Открытый урок русского языка во 2-м классе по теме "Когда согласным можно доверять?"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник русского языка 2 класс «К тайнам нашего языка»  М.С. Соловейчик,  И.С. Кузьменко, тетрадь-задачник  часть 1 к учебнику русского языка М.С. Соловейчик, И.С. Кузьменко.

Цели:

  • в процессе работы противопоставлять парные по глухости – звонкости согласные непарным;
  • на основе наблюдений подвести учащихся к выводу, что непарным по глухости – звонкости согласным можно доверять;
  • в ходе тренировочных упражнений научить применять его; осуществлять контроль написанного;  
  • проводить работу над культурой речи, обогащать словарный запас;
  • развивать наблюдательность.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний. Минутка чистописания

Актуализация знаний на основе домашнего упражнения № 110 страница 50.

Учитель: Назовите слова с Ь. Одинаковую ли работу он выполняет? Прописываем соединения -ье-, -ьо-.
– Из домашнего упражнения  назовите слова с парными согласными (стоят, вокруг, дубки, у ног, шуршит, половик, из опавших листьев, гриб, сыроежка, в шляпке).  Какие согласные называются парными?

III. Постановка проблемы.  Наблюдение за словами

У.: Вы помните, как в стране невыученных уроков оказался мальчик Витя. Он хотел заказать себе еду, но т.к. гласные были «опасными» он ничего не получил, тогда он решил попробовать слова, где гласные были бы в сильной позиции, т.е. ? … под ударением. Витя попросил хлеб и суп.
– Но и в этот раз Витя остался голодным. Почему? Страница 34 (п/о)

                                   б       хлеб
На                   [ п ]                              ?
доске:                          п       суп

– А если бы Витя решил попросить сыр? Получил бы он его?
–  Почему?

Дети делают выводы: Витя не получил ничего,  потому что он подобрал слова, где в слабой позиции согласные. Такие согласные называются – парные. А если бы он придумал слова, где на  конце слова – сонорные, т. е. не парные, то бы он смог получить такие продукты.

Проверяем выводы-предположения детей.
Получаем  схему (согласная в слабой позиции – орфограмма).

IV. Наблюдение за словами, отработка по схеме

1. Работа в парах, в рабочих тетрадях

Карточка №1

апельсин* гусь* квас* арбуз* огурец* крем* торт* мед* суп* гриб* фарш* корж* соль* сухарь* сок* творог* орех.

Задание:

  1. Выпиши слова, где нет орфограмм (1.с непарными звонкими и 2.непарными глухими согласными на конце).
  2. Выпиши слова, в которых на конце есть орфограммы  3. парных по глухости-звонкости согласных.

(Дети выписывают: 1. апельсин, крем, соль, сухарь; 2. огурец, фарш, орех; 3. гусь, квас, арбуз, торт, мед, суп, гриб, корж, сок, творог)

2. Проверим. Докажем.

У.:  Какие слова выписали в 1 группе? Возникают ли двойные прочтения?

на                                        – во 2 группе?
доске                                   – в 3 группе? (в словах, где слышится один звук, а пишется другой ставим [] )
по мере 
проверки
открываем
и проверяем

3.У.: Вернемся к схеме. Ваши предположения верны? Проговариваем устно  упражнение № 118 страница 35.
Дети  заполняют упражнение № 118 страница 35.

Физкультминутка

Витя шел – шел – шел,
Белый гриб нашел.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок      
Положил в кузовок.

У.: Какие слова с парными согласными на конце слова встретили в физкультминутке? (Устно назвать).

V. Закрепление, повторение ранее изученного

1. Игра «Захлопни ворота» (на непарных звуках ребята хлопают)

 [д],  [т],  [л],  [м],   [ж], [с],  [р], [ц], [х]

2. Вспомните парные согласные, назовите

Карточка №2

у . и – у . и                     ко . а – ко . а
у.очка – у.очка              со . а – со . а

Задание: Вставьте парные согласные в  слова.

Объясните значения слов в последней паре (рисунки).

3. Выпишите из словаря, страница 4 (п/о), 1 столбик, слова, на конце которых согласный, которому можно доверять. (Учитель, альбом, пенал, портфель)

У.: Почему выписали эти слова?

VI. Итог

– Когда согласным можно доверять?

Домашнее задание: упражнение 115(п.), 116 (у.) страницы 52-53.