Слова, обозначающие положение предметов в пространстве: выше чем – ниже чем, над – под, между

Разделы: Логопедия


(Презентация. Слайд 1)

Цель: Сформировать представления о понятиях “выше чем…”, “ниже чем…” и о предлогах над, под, между.

Задачи:

  • – Учить детей правильно анализировать взаиморасположение объектов по вертикальной оси:
    а) по отношению к собственному телу;
    б) между предметами.
  • – Закреплять навыки правильного использования слов “выше” и “ниже”, “выше чем” и “ниже чем”, а также предлогов над, под, между.
  • – Развивать зрительное восприятие.
  • – Расширять сенсомоторный репертуар.
  • – Развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление, сукцессивные функции.

Оборудование: презентация “Слова, обозначающие положение предметов в пространстве: выше чем – ниже чем, над – под, между”, стрекоза на ниточке; для каждого ребенка: кубики – лего, маленькие игрушки для слежения взглядом за ними и для практического освоения пространства, листы для рисования, карандаши.

Ход занятия

I. Организационный момент

“4-й лишний” по теме “части тела”.(Слайд 2)

Сядет тот, кто назовет лишнее слово:

Подбородок, щиколотка, затылок, нос.
Спина, живот, предплечье, грудь.
Локоть, голень, ладонь запястье.
Лоб, бровь, щека, ухо.
Шея,
колено, икра, стопа.
Скула, рот, фаланга, темя.

II. Повторение.

Ориентирование в собственном теле с использованием слов “выше”, “ниже”, “над” и “под”. (Слайд 3)

Приходит расстроенная кукла Маша и жалуется:

– Здравствуйте, ребята. У меня пропал котенок. Я дала объявление в газету, и вот пришел ответ. (Слайд 4)

Л. берет письмо и читает вслух:

– “Мы нашли вашего котенка. Приходите на улицу Абрикосовую. Найдите дом, который выше, чем розовое здание, но ниже, чем оранжевое. Поднимитесь на этаж между третьим и первым. Нажмите кнопку звонка, который находится под квадратным звонком, но над круглым. Мы вас ждем!”. (Слайд 5)

– Так что же ты расстраиваешься, иди скорее за котенком.

Маша: – Но я никак не могу разобраться что значит “выше чем”, что значит “ниже чем”, а еще какие – то там над и под… Что же означают эти странные слова?

Л.: – Не переживай Маша, мы с ребятами тебе поможем.

Л.: – Что значит выше? ниже? (Слайд 6)

Д.: – Выше – это наверху. Ниже – это внизу.

Л.: – Что располагается выше рта? Ниже носа?

Л.: – Что находится ниже плеча? Выше локтя?…

III. Знакомство с новым материалом.

1. Сравнивание по росту, высоте двух или больше предметов с использованием слов “выше чем”, “ниже чем”. (Слайд 7)

Маша: – А когда говорят “выше чем” или “ниже чем”? – спрашивает кукла Маша.

Л.: – Ребята, давайте, объясним это Маше.

Сравниваются по росту Марк и Ника. Дети стоят рядом лицом друг к другу. Обязательно используем тактильные ощущения. Отличия в росте пары детей должны быть весьма существенны.

Л.: – Кто из вас выше?

Д.: – Я выше Ники.

Л.: – Ты выше, чем кто?

Д.: – Я выше, чем Ника.

Л.: – А Ника?

Д.: – Я ниже Марка.

Л.: – Как еще можно сказать?

Д.: – Я ниже, чем Марк.

Аналогично сравниваются по росту остальные дети.

Л.: – А теперь внимание на экран. (Слайд 8) Что можно сказать про эти предметы?

Д.: – Тумбочка ниже, чем шкаф, а шкаф выше, чем тумбочка. (Слайд 9)

Л.: – Маша, ты поняла, когда говорят выше чем, ниже чем?

Маша: – Да, да, да. Когда сравнивают 2 предмета.

Л.: – Ребята, можно сравнивать только 2 предмета или больше?

Д.: – Больше.

Л.: – Давайте покажем Маше, как можно сравнить несколько предметов.

Дети строятся в колонну по росту, логопед впереди.

Л.: – Я выше, чем Лена.

Лена: – Я выше, чем Марк. – И т.д.

Затем, в обратном порядке, от самого низкого к высокому:

Д.: – Я ниже, чем Сергей…

Маша: – Я поняла, что слова “выше чем” и “ниже чем” используют, когда сравнивают два или несколько предметов по высоте. (Слайд 10)

Л.: – Давайте посмотрим на экран. Назовите вазы по цвету. Как вы думаете, из чего они сделаны? Какая ваза самая низкая?

Д.: – Самая низкая черно-белая стеклянная ваза.

Л.: – Можно ли про нее составить предложение со словами “выше чем” или “ниже чем”?

Д.: – Черно-белая стеклянная ваза ниже, чем все остальные.

Л.: – Какая ваза выше, чем черная стеклянная, но ниже, чем другие?

Д.: – Розовая хрустальная ваза выше, чем черная стеклянная, но ниже, чем другие.

Л.: – Какие вазы выше, чем розовая хрустальная?

Д.: – Оранжевых тонов, золотая и синяя с бабочками. (Или: каменная, металлическая и стеклянная.)

Л.: – Как мы скажем про каменную вазу оранжевых тонов?

Д.: – Она выше, чем черно-белая стеклянная и хрустальная розовая, но ниже, чем стеклянная синяя и металлическая золотая.

Л.: – Какую вазу мы поставим на 4-е место по высоте.

Д.: – Это металлическая золотая ваза. Она выше, чем черно-белая стеклянная, хрустальная розовая и каменная оранжевая, но ниже, чем синяя стеклянная.

Л.: – Какая ваза самая высокая?

Д.: – Это стеклянная синяя с бабочками ваза.

Л.: – Давайте поднимемся по лесенке из ваз. Про каждую вазу составляйте предложения со словами “выше чем”. Работаем по цепочке. …

– А теперь спускаемся . С какими словами мы будем составлять предложения? (“Ниже чем”.)

– Догадайтесь, про какую вазу я говорю: Эта ваза выше, чем розовая хрустальная, но ниже, чем каменная оранжевая…. Загадайте и вы свои загадки.

Физкультминутка.

а). Расширение сенсомоторного репертуара.
Речь с движениями.

  • Подниму ладони выше.

(Логопед и дети поют и выполняют соответствующие движения руками.)

Подниму ладони выше и сложу над головой.

– Что же вышло? (Слайд 11)

– Домик вышел. Это крыша надо мной.

Подниму ладони выше и сложу я их дугой.

– Что же вышло? (Слайд 12)

– Гуси вышли. Вот один, а вот другой.

Подниму-ка руки выше и сложу я их дугой.

– Что же вышло? (Слайд 13)

– Мостик вышел. Погуляем под луной.

б). Развитие мелкой моторики. (Слайд 14)

“Коза – корова” – упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, потом одновременно двумя руками.

в). Глазодвигательные упражнения. (Слайд 15)

Слежение глазами за маленькой игрушкой в собственных руках. Ребята сидят (или стоят), спина прямая. Движение глаз по кругу сначала в одну, потом в другую сторону; по восьмерке, лежащей на боку. Обращать внимание на синкинезии.

2. Анализ взаиморасположения объектов по вертикальной оси по отношению к собственному телу и между предметами с использованием слов “над”, “под”. (Слайд 16)

– А когда же говорят “над”, “под”? – спрашивает кукла Маша.

Л.: – Маше в этом разобраться поможет… стрекоза. (Слайд 17)

Ребенок встает на стульчик (работа ведется по очереди с каждым ребенком при обязательной страховке логопеда). Стрекоза (на ниточке) “перемещается”…

Л.: – Скажите, где находится стрекоза, используя слова “над” или “под”.

(М.б. использованы наводящие вопросы: – Над чем находится стрекоза? – Над кем находится стрекоза? – Под чем находится стрекоза? – Под кем находится стрекоза?)

Д. – Стрекоза находится над головой (надо мной, под ногами, подо мной)

Затем пространство прорабатывается аналогично относительно куклы Маши. (Слайд 18)

Л. – Где летает стрекоза?

Д. – Стрекоза летает над Машей (под Машей)

Л.: – Внимание на экран. Где расположены появляющиеся предметы: над или под Машей? (Слайд 19)

Маша: – Поняла, поняла! “Над” и “под” говорят тогда, когда предметы поднимаются выше или опускаются ниже других. (Слайд №20)

3. Анализ взаиморасположения предметов с использованием слова “между”.

Маша: – Но еще есть непонятное слово “между”, что оно обозначает?

Л.: – И в этом разобраться тебе помогут ребята.

Игра кубики – лего. (Слайд 21)

Каждому ребенку раздается набор из 3 кубиков: желтого, красного и зеленого цветов.

Л.: – Постройте башенку так, чтобы желтый кубик был ниже, чем красный, а зеленый выше, чем красный.

Л.: – Под каким кубиком находится желтый кубик? (Желтый кубик находится под красным.)

Над каким кубиком находится зеленый кубик? (… над красным.)

Где находится красный кубик? (… в середине.)

Как еще можно сказать? (…между желтым и зеленым.)

Маша: – О, это не сложно. “Между” – это значит в середине. (Слайд 22) Ясно. Теперь можно и отдохнуть.

Работа над ритмом. (Слайд 23)

Л.: – Я буду оттопывать ритм ногами, а вы этот же ритм отхлопаете руками и наоборот, если я отхлопаю ритм руками, то вы оттопаете его ногами.

Логопед поет песенку:

– У меня есть кукла Маша.
Кукла Маша – весельчак,
И когда она танцует
Она делает вот так:
Эх, ножки, ножки, ножки,
Она делает вот так:
! ! !!! (Л. оттопывает ритм ногами).
Эх, ручки, ручки, ручки,
Она делает вот так:
! ! !!! (Д. отхлопывают ритм руками).

– У меня есть кукла Маша.
Кукла Маша – весельчак,
И когда она танцует
Она делает вот так:
Эх, ручки, ручки, ручки,
Она делает вот так:
!! ! !! ! (Л. отхлопывает ритм руками).
Эх, ножки, ножки, ножки,
Она делает вот так:
!! ! !! ! (Д. оттопывают ритм ногами).

IV. Закрепление нового материала.

Закрепление навыка правильного использования слов “выше” и “ниже”, “выше чем” и “ниже чем”, а также предлогов над, под, между.

Маша: – Я разобралась во всех этих сложных словах, но боюсь, что что-нибудь забуду. Не могли бы вы мне еще раз повторить?

Л.: – Конечно! Мы с ребятами повторим, да еще и “напоминалку” нарисуем!

Рисунок в альбоме.

Л.: – Давайте вспомним, что было в письме. (Слайд 24)

Л. читает письмо еще раз.

– Сколько домов надо нарисовать? Каких? Нарисуйте их. Обведите нужный дом красным карандашом. (Слайд 25)

– На каком этаже живут, люди, нашедшие котенка? Закрасьте нужный этаж красным карандашом.

– Нарисуйте дверь, а рядом звонки. На какой звонок должна нажать Маша? Нарисуете звонки, нужный звонок обозначьте красным треугольником. (Слайд 26) Подпишите слова “над”, “под” и “между” рядом с соответствующими предметами.

Маша: (Слайд 27) – Теперь то я уж точно не перепутаю адрес и найду своего котенка. Спасибо вам, ребята. До свидания.

Д.: – До свидания, Маша.

V. Итог занятия. (Слайд 28)

– Когда используют слова “выше чем”, “ниже чем”?

(Слова “выше чем” и “ниже чем” используют, когда сравнивают несколько предметов по высоте.)

– Когда говорят “над” и “под”?

(“Над” и “под” говорят тогда, когда предметы поднимаются выше или опускаются ниже других.)

– Что обозначает слово “между”?

(“Между” – это значит в середине.)

– При помощи каких слов мы обозначали место нахождения предметов?

(При помощи слов “выше”, “ниже”, “над”, “под”, “между”.)

Самооценка детьми работы и настроения на уроке.

Оценка работы детей на уроке логопедом.