Цели урока:
- Обобщение и систематизация знаний по теме “Образование Российской Империи. Эпоха Петра Великого”.
- Развитие критического мышления, логической речи учащихся, формирование навыков самостоятельной работы.
- Воспитание уважительного отношения к истории своей страны, к личности Петра I, к его реформам.
Задачи:
- Показать, что эпоха Петра I явилась переломным моментом в истории России, оценить масштаб личности самого царя и его ближайшего окружения.
- Развивать умения обобщать и систематизировать материал, формировать оценочные суждения и коммуникативные навыки в ходе работы с историческими источниками.
- Формировать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы.
План урока:
- “Слово о Петре”.
- Сподвижники Петра I.
- Внешняя политика Петра I.
- Внутренняя политика Петра I.
- Итоги правления Петра I.
Повторительно-обобщающий тест по теме.
Оборудование:
- компьютерная презентация “Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого”, карта “Россия в первой четверти XVIII в.”,
- рабочий лист для учащихся (приложение 1),
- итоговый тест (приложение 2),
- лист итогового текста (приложение 3),
- учебник А.А.Преображенский. История Отечества: 7 кл. – М.: Просвещение, 2006.
Ход урока
I. Организационный этап.
1. Приветствие.
2. Раскрытие общей цели урока.
Презентация. 1-й слайд. (Название темы “Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого”.)
– Сегодня у нас заключительный урок, посвященный эпохе Петра I , в ходе которого определим значение преобразований первого императора и роль самого Петра в истории России.
2-й слайд. (План урока.)
II. Актуализация опорных знаний и умений.
1. Проверка мини-сочинений на тему: “Слово о Петре”. (2–3 сочинения учащихся)
3-й слайд. (Слово о Петре.)
– В течение нескольких уроков у вас уже сложился портрет Петра I, а вот какой, послушаем ваши мини-сочинения “Слово о Петре”.
Учитель: Сам Петр считал себя находящимся на службе Отечества. Государь для него – это слуга государства. Он поражает нас умом, неуемной энергией, решительностью, сильной волей. Всю жизнь он учился и учил других. Среди многочисленных его качеств было умение подбирать способных и деятельных помощников.
2. “Узнай историческую личность”.
– По фотографии и краткой характеристике определите сподвижников Петра.
4-й слайд. (Сподвижники Петра I)
– Генерал-прокурор Сената, государственный деятель, сын литовского органиста, родился в немецкой слободе. (Павел Иванович Ягужинский)
– Сын подьячего, его называли “перо Петра Великого”, автор большинства петровских указов, один из которых “Табель о рангах” (Алексей Васильевич Макаров).
– Генерал-адмирал, командовал русским флотом при Гангуте 27 июля 1714 г. (Федор Матвеевич Апраксин)
– Выходец из крестьянской семьи, личный друг Петра, генералиссимус, командовал кавалерией при Полтавской битве), генерал-губернатор Санкт-Петербурга (Александр Данилович Меньшиков).
– Адмирал, посол, участник Великого посольства, был переводчиком, швейцарец по происхождению. (Франц Лефорт)
– Полководец и дипломат, стал первым фельдмаршалом России, принес первые победы в Северной войне в 1701–1704 г. (Борис Петрович Шереметев).
– При всей разнице этих людей в возрасте, социальном происхождении , образовании -что у них общего? (Ответ: преданы царю и делу государственному).
III. Подготовка к обобщающей деятельности. Повторение в различных формах.
1. Поиск аргументов и фактов в обоснование утверждения.
– Переходим к конкретным делам Петра и его сподвижников.
5-й слайд. (Внешняя политика. “Великое посольство ”.)
а) В истории дипломатии трудно найти столь знаменательное событие, каким оказалось русское посольство (1697–1698 гг.), вошедшее в историю как “великое”.
– Докажите значимость этого события исходя из целей.
(Примерные ответы учащихся: увидеть политическую жизнь Европы; по примеру европейских стран устроить свое государство в военном деле, приобрести оружие, изучить морское дело; нанять на службу иностранцев; приобрести опыт тайной дипломатии (создание “Северного союза” против Швеции).)
Учитель: Петр ехал изучать Европу и учиться. На специальной сургучной печати, которую он ставил на своих письмах во время посольства , было начертано “Я ученик и ищу себе учителей”. Впервые православный царь покидал пределы своего государства в мирное время и отправлялся в чужие страны. Поездку пришлось прервать. Почему? (Ответ: восстание стрелецких полков в 1698г.)
6-й слайд. (Репродукция картины В. Сурикова “Утро стрелецкой казни”.)
– После взятия Азова стрельцов разослали по разным городам, им не выплачивали жалования. Они взбунтовались и двинулись в Москву к своим семьям. Восстание было подавлено, но вернувшись в Москву, Петр начал следствие заново. Всю осень в Москву доставляли стрельцов, более двух тысяч казнили, около двухсот повесили напротив кельи Софьи в Новодевичьем монастыре. Картина запечатлела трагический финал стрелецкого восстания. Так Петр показал, что станет с теми, кто ослушается указ царя. Что касается долга и служения государству, он был нетерпим и жесток к людям. И прежде всего он не щадил себя.
б) Из 52 лет жизни – 32 года он воевал. Из них 21 год со Швецией в Северной войне.
– Какое событие стало переломным в Северной войне? Когда стратегическая инициатива перешла окончательно к России. (Полтавская битва).
7-й слайд. (“Полтавская битва”.)
Петр назвал эту битву “воскрешением России”. Подтвердите это фактами.
(Примерные ответы учащихся.)
– Война шла на чужих территориях (враг изгнан за пределы России);
– международный престиж России возрос;
– новые победы в войне(1710 – Рига, Ревель; 1714 г. – Гангутское сражение, битва у о. Гренгам – 1720 г.; 30 августа 1721 – Ништадский мирный договор).
8-й слайд. (Внешняя политика.)
2. Работа с историческим документом.
9-й слайд. (Работа с источником.)
(см. Приложение 1, задание 1)
“Итак, шведы над нашем войском викторию получили, что есть бесспорно; но надлежит разуметь, над каким войском оную учинили. Ибо только старый полк Лефортовский был, да два полка гвардии были на двух атаках у Азова; а полевых боев, наипаче с регулярными войсками, никогда не видали. Прочие же полки, кроме некоторых полковников, как офицеры, так и рядовые, сами были рекруты; к тому же за поздним временем, великий голод был понеже за великими грязьми провиант проводить было невозможно; и единым словом сказать, все то дело яко младенческое играние было, а искусство ниже вида; то какое удивление такому старому обученному и практикованному войску над таким неискусным сыграть викторию. […] Но когда несчастье (или лучше сказать великое счастье) получили, тогда неволя леность отогнала и к трудолюбию и искусству день и ночь принудила”.
– Что это за документ? (Указ.)
– Кто автор? (Петр Первый.)
– О каком событии говорится? (О Нарвской битве.)
– Когда оно произошло? (1700 г.)
– Используя документ, предположите, почему поражение под Нарвой Петр I назвал “великим счастьем”? (Подтверждают ответ фактами из документа.)
– Поражение под Нарвой показало слабые места в армии, вооружении, командовании; необходимо было укрепить военную мощь страны. Первое что царь сделал – создал регулярную армию. Были приняты меры для развития промышленности.
IV. Самоконтроль на основе выполнения самостоятельной работы.
(см. Приложение 1, задание 2)
– В тексте необходимо вставить по смыслу нужные слова. (самопроверка: без ошибок – отметка “5”, 1-2 ошибки – отметка “4”, 3-4 ошибки – отметка “3”, более 4-х ошибок – отметка “2”)
10-й слайд. (Cамопроверка)
V. Работа по учебнику.
– Прочитайте на стр. 162 (учебник А.А.Преображенский. История Отечества: 7кл. – М.: Просвещение, 2006), документ “Акт о поднесении Петру I титула императора всероссийского” и скажите:
– За что согласно решению Сената, Петр I получил свой титул? (За победу в Северной войне.)
– Как вы понимаете слова “единое только свое руковождение привел”? (Установилась абсолютная монархия – или абсолютизм.)
– Что подтверждает это? (Примерный ответ: Сенат подчиняется императору (1711г.), церковь подчинялась государству (Синод 1721 г.), Коллегии под надзором ген-прокурора, “табель о рангах”, “ закон о единонаследии” ; вся страна разделена на губернии (8) в 1708 г.)
11-й слайд. (Внутренняя политика.)
VI. Выполнение контрольного теста по теме.
(см. Приложение 2.)
VII. Итог урока.
12-й слайд. (Итог урока.)
– Итак, что повторили, что проверили, что нового узнали?
– Каково же значение петровских преобразований?
(Россия стала великой державой, возросла ее роль в мире, Петр I вошел в историю Великим реформатором.)
Хочется закончить урок словами С.М. Соловьева о Петре I на публичном чтении в честь 200-летия Петра I:
“То нетленное наследство, которое он оставил нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, его способности, в его значение… пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.
VIII. Задание на дом.
– Заполните итоговые тексты: “ В результате урока мне открылись”.
(См. Приложение 3.)