(Презентация. Слайд 1)
Цель: Сформировать представления о понятиях “выше чем…”, “ниже чем…” и о предлогах над, под, между.
Задачи:
- – Учить детей правильно анализировать взаиморасположение объектов по
вертикальной оси:
а) по отношению к собственному телу;
б) между предметами. - – Закреплять навыки правильного использования слов “выше” и “ниже”, “выше чем” и “ниже чем”, а также предлогов над, под, между.
- – Развивать зрительное восприятие.
- – Расширять сенсомоторный репертуар.
- – Развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление, сукцессивные функции.
Оборудование: презентация “Слова, обозначающие положение предметов в пространстве: выше чем – ниже чем, над – под, между”, стрекоза на ниточке; для каждого ребенка: кубики – лего, маленькие игрушки для слежения взглядом за ними и для практического освоения пространства, листы для рисования, карандаши.
Ход занятия
I. Организационный момент
“4-й лишний” по теме “части тела”.(Слайд 2)
Сядет тот, кто назовет лишнее слово:
Подбородок, щиколотка, затылок, нос.
Спина, живот, предплечье, грудь.
Локоть, голень, ладонь запястье.
Лоб, бровь, щека, ухо.
Шея, колено, икра, стопа.
Скула, рот, фаланга, темя.
II. Повторение.
Ориентирование в собственном теле с использованием слов “выше”, “ниже”, “над” и “под”. (Слайд 3)
Приходит расстроенная кукла Маша и жалуется:
– Здравствуйте, ребята. У меня пропал котенок. Я дала объявление в газету, и вот пришел ответ. (Слайд 4)
Л. берет письмо и читает вслух:
– “Мы нашли вашего котенка. Приходите на улицу Абрикосовую. Найдите дом, который выше, чем розовое здание, но ниже, чем оранжевое. Поднимитесь на этаж между третьим и первым. Нажмите кнопку звонка, который находится под квадратным звонком, но над круглым. Мы вас ждем!”. (Слайд 5)
– Так что же ты расстраиваешься, иди скорее за котенком.
Маша: – Но я никак не могу разобраться что значит “выше чем”, что значит “ниже чем”, а еще какие – то там над и под… Что же означают эти странные слова?
Л.: – Не переживай Маша, мы с ребятами тебе поможем.
Л.: – Что значит выше? ниже? (Слайд 6)
Д.: – Выше – это наверху. Ниже – это внизу.
Л.: – Что располагается выше рта? Ниже носа?
Л.: – Что находится ниже плеча? Выше локтя?…
III. Знакомство с новым материалом.
1. Сравнивание по росту, высоте двух или больше предметов с использованием слов “выше чем”, “ниже чем”. (Слайд 7)
Маша: – А когда говорят “выше чем” или “ниже чем”? – спрашивает кукла Маша.
Л.: – Ребята, давайте, объясним это Маше.
Сравниваются по росту Марк и Ника. Дети стоят рядом лицом друг к другу. Обязательно используем тактильные ощущения. Отличия в росте пары детей должны быть весьма существенны.
Л.: – Кто из вас выше?
Д.: – Я выше Ники.
Л.: – Ты выше, чем кто?
Д.: – Я выше, чем Ника.
Л.: – А Ника?
Д.: – Я ниже Марка.
Л.: – Как еще можно сказать?
Д.: – Я ниже, чем Марк.
Аналогично сравниваются по росту остальные дети.
Л.: – А теперь внимание на экран. (Слайд 8) Что можно сказать про эти предметы?
Д.: – Тумбочка ниже, чем шкаф, а шкаф выше, чем тумбочка. (Слайд 9)
Л.: – Маша, ты поняла, когда говорят выше чем, ниже чем?
Маша: – Да, да, да. Когда сравнивают 2 предмета.
Л.: – Ребята, можно сравнивать только 2 предмета или больше?
Д.: – Больше.
Л.: – Давайте покажем Маше, как можно сравнить несколько предметов.
Дети строятся в колонну по росту, логопед впереди.
Л.: – Я выше, чем Лена.
Лена: – Я выше, чем Марк. – И т.д.
Затем, в обратном порядке, от самого низкого к высокому:
Д.: – Я ниже, чем Сергей…
Маша: – Я поняла, что слова “выше чем” и “ниже чем” используют, когда сравнивают два или несколько предметов по высоте. (Слайд 10)
Л.: – Давайте посмотрим на экран. Назовите вазы по цвету. Как вы думаете, из чего они сделаны? Какая ваза самая низкая?
Д.: – Самая низкая черно-белая стеклянная ваза.
Л.: – Можно ли про нее составить предложение со словами “выше чем” или “ниже чем”?
Д.: – Черно-белая стеклянная ваза ниже, чем все остальные.
Л.: – Какая ваза выше, чем черная стеклянная, но ниже, чем другие?
Д.: – Розовая хрустальная ваза выше, чем черная стеклянная, но ниже, чем другие.
Л.: – Какие вазы выше, чем розовая хрустальная?
Д.: – Оранжевых тонов, золотая и синяя с бабочками. (Или: каменная, металлическая и стеклянная.)
Л.: – Как мы скажем про каменную вазу оранжевых тонов?
Д.: – Она выше, чем черно-белая стеклянная и хрустальная розовая, но ниже, чем стеклянная синяя и металлическая золотая.
Л.: – Какую вазу мы поставим на 4-е место по высоте.
Д.: – Это металлическая золотая ваза. Она выше, чем черно-белая стеклянная, хрустальная розовая и каменная оранжевая, но ниже, чем синяя стеклянная.
Л.: – Какая ваза самая высокая?
Д.: – Это стеклянная синяя с бабочками ваза.
Л.: – Давайте поднимемся по лесенке из ваз. Про каждую вазу составляйте предложения со словами “выше чем”. Работаем по цепочке. …
– А теперь спускаемся . С какими словами мы будем составлять предложения? (“Ниже чем”.)
– Догадайтесь, про какую вазу я говорю: Эта ваза выше, чем розовая хрустальная, но ниже, чем каменная оранжевая…. Загадайте и вы свои загадки.
Физкультминутка.
а). Расширение сенсомоторного репертуара.
Речь с движениями.
- Подниму ладони выше.
(Логопед и дети поют и выполняют соответствующие движения руками.)
Подниму ладони выше и сложу над головой.
– Что же вышло? (Слайд 11)
– Домик вышел. Это крыша надо мной.
Подниму ладони выше и сложу я их дугой.
– Что же вышло? (Слайд 12)
– Гуси вышли. Вот один, а вот другой.
Подниму-ка руки выше и сложу я их дугой.
– Что же вышло? (Слайд 13)
– Мостик вышел. Погуляем под луной.
б). Развитие мелкой моторики. (Слайд 14)
“Коза – корова” – упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, потом одновременно двумя руками.
в). Глазодвигательные упражнения. (Слайд 15)
Слежение глазами за маленькой игрушкой в собственных руках. Ребята сидят (или стоят), спина прямая. Движение глаз по кругу сначала в одну, потом в другую сторону; по восьмерке, лежащей на боку. Обращать внимание на синкинезии.
2. Анализ взаиморасположения объектов по вертикальной оси по отношению к собственному телу и между предметами с использованием слов “над”, “под”. (Слайд 16)
– А когда же говорят “над”, “под”? – спрашивает кукла Маша.
Л.: – Маше в этом разобраться поможет… стрекоза. (Слайд 17)
Ребенок встает на стульчик (работа ведется по очереди с каждым ребенком при обязательной страховке логопеда). Стрекоза (на ниточке) “перемещается”…
Л.: – Скажите, где находится стрекоза, используя слова “над” или “под”.
(М.б. использованы наводящие вопросы: – Над чем находится стрекоза? – Над кем находится стрекоза? – Под чем находится стрекоза? – Под кем находится стрекоза?)
Д. – Стрекоза находится над головой (надо мной, под ногами, подо мной)
Затем пространство прорабатывается аналогично относительно куклы Маши. (Слайд 18)
Л. – Где летает стрекоза?
Д. – Стрекоза летает над Машей (под Машей)
Л.: – Внимание на экран. Где расположены появляющиеся предметы: над или под Машей? (Слайд 19)
Маша: – Поняла, поняла! “Над” и “под” говорят тогда, когда предметы поднимаются выше или опускаются ниже других. (Слайд №20)
3. Анализ взаиморасположения предметов с использованием слова “между”.
Маша: – Но еще есть непонятное слово “между”, что оно обозначает?
Л.: – И в этом разобраться тебе помогут ребята.
Игра кубики – лего. (Слайд 21)
Каждому ребенку раздается набор из 3 кубиков: желтого, красного и зеленого цветов.
Л.: – Постройте башенку так, чтобы желтый кубик был ниже, чем красный, а зеленый выше, чем красный.
Л.: – Под каким кубиком находится желтый кубик? (Желтый кубик находится под красным.)
Над каким кубиком находится зеленый кубик? (… над красным.)
Где находится красный кубик? (… в середине.)
Как еще можно сказать? (…между желтым и зеленым.)
Маша: – О, это не сложно. “Между” – это значит в середине. (Слайд 22) Ясно. Теперь можно и отдохнуть.
Работа над ритмом. (Слайд 23)
Л.: – Я буду оттопывать ритм ногами, а вы этот же ритм отхлопаете руками и наоборот, если я отхлопаю ритм руками, то вы оттопаете его ногами.
Логопед поет песенку:
– У меня есть кукла Маша.
Кукла Маша – весельчак,
И когда она танцует
Она делает вот так:
Эх, ножки, ножки, ножки,
Она делает вот так:
! ! !!! (Л. оттопывает ритм ногами).
Эх, ручки, ручки, ручки,
Она делает вот так:
! ! !!! (Д. отхлопывают ритм руками).– У меня есть кукла Маша.
Кукла Маша – весельчак,
И когда она танцует
Она делает вот так:
Эх, ручки, ручки, ручки,
Она делает вот так:
!! ! !! ! (Л. отхлопывает ритм руками).
Эх, ножки, ножки, ножки,
Она делает вот так:
!! ! !! ! (Д. оттопывают ритм ногами).
IV. Закрепление нового материала.
Закрепление навыка правильного использования слов “выше” и “ниже”, “выше чем” и “ниже чем”, а также предлогов над, под, между.
Маша: – Я разобралась во всех этих сложных словах, но боюсь, что что-нибудь забуду. Не могли бы вы мне еще раз повторить?
Л.: – Конечно! Мы с ребятами повторим, да еще и “напоминалку” нарисуем!
Рисунок в альбоме.
Л.: – Давайте вспомним, что было в письме. (Слайд 24)
Л. читает письмо еще раз.
– Сколько домов надо нарисовать? Каких? Нарисуйте их. Обведите нужный дом красным карандашом. (Слайд 25)
– На каком этаже живут, люди, нашедшие котенка? Закрасьте нужный этаж красным карандашом.
– Нарисуйте дверь, а рядом звонки. На какой звонок должна нажать Маша? Нарисуете звонки, нужный звонок обозначьте красным треугольником. (Слайд 26) Подпишите слова “над”, “под” и “между” рядом с соответствующими предметами.
Маша: (Слайд 27) – Теперь то я уж точно не перепутаю адрес и найду своего котенка. Спасибо вам, ребята. До свидания.
Д.: – До свидания, Маша.
V. Итог занятия. (Слайд 28)
– Когда используют слова “выше чем”, “ниже чем”?
(Слова “выше чем” и “ниже чем” используют, когда сравнивают несколько предметов по высоте.)
– Когда говорят “над” и “под”?
(“Над” и “под” говорят тогда, когда предметы поднимаются выше или опускаются ниже других.)
– Что обозначает слово “между”?
(“Между” – это значит в середине.)
– При помощи каких слов мы обозначали место нахождения предметов?
(При помощи слов “выше”, “ниже”, “над”, “под”, “между”.)
Самооценка детьми работы и настроения на уроке.
Оценка работы детей на уроке логопедом.