Совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда "Влияние устного народного творчества на развитие речи будущих первоклассников"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


«Не условным звукам только учится ребёнок,
изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь
и силу из родимой груди родного слова»
К.Д.Ушинский

Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах школы, у детей возникают трудности, особенно в овладении русского языка. Это связано с недостаточным уровнем развития речи. Многие дети с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас. Именно такие проблемы свойственны детям логопедических групп. И приняв, в сентябре детей в подготовительную группу убедилась, в этом. Передо мной встал вопрос: как в течение одного года постараться восполнить эти пробелы.

После нескольких бесед с детьми и их родителями пришла к выводу, что нам поможет устное народное творчество, так как оно – важнейший источник и средство развития всех сторон речи детей, уникальное средство воспитания.

Народное творчество помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. И так как на группе работает логопед, предложила ей участие в работе по данной теме. Наметили цель и задачи нашей работы, а так же пути реализации наших задач. (Приложение)

Цель:

Научить детей использовать в речи выразительные средства языка, средства образности.

Задачи:

Образовательная – поиск путей формирования образной речи дошкольников на основе использования различных жанров русского народного творчества.

Развивающая – развивать наблюдательность; довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры; формировать душевные качества.

Воспитательная – воспитывать любовь к родному языку; доброе отношение к братьям нашим меньшим; чувство прекрасного; расширить представление о добре, правде, красоте.

Свою работу начали с диагностики детей. Проанализировав ее, получили следующие результаты: 51% детей – получили высокий уровень, 37% - средний уровень, 12% - низкий уровень. (Приложение) Провели анкетирование родителей и после него сделали вывод – проблема выбрана, верно.

С самых ранних лет жизнь ребёнка связана со сказкой. Она является средством приобщения ребёнка к миру человеческих судеб, к истории; это «золотой ключик» к изменению окружающего, его творчеству.

Живой и выразительный язык сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях вы не найдёте такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями.

Ребёнок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них.

Например, на занятиях по развитию речи сказки применяем для составления достаточно длинного распространенного предложения. Это делалось с помощью игры «От каждого по словечку».

Я говорю: колобок

1ребенок: колобок катится

2ребенок: колобок катится по дорожке

3ребенок: колобок катится по лесной дорожке

Также с детьми придумывали красивые прилагательные для характеристики героев сказок.

Например, работая со сказкой «Заюшкина избушка» детям было предложено. рассказать – каким был зайчишка. Дети называли зайчишку – маленьким, пушистым, хорошеньким, сереньким, добрым, веселым, грустным, трусливым. Без сказки, они вряд ли бы смогли подобрать столько определений.

Проводя игру «Действия героя», пополняли словарный запас глаголами: заяц скачет, прыгает; волк – бежит, мчится, рыщет и т.д..

Сказки помогают развитию творческих способностей детей, связной речи. Предлагали придумать концовку сказки с хорошим концом: «Чтобы лиса не съела Колобка», или «Закончи сказку по-другому».

В начале года такие задания дети выполняли с трудом, окончания сказок получались краткие, часто повторяли друг за другом. Предлагали нарисовать или слепить счастливого Колобка, и ответить «почему он у тебя такой счастливый?».

Дети постепенно стали придумывать более интересные, разнообразные окончания сказок, со счастливым концом.

Очень часто, не только на занятиях, но и в свободной деятельности используем упражнения:

- «Кто больше назовет зачинов?»

- «Кто больше назовет концовок сказок?»

- «Изобрази сказочного героя»

- «Скажи голосом сказочного героя»

Предлагаем составить словесную картинку к эпизоду, который больше всего понравился, рассмешил. Добиваемся, чтобы в рассказах детей отмечались детали:

- А какого цвета были глаза у Машеньки?

- Как одета твоя Аленушка?

Сказки помогают упражнять в правильном звукопроизношении: детям давали задания:

- Придумайте имена сказочным героям.

- В имени зайки должен быть звук [Ш]

- В имени лисы – звук [З]

- У зайки были игрушки в названии, которых есть звук [С]

- У мишки – со звуком [М]

Также на сказочном материале упражняли детей в определении места звука в слове. Взяв из сказки предложение, просим назвать все слова со звуком [Ч]:

- Сидит зайка на пенечке и плачет.

По истечении небольшого времени виден результат: дети могут сказать, почему это произведение называется сказкой? Чем сказка отличается от рассказа? В свободной деятельности дети часто используют сказочный материал: настольные пальчиковые игры, маски, самостоятельно обыгрывают сказки, показывают детям соседней группы. Одна из любимых настольных игр «Лисичка – сестричка» (18 игр про хитрую лисичку). В речи детей нередко можно услышать сравнения со сказочными героями: «ты такая хитрая, как лиса», боишься – «как зайчишка – трусишка», произносят такие фразы, изменяя интонацию.

В работе по обогащению и развитию речи также используем пословицы и поговорки, они занимают значительное место в сокровищнице устного народного творчества. Еще М.Горький писал: «В пословицах и поговорках особенно четко проступает прелесть простонародной речи, краткость, которая создается двумя, тремя словами»

С их помощью дети учатся четкому, звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

При первом знакомстве поняли, что детям уже знакомы многие пословицы и поговорки; дали понятие, что такое пословицы и поговорки; бывают на разные темы: хлеб, дружба. На закрепление и лучшее усвоение с детьми проводим игры: «Я начну, а ты закончи», «Соедини начало и конец», «Нарисуй картинку к пословице, поговорке».

Во время сборов на прогулку можно услышать от детей: «Ты чего так медленно одеваешься, мы тебя не будем ждать», «Семеро, одного не ждут». В разговорной речи дети используют часто такие пословицы и поговорки: «Сделал дело, гуляй смело», «Больше рук, легче труд», «Когда я ем, я глух и нем», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Ученье свет, не ученье тьма».

И первым итогом проделанной работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством, было открытое городское мероприятие Единый Методический День для воспитателей логопедических групп и учителей-логопедов КВН «Путешествие в страну красивой речи».

При подготовке к нему также провели работу по использованию народных песенок, потешек, которые представляют прекрасный речевой материал. Они помогают формированию грамматического строя речи. Используя потешки – обучали детей образовывать однокоренные слова: зайка – заинька; серый – серенький (заинька – зайка, длинные ушки).

При планировании занятий учитывали уровень усвоения детьми жанров русского народного творчества: дети называли сказки по опорным картинкам, называли кто больше – окончаний сказок; произносили в быстром темпе скороговорки; соединяли начало и конец пословиц. И все эти задания чередовали элементами логоритмики, которые также носили фольклорный характер:

-Динамическое упражнение «Колобок»

-Пальчиковая гимнастика «Репка»

-Пение русских народных попевок, русской народной песни «Будет горка во дворе».

Такая смена деятельности поддерживала интерес на протяжении всего КВНа. А мы педагоги, от своих коллег воспитателей и учителей-логопедов получили положительные отклики и хорошую оценку нашей работе.

В последние годы возрос интерес к фразеологизмам, так как они являются одной из самых увлекательных сфер языка. Использование фразеологизмов в работе по расширению лексического запаса детей старшего дошкольного возраста способствует:

-формированию интереса к родному языку;

-развитию понимания значения слов;

-активизации детской лексики.

Работа по использованию фразеологической лексики осуществлялась нами поэтапно (использовали педагогический опыт И.Макеевой):

  1. Знакомили детей с фразеологическим оборотом – толкование (что это обозначает: «Рукой подать» - близко; «За семью замками» - большой секрет; «За нос водить» - обманывать).
  2. Использование наглядного материала: картинка, задание к ней: к кому или к чему может относиться данное высказывание.
  3. Активизация в речи: предлагаем вспомнить ситуацию из жизни или какого-то человека к которому подходит фразеологический оборот, - вхождение в жизненный опыт ребёнка:
  4. – К какому герою сказки подходит данное выражение «Кожа да кости» (худой) – дети без труда называют Кощея; «Душа в пятки ушла» (испугался) – у зайца; «У кого душа нараспашку» (прямодушный, прямолинейный) – у Колобка.

Также детям предлагали нарисовать картинку к фразеологизмам; подобрать картинку со сказочным героем; выделить фразеологизм, из прочитанного произведения, с помощью вопросов.

Народные оздоровительные досуги в жизни нашей группы играют не последнюю роль. В них входят общеукрепляющие упражнения, гимнастика для глаз, народные подвижные игры, упражнения на развитие дыхания. На них наши ребята показывают знания народных песен, прибауток, пословиц, сказок. Провели такие праздники:

«Рождество. Святки»

«Масленица. Вторник-заигрыш»

«Вербное воскресенье. Вербный базар»

Такие народные праздники помогают возрождать и преобразовывать богатейший опыт русских традиций и оздоравливать будущих первоклассников.

Нами за прошедший период были проведены такие занятия по ознакомлению с устным народным творчеством:

«В стране русских народных сказок»

«Теремок на новый лад»

«В гостях у русской сказки»

«Дружба и труд – все перетрут»

«Путешествие в страну красивой речи»

«Вечерние посиделки»

«Масленица загорела, всему миру надоела»

И, конечно же, вся работа по ознакомлению с малыми фольклорными формами проходила в тесном контакте с нашими родителями. С ними проводили анкетирование, викторины, конкурсы рисунков и поделок к сказкам, консультации:

«Малые фольклорные формы как одно из условий хорошей речи»

«Фольклор – ведущий компонент детской культуры»

«Условия формирования правильного звукопроизношения», после прочтения, которых обсуждался материал, проходил обмен мнениями. Родители принимали активное участие в подготовке материала и оборудования к праздникам, занятиям (вязали пальчиковый театр, рисовали маски, иллюстрации к пословицам, фразеологизмам и т.д.).

Более подробно с работой можно ознакомиться в приложении: папка «Работа с родителями по ознакомлению с народным творчеством».

Проведя эту работу, мы убедились, что устное народное творчество позволяет устранить проблемы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарь детей, развить интерес к слову, к речи, расширить знания, кругозор.

Что, несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.

Развитие речи ребенка тесно связано с его психическим развитием. Обычно по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом: готов ли он к обучению в школе.