Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник русского языка 2 класс «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, И.С. Кузьменко, тетрадь-задачник часть 1 к учебнику русского языка М.С. Соловейчик, И.С. Кузьменко.
Цели:
- в процессе работы противопоставлять парные по глухости – звонкости согласные непарным;
- на основе наблюдений подвести учащихся к выводу, что непарным по глухости – звонкости согласным можно доверять;
- в ходе тренировочных упражнений научить применять его; осуществлять контроль написанного;
- проводить работу над культурой речи, обогащать словарный запас;
- развивать наблюдательность.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний. Минутка чистописания
Актуализация знаний на основе домашнего упражнения № 110 страница 50.
Учитель: Назовите слова с Ь.
Одинаковую ли работу он выполняет? Прописываем
соединения -ье-, -ьо-.
– Из домашнего упражнения назовите слова с
парными согласными (стоят, вокруг, дубки, у ног,
шуршит, половик, из опавших листьев, гриб,
сыроежка, в шляпке). Какие согласные
называются парными?
III. Постановка проблемы. Наблюдение за словами
У.: Вы помните, как в стране
невыученных уроков оказался мальчик Витя. Он
хотел заказать себе еду, но т.к. гласные были
«опасными» он ничего не получил, тогда он решил
попробовать слова, где гласные были бы в сильной
позиции, т.е. ? … под ударением. Витя попросил хлеб
и суп.
– Но и в этот раз Витя остался голодным. Почему?
Страница 34 (п/о)
б
хлеб
На
[
п ]
?
доске:
п суп
– А если бы Витя решил попросить сыр?
Получил бы он его?
– Почему?
Дети делают выводы: Витя не получил ничего, потому что он подобрал слова, где в слабой позиции согласные. Такие согласные называются – парные. А если бы он придумал слова, где на конце слова – сонорные, т. е. не парные, то бы он смог получить такие продукты.
Проверяем выводы-предположения детей.
Получаем схему (согласная в слабой позиции –
орфограмма).
IV. Наблюдение за словами, отработка по схеме
1. Работа в парах, в рабочих тетрадях
Карточка №1 апельсин* гусь* квас* арбуз* огурец* крем* торт* мед* суп* гриб* фарш* корж* соль* сухарь* сок* творог* орех. Задание:
|
(Дети выписывают: 1. апельсин, крем, соль, сухарь; 2. огурец, фарш, орех; 3. гусь, квас, арбуз, торт, мед, суп, гриб, корж, сок, творог)
2. Проверим. Докажем.
У.: Какие слова выписали в 1 группе? Возникают ли двойные прочтения?
на –
во 2 группе?
доске
– в 3 группе? (в словах, где слышится один звук, а
пишется другой ставим [] )
по мере
проверки
открываем
и проверяем
3.У.: Вернемся к схеме. Ваши
предположения верны? Проговариваем устно
упражнение № 118 страница 35.
Дети заполняют упражнение № 118 страница 35.
Физкультминутка
Витя шел – шел – шел,
Белый гриб нашел.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок
Положил в кузовок.
У.: Какие слова с парными согласными на конце слова встретили в физкультминутке? (Устно назвать).
V. Закрепление, повторение ранее изученного
1. Игра «Захлопни ворота» (на непарных звуках ребята хлопают)
[д], [т], [л], [м], [ж], [с], [р], [ц], [х]
2. Вспомните парные согласные, назовите
Карточка №2 у . и – у .
и
ко . а – ко . а Задание: Вставьте парные согласные в слова. |
Объясните значения слов в последней паре (рисунки).
3. Выпишите из словаря, страница 4 (п/о), 1 столбик, слова, на конце которых согласный, которому можно доверять. (Учитель, альбом, пенал, портфель)
У.: Почему выписали эти слова?
VI. Итог
– Когда согласным можно доверять?
Домашнее задание: упражнение 115(п.), 116 (у.) страницы 52-53.