Формирование мотивации учебной деятельности школьников

Разделы: Иностранные языки


Проблема мотивации учения является одной из центральных в методике обучения в школе. Иностранный язык как предмет обладает рядом специфических черт, одной из которых является овладение иностранным языком путём обучения умению общения на этом языке. Обучение иностранному языку зачастую носит искусственно-учебный характер в силу отсутствия у школьников “естественной потребности” в общении на языке. Создание в школе иноязычной коммуникативной среды во многом снимает эти трудности, создавая условия для межкультурного и межличностного общения, для участия в разных формах внеклассной работы и т.д. Тем не менее перед учителем стоит задача создания на уроке обстановки иноязычного речевого общения, максимально приближенной к естественным условиям.

Что способствует формированию у школьников широких познавательных мотивов, состоящих в ориентации школьников на овладение новыми знаниями, и учебно-познавательных мотивов, ориентирующих школьников на усвоение способов добывания знаний?

Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче вызвать интерес к учению. Основное средство воспитания устойчивого интереса — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации.

Использование на уроках страноведческого материала (новых культуроведческих фактов, материалов о жизни подростков и молодежи за рубежом), проблемных и творческих заданий способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса, активности и самостоятельности детей, формированию положительной мотивации к учебной деятельности.

Учащимся 10-11 классов при изучении темы “Искусство” предлагаются проблемные задания типа: “Look at the pictures giving an idea of some 20th century British painters and say which of the paintings, in your opinion, may be considered as the best symbol of the century. Which of them tell us mostly about Britain (different events in the country, people’s lifestyle in the 20th century? Write your comments on one of the paintings” (“Какие из представленных картин британских художников XX века могут служить символом века?”).

Задания такого типа рассчитаны на формирование широких познавательных мотивов, состоящих в ориентации школьников на овладение новыми знаниями, и учебно-познавательных мотивов, ориентирующих учащихся на усвоение способов добывания знаний.

Важную роль в формировании мотивационной сферы школьников играют используемые нами интерактивные технологии: метод проектов, коммуникативное обучение иноязычной культуре (Е. И. Пассов), обучение в сотрудничестве, игровая технология, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо). Важно вооружить учащихся соответствующими технологическими приемами.

В своей педагогической деятельности я широко использую метод проектов, т.к. считаю его очень эффективным. В проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося: прежде всего, учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.

Участие в проекте требует от школьника применения целого спектра интегративных учебных и коммуникативных умений: запрашивать информацию, обрабатывать и интерпретировать ее, устанавливать причинно-следственные связи и т.д. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных исследовательских, поисковых методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний, умений из различных сфер науки, техники, творческих областей.
Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников: справочной литературы, материалов СМИ, Интернета, вступая в переписку с представителями зарубежных школ, общаясь с “носителями языка” во время культурно-образовательных обменов и т.д. Примером могут служить проекты, выполненные моими учениками во время культурно-образовательных обменов со школами в Великобритании: “What is life like in Llandudno”, “A tourist guide to Llandudno”. В процессе работы школьники знакомились соответственно с образом и уровнем жизни рядовой валийской семьи и достопримечательностями этого курортного города. Аналогичные проекты выполнялись на “российском” материале: школьники выпускали англоязычные буклеты для гостей школы с представлением не только достопримечательностей Перми, но и необходимой для туристов информации о гостиницах, работе транспорта, системе общественного питания и т.п.

Кроме выше названных, в результате выполнения проектных работ у учащихся формируются умения:

  • планировать свою работу, заранее просчитывая возможные результаты;
  • устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом);
  • создавать “конечный продукт” – носитель проектной деятельности;
  • представлять созданный продукт перед учащимися;
  • оценивать себя и других.

Проектная методика основывается на личностно-деятельностном подходе. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ребенка, его собственный путь искания, преодоления затруднений, формирует, прежде всего, самостоятельность, сознательность обучения. Меняются взаимоотношения учителя и ученика: учитель становится партнером и консультантом ученика, фасилитатором. Это особенно важно для ученика, неуверенного в своих способностях. Повышается его самооценка, может в процессе проектной деятельности возрасти его авторитет, измениться статус в коллективе учащихся. Это, в свою очередь, способствует формированию положительных мотивов к изучению предмета.

Функциональное назначение иноязычного проекта – получение личностно и социально значимого продукта речевого и интеллектуального творчества школьников: тематических газет, плакатов, карт (например, карты литературной Британии), мини-гидов в помощь иностранным гостям школы, компьютерных презентаций, видеоматериалов, культуроведческих викторин и др. Примерами проектов, выполненных моими учениками, являются следующие.

8 класс: “Какой быть школьной форме”, “Литературная Британия”, “Писатели Великобритании” (серия индивидуальных проектов о У. Шекспире, Ч. Диккенсе, Л. Кэрролле и др.).

9 класс: Интегративные проектные работы: “Древний Египет”, “Животные в опасности”, “Охрана окружающей среды”. “Продуктом” последнего стали компьютерные презентации: “Загрязнение окружающей среды (почва)”, “Загрязнение окружающей среды (воды)”, “Загрязнение окружающей среды (воздуха)” “Гринпис”, “Британская организация “Друзья Земли”, “Проблема уничтожения лесов”, “Экологические проблемы г. Перми” и др.

Использование современных образовательных технологий, в том числе, информационно-коммуникационных, способствует формированию у школьников познавательных мотивов, ориентации на овладение новыми знаниями и усвоение способов добывания знаний. С это целью я адресую школьников к интерактивным сайтам http://hello-online.ru; http://collegeboard.com и другим, использую интерактивные задания сайта http://www.bbc.co.uk, такие как “Pyramid Challenge”, “Viking Quest” (темы “Древние цивилизации”, “Из истории Великобритании” - 9 класс), предлагающие учащимся “построить” египетскую пирамиду (“Complete the construction of the pharaoh’s tomb”) и совершить путешествие с викингами (“Build a ship, loot a monastery and claim your prize”). При этом школьники включаются в совместную деятельность, ставя конечные и промежуточные цели, обсуждая возможные варианты и последствия, к которым их выбор может привести, анализируя и оценивая свою деятельность. Эти задания стимулируют их познавательную активность, развивают коммуникативные умения и умение работать в команде, совершенствуют навыки работы на компьютере, позволяют эмпатийно “включиться” в исторический процесс.

Другой пример: при работе над темой “National Identity” учащиеся 11 класса пишут электронные письма преподавателю из США, которая посетила школу некоторое время назад, спрашивая ее о возможных стереотипных представлениях о русских людях, которые у нее существовали до поездки в Россию и были ли они разрушены; высказывают свое мнение о национальных стереотипах. Ответы американского учителя каждому ученику потом обсуждались в классе. Видение проблемы представителем другой культуры помогло учащимся понять причины формирования и источники стереотипов, их двойственный характер и потенциальную опасность. Учащиеся смогли практически реализовать основную цель изучения иностранного языка - межкультурное и межличностное общение с носителями языка.

Выбор образовательных технологий определяется для меня рядом факторов: целями и задачами образовательного процесса, возрастными, психологическими особенностями учащихся, их индивидуальными особенностями, интересами и склонностями. Исходя из индивидуальных особенностей учащихся, я учитываю разные факторы, способствующие формированию их мотивационной сферы.

Начиная работу с новой учебной группой, сталкиваешься порой с неумением и нежеланием большинства учащихся взаимодействовать, помогать и обучать друг друга и т.п. Необходима целенаправленная работа по формированию мотивов социального сотрудничества, а также так называемых позиционных мотивов, состоящих в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. С этой целью используется переключение с индивидуальной работы на групповую и коллективную и обратно с последующим анализом формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, предложениями по их совершенствованию. При организации промежуточного контроля в 8 классе (контроль умений продуктивной речи) учащимся предлагается отвечать в небольших группах по 4 человека; при этом они выслушивают ответы друг друга, задают вопросы, высказывают собственное мнение и т.п. Ответственность момента стимулирует готовность детей принять участие во взаимопомощи, взаиморецензировании и взаимоконтроле, помогает в принципе изменить отношение к работе в команде, сотрудничеству и взаимопомощи.

Для определения уровня развития мотивационно-ценностной сферы учащихся используются психологические методики и приемы наблюдения, анкетирования, индивидуальной беседы. Особенно ценным мне представляется метод наблюдения, поскольку он позволяет отследить динамику развития каждого ученика: его мотивационной сферы, познавательных интересов и т.д.

Целенаправленная работа по формированию мотивации к учению способствует реализации стратегической цели иноязычного образования в условиях школы с углубленным изучением иностранного языка - развитию и воспитанию поликультурной личности, способной и готовой осуществлять продуктивное межкультурное и межличностное общение с носителями языка, представлять отечественную культуру и познавать иноязычную культуру в процессе диалога культур.