Пояснительная записка.
Программа элективного курса « История военного искусства» предназначена для учащихся 9х классов. Предлагаемый курс предназначен для оборонно-спортивного, военно-спортивного, правоведческого, гуманитарного профилей. Его актуальность и универсальность представлена тем, что историю войн, развитие военного искусства не проходят на уроках истории, учебников по данному направлению нет, в учебниках по истории есть только отдельные параграфы по каким-либо войнам. Война - общественное явление, она является продолжением политики заинтересованных государств и разных классов внутри этих государств. Для определения характера войны, ее политического содержания необходимо тщательное изучение состояния экономики, внутренней и внешней политики воюющих сторон. Политические цели выражают характер войны, показывают, в чьих интересах она ведется. Ребята, готовящиеся в будущем связать себя с одним из перечисленных направлений должны разбираться в вопросах : как возникла армия, что есть военная дисциплина, что сплачивает армию, в чем прочность армии, какова роль организаторских способностей начальствующего состава, каковы законы ведения войны, какая основа военной науки, как развивалось военное искусство с древних времен до настоящего времени, каковы способы ведения войн, как влияют войны на развитие стран и народов. Чем глубже и сознательнее будут знания учащихся по истории военного искусства мира и своей страны, тем более действенными они окажутся в воспитании любви и патриотизма, в уважении обычаев и традиций своего народа, в воспитании толерантности к традициям других государств.
Изучение курса будет способствовать инициированию интереса к историческому прошлому мировой истории и истории своей Родины.
Элективный курс « История военного искусства» рассчитан на 18 часов и базируется на использовании монографии Разина Е. А. « История военного искусства», а также хрестоматии: « Страницы боевого прошлого нашей страны» авторы Буганов В. И. , Назарец А. И.
Главная цель курса - познакомить учащихся с историей военного искусства мира и своей Родины, дать представление о том, что такое война ( причины и последствия ), армия, военная дисциплина, стратегия и тактика ведения войны, роль личности на войне. Выполнение данной цели можно добиться через решение следующих задач:
- изучение военного искусства древнейших народов,
- военного искусства рабовладельческой Греции и эллинистических государств,
- военного искусства народов, боровшихся с Римом в 1 веке до нашей эры, в 1-6 веках нашей эры,
- военного искусства древних славян и древнерусского государства,
- изучение военного искусства нашей Родины и других стран мира в период феодализма, капитализма, нового времени и современного периода.
Содержание программы.
Введение (1 час).
Тема 1. Военное искусство древнейших народов.(1 час).
Возникновение военного искусства. Рабовладельческие государства и характер войны между ними. Военное искусство древнего Востока, урартов и скифов, древней Персии и Индии, древнего Китая.
Тема 2. Военная история древней Греции и Рима.(2 часа).
Древняя Греция, ее армия. Война с Персией. Период Пелопонесской войны. Военно-теоритическая мысль. Римская республика, ее армия, войны. Развитие военного искусства в пунических , македонских, парфянских войнах.
Тема 3. Развитие военного искусства народов 1 век до нашей эры – 6 век нашей эры.(1 час).
Зарождение искусства вооруженного восстания. Развитие военного искусства в войнах 1 века до нашей эры. Военное искусство в войнах народов, боровшихся с Римской империей. Восточная Римская империя. Ее армия и войны в 1-6 веках нашей эры.
Тема 4. Искусство вооруженной организации древнерусского государства.(2 час).
Древние славяне и их военная организация. Вооруженная организация древнерусского государства. Соседи древнерусского государства - Византия, болгары, печенеги, хазары. Особенности их вооруженных сил.
Тема 5. Военное искусство на Руси и в Западной Европе в 9 – 13 веках.(1 час).
Военное искусство вооруженной организации Руси и феодалов Западной Европы. Борьба народов нашей страны против агрессии немецких и шведских феодалов, с монголо-татарскими завоевателями.
Тема 6. Военное искусство в войнах 14-16 веков.(1час).
Русское государство и его вооруженная организация. Войны 14- 16 веков. Вооруженные силы государств Западной Европы. Русская военно-теоретическая мысль в 14-16 веках.
Тема 7. Военное искусство в войнах Русского государства в 17 веке.(1час).
Борьба народов нашей страны против интервенции польских и шведских феодалов. Освободительная борьба украинского и белорусского народов протии польских феодалов.
Тема 8. Военное искусство Русского государства и стран Западной Европы в 18 веке.(2 часа).
Русская армия, ее организация. Боевые организации стран Западной Европы. Борьба России за выход в Балтийское море. Развитие русского военного искусства в 18 веке.
Тема 9. Развитие военного искусства в 19 веке.(2 часа).
Отечественная война 1812 года. Крымская война. Русско-турецкие войны второй половины 19 века. Русское военное искусство. Роль России в освобождении народов Балканского полуострова.
Тема 10. Развитие военного искусства в 20 веке.(2 часа).
Военное искусство времен первой мировой войны. История развития новых видов вооружения. Военное искусство второй мировой войны. Развитие военной техники. Применение новых видов вооружения. Стратегии и тактики. Роль личности в истории.
Тема 11. Локальные конфликты второй половины 20 века.(1 час).
Причины локальных конфликтов. Применение современных видов вооружения. Поиски путей выхода из данных ситуаций.
Заключительное занятие (1 час).
Методические рекомендации.
На вводном занятии целесообразно познакомить учащихся с общей структурой курса, его содержанием, периодизацией, видами занятий планируемым объемом самостоятельных работ, которые им предложат выполнить. Дальнейшее изучение курса включает в себя лекционные, практические, семинарские занятия, при проведении которых могут быть использованы различные методы обучения.
Школьная лекция. Включает в себя элементы беседы. С ее помощью учащихся можно побудить к пониманию уже известных знаний и стимулирование усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.
Практические методы. Это формы овладения учебным материалом на основании самостоятельного выполнения заданий, практических работ.
Учащиеся самостоятельно изучают материал по различным источникам знаний, решают задачи и выполняют задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной деятельности под руководством учителя.
Наглядные методы. Применение в процессе обучения наглядных пособий и технических средств. Показ и демонстрация предметов в их символическом изображении ( портреты полководцев, карты, экспонаты, фотографии, рисунки).Видео метод – использование видеотехники при изложении нового материала.
Основной формой проверки и оценки знаний является выполнение проекта по выбранной проблеме.
Рекомендуемая литература.
- Разин Е. А . История военного искусства . – Санкт-Петербург, 1994. 1,2,3 тома.
- Страницы боевого прошлого нашей страны ( 9-19 вв.) Составители Буганов В.И., Назарец А.И. – Москва «Просвещение» , 1972.
- Военно-исторические словари.
- Энциклопедии по истории России с 9 по 20 века.