепродуктами, тундра захламляется мусором, трубопроводы оттеснили места сбора даров природы.
Мы предлагаем решить эти проблемы так:
1)____________
2)____________
Варианты ответов: Установить очистные сооружения на предприятиях, не допускать пожары, запретить оставлять мусор в тундре, взять под охрану исчезающие виды растений.
5 группа - нефтяники и газовщики
Текст
Мы, нефтяники и газовики, прибыли на полуостров Ямал для добычи полезных ископаемых. Нам приходится трудиться в суровых северных условиях. Тундра богата нефтью и газом, но к местам их добычи трудно добраться, так как это край болот и озёр. Вот и приходится бороздить по тундре на вездеходах и тракторах, которые не выдерживают крепких морозов и ломаются. Обломками техники захламлена вся тундра. Буровые установки вгрызаются в вечную мерзлоту. Нефть и газ выкачиваем из-под земли. Часто происходят выбросы нефти и газа на поверхность земли, которые сопровождаются возгоранием. Чтобы доставить ископаемое топливо к местам его переработки, по тундре протянули железные нефтепроводы и газопроводы. Иногда они повреждаются, тогда происходят взрывы и возгорания. Мы стараемся не допускать выброса нефти и газа, но часто это происходит не по воле человека.
Начните ответ так: «У нефтяников и газовиков, покорителей тундры, возникли такие проблемы:
1)____________
2)____________
Подсказка: Удалённость мест добычи полезных ископаемых, местность загрязняется мазутом и соляркой, вывоз мусора, отсутствие очистных сооружений, возникновение пожаров в местах добычи нефти и газа.
Мы предлагаем решить эти проблемы так:
1)___________
2)___________
Варианты ответов: Установить очистные сооружения на предприятиях, не допускать пожары, запретить оставлять обломки техники в тундре, соблюдать технику безопасности.
Вывод
Сегодня мы выявили лишь некоторые наиболее выраженные проблемы, которые возникли в результате хозяйствования человека в тундре и нашли способы их разрешения. Мы увидели, что равновесие, которое устанавливалось веками и тысячелетиями между окружающей средой и живыми организмами легко нарушить. Хорошо, что на Ямале сохранились обычаи и традиции местного населения. Наша задача преумножать то, что передавалось из поколения в поколение нашими предками. Сейчас на Ямале многое делается для того, чтобы достижения науки и техники сохраняли экологию. Теперь мы знаем ответ на вопрос: «Как нам жить?»
VI. Итог
- Каким должно быть современное хозяйство человека, чтобы круговорот стал замкнутым? (Экологичным.)
- Какое хозяйство называют экологичным?
- Что вы сейчас можете сделать для того, чтобы сохранить экологию?
- А теперь проверим, насколько прочно вы усвоили тему. Выполните тест.
Тест
1. Основным занятием населения тундры является:
а) свиноводство;
б) птицеводство;
в) оленеводство;
г) пчеловодство.
2. Пастбища ягеля восстанавливаются за несколько … лет:
а) десятков;
б) сотен;
в) тысяч.
3. Наука о жизни растений и животных в естественной обстановке называется:
а) экосистема;
б) экология;
в) экономика.
4. Найди животное, занесённое в Красную книгу:
а) куропатка;
б) медведь;
в) северный олень;
г) стерх.
5. Как называется никогда не прогревающийся слой земли:
а) вечная красота;
б) вечная мерзлота;
в) вечная пустота.
VII. Домашнее задание
1. Прочитать текст учебника (с. 122-125), ответить на вопросы.
2. Придумать и нарисовать экологические знаки («Не мусори в лесу!», «Экономь воду!» и др.)
3. Напиши сочинение: «Береги природу!»