Урок литературного чтения во 2-м классе. А.С. Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке". Сюжетная линия сказки

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  1. Формировать у учащихся умение характеризовать поступки героя, формулировать мораль сказки.
  2. Развивать первичные исследовательские навыки учащихся, умение осмысленно и выразительно читать.
  3. Воспитывать у учеников внимательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, взаимовыручки, формировать интерес к чтению сказок.

Оборудование:

  1. Рисунки учеников с изображением героев сказки.
  2. Таблица-алгоритм «5 вопросов герою».
Ход урока Примечание
I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. 1 мин.
II. Актуализация знаний.

Учитель:- С каким произведением мы познакомились вчера на уроке? Сюжет какой сказки использовал А. С. Пушкин для написания «Сказки о рыбаке и рыбке»?

Сюжет народной сказки.

Учитель:

- Назовите черты народной сказки, которые вы обнаружили в сказке Пушкина.

  1. Магическое число «3», троекратные повторы.
  2. Волшебный помощник – золотая рыбка – помогает слабому герою выполнить трудное задание.
  3. Повтор эпизода.
  4. Справедливый конец.

Учитель:

- Кто герои этой сказки?

- Кто волшебный помощник?

- Почему рыбка золотая? Из какого она мира?

- О каком герое мы говорили на прошлом уроке? (О старухе.)

- О ком хотели бы узнать подробнее сегодня? (О старике.)

4 мин.
III. Проверка домашнего задания. Характеристика героя.

Мораль сказки.

Учитель:- Дадим характеристику старику. Для этого вспомним алгоритм

«5 вопросов герою», который поможет нам сформулировать мораль сказки.

На доске – таблица:

  1. Что делал герой? (Действия)
  2. Каков герой? (Характер)
  3. Зачем он это делал? (Цель)
  4. Добился ли герой того, чего хотел? (Результат)
  5. Мораль. Кто ... (характер), тот ... (результат).

(На прошлом уроке дети получили домашнее задание: подчеркнуть действия старика.)

1. Действия старика (дети называют действия, зачитывая соответствующий отрывок сказки, а учитель выписывает их на доску):

  • отпустил рыбку, ничего не попросил;
  • сказал ласковое слово рыбке;
  • уважительно разговаривает со старухой;
  • рассказал старухе о рыбке;
  • подчинился старухе;
  • возмутился, сказал старухе правду; долго ждал ответа рыбки.

2. Характер старика (определяем по действиям):

  • добрый
  • бескорыстный
  • искренний
  • доверчивый
  • покорный
  • слабый характером
  • честный
  • терпеливый

3. Цель старика (формулируют ученики с помощью учителя). Запись на доске:

  • избежать гнева, брани старухи;
  • освободиться от зависимости старухи;

остановить старуху, когда она потребовала невозможного.

4. Результат (смотрим на цель):

  • стал зависимым, «слугой»;
  • не добился справедливости;
  • рыбка помогла восстановить справедливость.

5. Мораль (формулируют дети).

  • Кто честный, терпеливый, но слабый характером, тот не добьётся справедливости.
  • Кто доверчивый и покорный, тот станет зависимым.
  • Кто добрый, бескорыстный и искренний, тому всегда придут на помощь.
13 мин.
IV. Физ. минутка.

Проводит экипаж по здоровью и спорту.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Помогайте, помогайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.

2 мин.
V. Определение авторского отношения к герою.

Учитель:

- Ребята, вам жалко старика?

- А как автор относится к старику: жалеет его или осуждает?

(В результате учебного спора дети приходят к выводу, что для ответа на этот вопрос нужно обратиться к тексту.)

Ученики зачитывают отрывок:

«Старичок к старухе воротился.
Что ж? Пред ним царские палаты...»

Автор ласково называет героя, сочувствуя ему, жалея его.

Учитель:

- А как бы вы поступили на месте старика?

4 мин.
VI. Выявление сюжетного построения сказки.

Учитель: - Просмотрите текст сказки и скажите: почему некоторые строчки выделены жёлтым цветом?

Это повторяющийся эпизод.

Учитель: - Зачитайте первый эпизод. Чем он отличается от остальных?

Старик отпустил рыбку, ничего не попросив.

Учитель: - Зачитайте остальные эпизоды. Чем они отличаются друг от друга?

Старик просит всё большего и большего у рыбки по требованию старухи.

Учитель: - На доске висят рисунки к этой сказке, которые вы нарисовали к сегодняшнему уроку. Восстановите порядок (2 человека выходят к доске и перевешивают рисунки).

Старуха с разбитым корытом возле землянки. Старуха с новым корытом. Старуха возле новой избы. Старуха – столбовая дворянка. Старуха – вольная царица. Старуха с разбитым корытом возле землянки.

Учитель: - С помощью рисунков ребята выстроили сюжетную линию, цепочку сказки.

Задание для групповой работы: нарисовать схему-цепочку композиции этой сказки.

В результате дети нарисовали следующие цепочки:

1+2+3+4=0

(Каждая группа поясняет свою схему.)

Учитель: - Какие ещё сказки имеют такое же сюжетное построение?

Учитель: - Какая фраза из этой сказки стала крылатой? Как вы её понимаете?

Остаться у разбитого корыта, то есть остаться ни с чем, всё потерять по собственной вине.

13 мин.
Дополнительное задание (если на уроке останется время).

Игра «Хорошо – плохо».

1. Учитель:

- Старуха стремится к большей власти – это хорошо. Почему?

Хорошо, когда есть стремление достичь большего.

Учитель:

- Это плохо. Почему? Плохо, когда всё получаешь в готовом виде, за счёт других, сам не прикладывая никаких усилий. Тогда ты не ценишь того, что имеешь.

2. Учитель:

- Старик добрый и покорный – это хорошо. Почему?

- Это плохо. Почему?

2 мин.
VII. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся.

Выставление отметок.

Учитель:- Обнаружили ли мы черты народной сказки в сказке Пушкина?

- Имеет ли она свою сюжетную композицию?

Выставление отметок.

1 мин.
VIII. Домашнее задание.
  1. Подчеркнуть во всём тексте описание моря. Ответить на вопрос: зачем здесь А. С. Пушкин описывает море?
  2. Ответить на вопросы в учебнике.
  3. По желанию: нарисовать золотую рыбку.