Использование метода проектов в организации речевой коррекционно-профилактической работы с детьми младшего возраста

Разделы: Логопедия


Доказано, что овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и “социализацию” ребенка. Полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение и т.д. Дети, начиная уже с младшего возраста, даже без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой действительности, “экспериментируют” со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингвистического развития, постепенного осознания языковых явлений. И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством языка. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи таких ученых как Выготский Л.С., Запорожец А.В., Лисина М.И., Шахнарович А.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей.

Так же опираясь на исследования ученых, хотелось бы отметить, что в последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии ЦНС, при этом одной из первых страдает именно речь. Известно, что основное становление речи завершается к 5-6 годам. Проведя сравнительный анализ диагностики речевого развития детей нашего МБДОУ в группах пятого года жизни впервые обследуемых учителями-логопедами, отмечался стабильно высокий процент детей с нарушениями речи. В 2002 году на начало учебного года выявлено 41,3% детей с недостатками речевого развития; в 2003 году – 21,3%; в 2004 году –27,5%. Получается, что пока происходит формирование и развитие речи, никто из специалистов активно не вмешивается в этот процесс. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами) учителя-логопеды принимаются за дело. Этот подход совершенно себя не оправдывает, особенно, если учесть состояние здоровья современных детей. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения. Очевидно, что необходимо оказывать разностороннюю помощь ребенку и его родителям на самых ранних этапах формирования и развития речи, таким образом предупредить возможные расстройства данного процесса.

Коррекционно-формирующий аспект является одним из основных в педагогической работе нашего детского сада. Группой педагогов МБДОУ № 62 “Детский сад комбинированного вида “Почемучка” создан долгосрочный проект “Создание единого речевого пространства”. В МБДОУ создана и эффективно работает система коррекционно-профилактической работы с детьми раннего возраста и с детьми 4-7 лет. После проведения коррекционно-профилактической работы в группах раннего возраста, в поле зрения учителей-логопедов дети средних групп попадали как впервые обследуемые. Проведя анализ данных речевого развития детей II младших групп за два года, мы увидели увеличение процента детей, имеющих недостатки развития речи, которые базируется на факторах патофизиологического прядка (т.е. специфические задержки и нарушения речи, которые традиционно можно рассматривать с позиций логопедической теории и практики) в 2007-2008 учебном году – 14% (6), 2008-2009 – 23% (10). Исходя из этого, мы пришли к выводу, что коррекционно-профилактическую работу необходимо продолжать на протяжении всего дошкольного детства. В связи с этим возникла необходимость разработать проект коррекционно-профилактической работы с детьми четвертого года жизни.

Теоретико-методологическую основу нашего проекта составили научные положения о развитии речи детей младшего возраста таких исследователей как Выготский Л.С., Запорожец А.В., Лисина М.И., Шахнарович А.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Ушакова О.С.

Ведущая идея проекта – разработка модели коррекционно-профилактической работы, которая позволяет выявлять детей имеющих недостатки развития речи, базирующихся на факторах патофизиологического прядка, а так же сократить разрыв между моментом выявления первичного нарушения и началом логопедического воздействия; целенаправленное вовлечение родителей в процесс развития речи детей; помощь воспитателям в осознанном построении эффективной работы по развитию речи своих воспитанников.

Модель логопедического сопровождения детей младшего возраста предполагает коррекционно-профилактическую работу в трех направлениях: с детьми, их семьями и воспитателями. В каждом из этих направлений работа организовывается поэтапно. Первый этап – диагностический, второй коррекционно-профилактический, третий информационно – прогностический. Все этапы взаимосвязаны.

Диагностический этап с детьми четвертого года жизни проводят учителя-логопеды и воспитатели, используя методики, направленные на выявление отдельных сторон развития речи (звуковой, лексической, грамматической). Они использовались в исследованиях, выполненных в лаборатории развития речи под руководством Ф.А Сохина и О.С. Ушаковой (приложение 1), а так же в исследованиях М.Ф. Фомичевой Данные диагностики позволяют выявить тот или иной уровень речевых умений ребенка. Логопеды обследуют звуковую культуру речи, а воспитатели выявляют уровень речевых умений ребенка (словарный запас, грамматический строй речи, связную речь). Задания предлагаются ребенку при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов. Для проверки уровня речевого развития детей этого возраста широко используем наглядность (игрушки, картинки, предметы). Все вопросы при проведении диагностики идут в логической последовательности. Оценка по всем заданиям даётся в количественном выражении (по баллам). После заполнения таблиц – матриц (приложение 2), логопеды и воспитатели проводят оценку полученных результатов и делят детей на три подгруппы (приложение 3). Первую подгруппу составляют дети с недостатками речевого развития, которые присущи практически всем детям на этой возрастной ступени (возрастные или физиологические несовершенства). Во вторую группу входят дети, имеющие речевые недостатки, обусловленные социальными факторами (неправильное общее и речевое воспитание ребенка, отсутствие у него необходимого и достаточного опыта общения с взрослыми и сверстниками). Третья группа – дети, имеющие недостатки развития речи, которые базируется на факторах патофизиологического прядка (в нее входят те специфические задержки и нарушения речи, которые традиционно можно рассматривать с позиций логопедической теории и практики).

Учителя – логопеды проводят более детальное обследование детей, имеющих уровень речевого развития ниже среднего, отмечают недостатки неречевого характера, проявляющиеся в недоразвитии как относительно элементарных, так и сложных психофизических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы, учитывают тесные связи речевого и умственного, речевого и эмоционально-личностного, речевого и физического развития детей. Это позволяет выявить наиболее полную картину о развитии ребенка, в том числе и речевом, дифференцировать функциональные и органические причины речевых нарушений, оценить компенсаторные возможности ребенка.

В конце диагностического этапа разрабатывается коррекционно-профилактический маршрут для каждой подгруппы детей (при необходимости – индивидуальный маршрут), назначения-рекомендации для воспитателей по работе над дыханием, общей и мелкой моторикой, развитием и активизацией речи, грамматическим строем речи. Отбирается консультативный материал, определяются содержательный аспект и формы организации взаимодействия с воспитателями и родителями.

На диагностическом этапе большое внимание уделяется знакомству с условиями семейного воспитания: изучается речевая среда семьи, отношение родителей к речевому развитию детей и уровень их компетентности в данном вопросе.

На втором коррекционно-профилактическом этапе реализации модели работа с детьми строится согласно разработанному маршруту. Использование проектной технологии позволило внедрить речевые пятиминутки в работе с детьми младшего возраста, которые включают в себя игры и упражнения на формирование дыхания, развитие слухового, зрительного внимания и восприятия, координации движений, ловкости, общей моторики, чувства ритма, подражательности, пополнение словаря. А так же игры для развития ручной и артикуляционной моторики, специальные дидактические и развивающие игры, занимательные упражнения, беседы, совместные практические действия, наблюдения, методически продуманные поручения и посильные трудовые задания детям. При этом учтены возраст воспитанников, их речевые и познавательные возможности. В таблице учёта подгрупповой работы по развитию речи в группах младшего возраста ведется понедельное распределение материала, рекомендованного учителем-логопедом, а так же фиксируются результаты проводимой работы (приложение 4). В ходе игровой деятельности организовываются индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные сюжетно – ролевые, настольные, подвижные игры, совместные наблюдения педагога с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, благодаря чему происходит укрепление сил ребенка, поднятие всего жизненного тонуса, наполнение его жизни ярким, разнообразным содержанием, создающим непреодолимую потребность в речи.

Так же для реализации подгрупповых маршрутов воспитателям рекомендуется использовать аудиотеку “Десять мышек” для детей от 2-х до 5-ти лет (Е. Железнова), которая включает в себя песенки-упражнения, пальчиковые игры, игры-пляски, игры с водой, сюжетные игры с куклами, что способствует развитию внимания, памяти, мышления, чувства ритма, интеллектуальному и эмоциональному развитию.

На втором этапе реализации модели по прежнему большое внимание уделяется взаимодействию с семьями. Основными задачами коррекционно-профилактического этапа является пропаганда логопедических знаний среди родителей, формирование готовности родителей к проведению эффективной коррекционно-профилактической работы с детьми, формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам в речевом воспитании ребенка, активизации и обогащении их воспитательных умений. Для этого используются разнообразные формы взаимодействия как традиционные, так и нетрадиционные. Как показал наш опыт, наиболее востребованными, а значит, и эффективными являются интерактивные приемы и практико-ориентированные формы работы с семьей. Они позволяют объединить усилия семьи и детского сада, установить партнерские отношения с семьями воспитанников, выработать единый подход к речевому воспитанию ребенка.

В ходе коррекционно-профилактического этапа учителя-логопеды оказывают консультативную помощь воспитателям для обогащения педагогических умений в области речевого развития, которая основана на результатах диагностического этапа, т.е. с учетом выявленных проблем речевого развития воспитанников, запросов их семей, профессиональных проблем воспитателей.

Последний этап реализации модели – информационно-прогностический направлен на подведение итогов и обозначение перспектив.