Интегрированный урок (русский язык + литературное чтение) "Россия – Родина моя!"

Разделы: Начальная школа


Форма занятия: комбинированный урок

Цель: Развитие эстетического восприятия окружающего мира, развитие орфографической зоркости

Задачи урока:

  • способствовать совершенствованию умения и навыка в правописании глаголов;
  • учить ребят работать творчески, развивать логическое мышление, образное воображение, речь, творческую активность;
  • учить переносить накопленные знания в новую ситуацию, выражать личностное отношение к предмету;
  • воспитывать навыки самоорганизации, самоанализа, саморегуляции, взаимопроверки воспитывать любовь к языку, бережное отношение к нему;
  • воспитывать интерес к поэзии, предмету

Оборудование и материалы:

  • мультимедиа
  • таблицы
  • справочники
  • карточки
  • тесты

Методы и формы работы:

  • индивидуальная и в парах форма работы;
  • метод сравнения и сопоставления;
  • иллюстративный метод объяснения нового материала;
  • проблемно-поисковый метод;
  • физминутка - психотренинг.

План урока

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ, ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

4. МИНУТА ЧИСТОПИСАНИЯ.

5. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

6. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

7. ГРАММАТИКО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.

8. ФИЗМИНУТКА. ПСИХОТРЕНИНГ.

9. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

10. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРЯЖЕНИЙ ГЛАГОЛА.

11. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

12. ИТОГ УРОКА.

13. ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ.

14. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

15. РЕФЛЕКСИЯ.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Урок русского языка. Он будет проводиться в форме исследования.

Для такого исследования понадобится учебник родной речи 4 класса, справочник для начальной школы, тетрадь, ручка, карандаш: И самое главное, знания по теме русского языка.

2. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.

Для того чтобы определить, над какой темой по русскому языку мы будем работать на уроке, отгадайте загадку

Презентация.

(слайд 1)

Интересная часть речи
В русском языке живет
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет
иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит -
Все расскажет нам:(глагол)

- Правильно глагол.

Итак, еще раз обозначим тему по русскому языку и цель урока.

(слайд 2)

Тема нашего урока Спряжение глаголов. Закрепление изученного материала.

Цель нашего урока использовать наши знания о глаголе - как части речи в новой ситуации. Сегодня на уроке мы проводим грамматико-орфографическое исследование литературоведческого материала по теме "Россия-Родина моя".

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Проверим нашу готовность к исследованию.

Проведем небольшой тест

(доска)

Выберите одно утверждение из трёх вариантов ответов (тест-взаимопроверка)

Глагол - это

  • Часть слова
  • Член предложения
  • Часть речи

Глагол обозначает

  • Действие предмета
  • Признак предмета
  • Название предмета

Глагол в предложении бывает

  • Сказуемым
  • Второстепенным членом
  • Подлежащим

Глагол изменяется

  • Только по числам
  • Только по временам
  • По временам, по лицам, по числам.

Ответы запишите в форме предложения с однородными членами.

Проверка с доски (вытираю лишнее)

- Итак мы проверили свои знания по данной теме, которые нам пригодятся в работе. Отправляемся в путь научного исследования.

4. МИНУТА ЧИСТОПИСАНИЯ

Мы начали урок со слова Родина. Какую букву мы будем прописывать

Р

ро ря

5.СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Найдите в словаре слова, относящиеся к нашей теме с использованием буквы эр и запишите их.

(таблицы - словарные слова)

Россия, Родина, русский, народ

- Как вы понимаете слово Родина?

- Какая она бывает (большая и малая)

Составьте три- четыре предложения с данными словами, употребив слово родина двояко. (примеры)

Россия-Родина моя. Русский народ горячо любит свою страну - Россию. Моя малая родина - это город Новый Уренгой. Я здесь родился и вырос. (Я родился на Украине. Для меня она - малая родина.)

Прочитайте.

Почему вы написали слова Новый Уренгой с большой буквы?

(Потому что это имя собственное. Названия городов пишутся с большой буквы.)

6. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

Обратимся к стихотворению Дрожжина С.Д. "Родине" и понаблюдаем, как описывает свои чувства поэт.

(чтение стихотворения вслух одного ученика)

- Как поэт относится к Родине?

- Какие слова он находит для того, чтобы передать свои чувства?

- Какой изображает автор родную землю?

- Как вы думаете, о какой родине пишет поэт?

7. ГРАММАТИКО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Приступаем к грамматико-орфографическому исследованию. Нам понадобится карандаш.

Прочитайте про себя стихотворение и подчерните все глаголы в стихотворении.

Выпишите все глаголы столбиком в тетради, выделите окончания и определите формы данных глаголов.

(У доски будет работать 1 ученик)

  • не гордиться - неопр.ф.
  • стою - 1л.ед.ч.
  • бросаю - 1л.ед.ч.
  • дышится - 3л.ед.ч. (безличный глагол)
  • отдает - 3л.ед.ч.
  • наполняешь - 2л.ед.ч.
  • хочу - 1л.ед.ч.
  • отдохнуть - неопр.ф.
  • узнаю - 1л.ед.ч.
  • хожу - 1л.ед.ч.
  • мечтаю - 1л.ед.ч.
  • пою - 1л.ед.ч.

Проведем анализ этих глаголов. Что интересного вы обнаружили при определении форм глагола?

(6 глаголов поэт употребил в 1 лице ед. числа)

- Назовите их

(стою, бросаю, хочу,узнаю, хожу, мечтаю, пою и имеют окончания -у, -ю)

(Глагол наполняешь употреблен во 2 лице ед.числа.)

- Какое правило правописания глаголов мы знаем?

(Окончания глаголов 2 лица, единственного числа -ешь, -ишь пишутся с мягким знаком)

- Что еще вы заметили?

(Глагол гордиться употреблен в стихотворении с частицей не).

- Как пишутся глаголы с частицей не?

(Глаголы с частицей не пишутся отдельно).

- Что еще интересного вы заметили?

(2 глагола гордиться, дышится - возвратные, потому что имеют постфикс - ся)

(2 глагола гордиться, отдохнуть - не имеют форм )

- Почему?

(Потому что они стоят в неопределенной форме).

- Что такое неопределенная форма глагола, зачем она нужна?

(Это начальная форма глагола, от которой образуются разные формы глагола)

8. ФИЗМИНУТКА. ПСИХОТРЕНИНГ.

9. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Продолжим исследование глаголов. Поставьте глаголы в начальную - неопределенную форму, запишите их и выделите глагольные суффиксы.

(работаем цепочкой)

Анализ работы.

Какие глаголы мы не изменили?

(гордиться, отдохнуть - потому что они уже стоят в неопределенной форме)

- С каким глаголом у вас появились трудности?

- Почему?

(Его невозможно изменить)

- Да, ребята, это потому, что данный глагол безличный и употребляется только в 3 лице, единственного числа.

(слайд 3)

10. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРЯЖЕНИЙ ГЛАГОЛА

Вспомним правило определения окончания разных спряжений глагола.

(Многие глаголы II спряжения в неопределенной форме имеют суффикс -и-)

  • гордиться -  II
  • стоять - II
  • бросать - I
  • отдавать - I
  • наполнять - I
  • хотеть - II
  • отдохнуть - I
  • узнавать - I
  • мечтать - I
  • петь - I

Определите спряжение глаголов по неопределенной форме.

(ученик у доски)

Какие глаголы вызвали затруднения?

(хотеть, стоять)

- Почему?

(Потому что они оканчиваются на -еть, -ять, но являются глаголами 2 спряжения)

- Значит, правило правописания определения спряжений не подходит. Или есть другой способ определения окончаний глаголов?

(Да, надо поставить глаголы в 3 лицо множественного числа. Глаголы 3 лица множественного числа 1 спряжения имеют окончания -ют,- ют, 2 спряжения

-ат, -ят)

Напишите глаголы в 3 лице множественного числа

(работа цепочкой)

11.ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, надо знать его спряжение.

  • гордятся
  • стоят
  • бросают
  • отдают
  • наполняют
  • хотят
  • отдохнут
  • узнают
  • мечтают
  • поют

Выделите окончания, поставьте ударение в словах и проверьте, все ли вы правильно определили спряжение употребленных глаголов.

(слайд4)

Делаем вывод: Чтобы определить спряжение глагола, надо учитывать два фактора: суффикс неопределенной формы и окончание 3-го лица мн.числа.

Безударные окончания глаголов пишутся так же как и ударные.

(таблица)

Но среди глаголов имеются разноспрягаемые глаголы исключения.

Прочтите их. Их надо выучить наизусть.

12.ИТОГ УРОКА.

Вот мы и закончили исследование стихотворения Дрожжина С.Д. Понравилось вам такое исследование?

Чему оно вас научило?

(Что глаголы в речи употребляются в разных формах и временах. А мы должны их грамотно читать и писать.)

Поработаем по памятке и сделаем заключение о проделанной работе.

(слайд 5)

Я твёрдо знаю, что:

1) Спряжение - это:

2) Глаголы бывают:

3)Глаголы 1 спряжения имеют окончания:

4) Глаголы 2 спряжения имеют окончания:

5)Чтобы правильно написать безударное окончание глагола надо:

6) Знания, полученные на уроке мне необходимы для того, чтобы:

Вывод. Надо не только любить Родину, восхищаться ею, но также и беречь её.

А также, грамотно употреблять глаголы в устной и письменной речи.

13. ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ.

В качестве закрепления изученного материала проведем письмо по памяти

(слайд 6)

Прочитайте строки из стихотворения. Как вы понимаете этот призыв автора.

Прочтите глазами эти строчки еще раз. Напишите их в тетради. Проверьте по слайду.

Почему в данном предложении следует ставить запятую?

14. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Написать сочинение о своей малой родине

Учебник Литературное чтение 4 класс часть 2. стр.142. задание №7.

15. РЕФЛЕКСИЯ.

Заполните индивидуальные карты работы на уроке по схеме...

(слайд 6)

Сегодня на уроке:

1. Я доволен работой, так как:

2. Не совсем доволен, потому что: