Задачи урока:
- Формировать у учащихся умение характеризовать поступки героя, формулировать мораль сказки.
- Развивать первичные исследовательские навыки учащихся, умение осмысленно и выразительно читать.
- Воспитывать у учеников внимательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, взаимовыручки, формировать интерес к чтению сказок.
Оборудование:
- Рисунки учеников с изображением героев сказки.
- Таблица-алгоритм «5 вопросов герою».
Ход урока | Примечание | |||||||||
I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. | 1 мин. | |||||||||
II. Актуализация знаний.
Учитель:- С каким произведением мы познакомились вчера на уроке? Сюжет какой сказки использовал А. С. Пушкин для написания «Сказки о рыбаке и рыбке»? Сюжет народной сказки. Учитель: - Назовите черты народной сказки, которые вы обнаружили в сказке Пушкина.
Учитель: - Кто герои этой сказки? - Кто волшебный помощник? - Почему рыбка золотая? Из какого она мира? - О каком герое мы говорили на прошлом уроке? (О старухе.) - О ком хотели бы узнать подробнее сегодня? (О старике.) |
4 мин. | |||||||||
III. Проверка домашнего задания.
Характеристика героя.
Мораль сказки. Учитель:- Дадим характеристику старику. Для этого вспомним алгоритм «5 вопросов герою», который поможет нам сформулировать мораль сказки. На доске – таблица:
(На прошлом уроке дети получили домашнее задание: подчеркнуть действия старика.) 1. Действия старика (дети называют действия, зачитывая соответствующий отрывок сказки, а учитель выписывает их на доску):
2. Характер старика (определяем по действиям):
3. Цель старика (формулируют ученики с помощью учителя). Запись на доске:
4. Результат (смотрим на цель):
5. Мораль (формулируют дети).
|
13 мин. | |||||||||
IV. Физ. минутка.
Проводит экипаж по здоровью и спорту.
|
2 мин. | |||||||||
V. Определение авторского
отношения к герою.
Учитель: - Ребята, вам жалко старика? - А как автор относится к старику: жалеет его или осуждает? (В результате учебного спора дети приходят к выводу, что для ответа на этот вопрос нужно обратиться к тексту.) Ученики зачитывают отрывок:
Автор ласково называет героя, сочувствуя ему, жалея его. Учитель: - А как бы вы поступили на месте старика? |
4 мин. | |||||||||
VI. Выявление сюжетного
построения сказки.
Учитель: - Просмотрите текст сказки и скажите: почему некоторые строчки выделены жёлтым цветом? Это повторяющийся эпизод. Учитель: - Зачитайте первый эпизод. Чем он отличается от остальных? Старик отпустил рыбку, ничего не попросив. Учитель: - Зачитайте остальные эпизоды. Чем они отличаются друг от друга? Старик просит всё большего и большего у рыбки по требованию старухи. Учитель: - На доске висят рисунки к этой сказке, которые вы нарисовали к сегодняшнему уроку. Восстановите порядок (2 человека выходят к доске и перевешивают рисунки).
Учитель: - С помощью рисунков ребята выстроили сюжетную линию, цепочку сказки. Задание для групповой работы: нарисовать схему-цепочку композиции этой сказки. В результате дети нарисовали следующие цепочки:
(Каждая группа поясняет свою схему.) Учитель: - Какие ещё сказки имеют такое же сюжетное построение? Учитель: - Какая фраза из этой сказки стала крылатой? Как вы её понимаете? Остаться у разбитого корыта, то есть остаться ни с чем, всё потерять по собственной вине. |
13 мин. | |||||||||
Дополнительное задание (если
на уроке останется время).
Игра «Хорошо – плохо». 1. Учитель: - Старуха стремится к большей власти – это хорошо. Почему? Хорошо, когда есть стремление достичь большего. Учитель: - Это плохо. Почему? Плохо, когда всё получаешь в готовом виде, за счёт других, сам не прикладывая никаких усилий. Тогда ты не ценишь того, что имеешь. 2. Учитель: - Старик добрый и покорный – это хорошо. Почему? - Это плохо. Почему? |
2 мин. | |||||||||
VII. Подведение итогов урока.
Оценка работы учащихся.
Выставление отметок. Учитель:- Обнаружили ли мы черты народной сказки в сказке Пушкина? - Имеет ли она свою сюжетную композицию? Выставление отметок. |
1 мин. | |||||||||
VIII. Домашнее задание.
|