Интегрированный урок "Буква Б, обозначающая согласные звуки [б], [б']. Строчная буква б"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

Образовательные:

Цели:

  • Научить школьников логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли.
  • Повысить уровень понимания прочитанного
  • Научить школьников сравнивать, сопоставлять, находить общее.

Задачи:

  • Создание условий для удовлетворения потребности субъекта в реализации своей познавательной активности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.
  • Формирование словесно-логического мышления учащихся.
  • Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

Развивающие:

Цели:

  • Побудить детей к анализу собственной деятельности.
  • Развить желание к дальнейшему учебному процессу.

Задачи:

  • Развитие и совершенствование важных интеллектуальных качеств ребёнка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, сообразительность.
  • Развитие и обогащение словарного запаса первоклассников.
  • Развитие моторики мышц методом проведения физкультурной паузы и пальчиковой гимнастики с дидактическим заданием по теме урока.
  • Развитие умения контролировать свой результат.
  • Развитие умения самооценки при достижении целей.

Воспитательные:

Цели:

  • Воспитать стремление младших школьников к успеху в учебе, дисциплинированности.
  • Воспитать у детей желание к интеллектуальному обогащению в процессе учебной деятельности.
  • Воспитать умение адекватно оценивать свой труд.

Задачи:

  • Избавление ребёнка от детской стеснительности, неуверенности в себе.
  • Развитие желания фантазировать, придумывать.
  • Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств.

Ход урока

1. Организационный этап

Учитель: Доброе утро, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, что день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Каким вы хотите видеть урок?

Дети: Мы хотим, чтобы урок был весёлым, интересным и познавательным.

2. Мобилизующий этап

Цель: Развить интеллектуальные качества первоклассника.

Задача: Обеспечение высокого уровня вовлечённости школьника в учебную деятельность посредством выполнения упражнений на наглядно-действенное мышление, на развитие внимания, памяти, наблюдательности.

На наборном полотне расположены картинки – «Куклы-буквы». (Приложение)

Учитель: Ребята, назовите хором выставленные буквы. Постарайтесь запомнить в каком порядке они стоят. (Дети называют буквы.)

(Учитель переворачивает полотно, делает несколько перестановок, букву Б убирает и показывает полотно детям.)

Учитель: Посмотрите внимательно на наборное полотно, скажите что изменилось.

(Дети говорят, какие буквы поменялись местами. Исчезла буква белого цвета.)

Учитель: Данные буквы разделите на две группы по общему признаку.

Дети: В первую группу отнесём буквы гласных звуков. Они красного цвета. (Называют хором звуки.) Во вторую группу – буквы согласных звуков сине-зеленого цвета.

Учитель: Почему вторая группа букв состоит из двух цветов?

Дети: Каждая буква имеет два согласных звука: твёрдый (синего цвета) и мягкий (зелёного цвета). (Дети называют два звука у каждой буквы.)

3. Этап формулирования учащимися темы и цели урока

Цель: Научить школьников логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. Научить их самостоятельно формулировать тему и цель всего урока. Быть инициатором своих действий, деловым партнёром учителя.

Задачи:

  • Развитие концентрации внимания.
  • Создание возможности самостоятельного поиска способов решения задач в интеллектуально-творческих играх.
  • Обеспечение освоения интеллектуально-творческих игр.

Игра «Найди букву».

Каждому ученику раздается листок с изученными буквами и среди них буква Б, записанная 10 раз. (Приложение)

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно, найдите и зачеркните все буквы Б в течение 30 секунд. Посчитайте, сколько букв вы нашли.

Учитель: Проверим, как выполнили задание.

(Дети называют количество найденных букв.)

Учащимся не нашедшим все 10 букв учитель рекомендует их найти и в следующий раз быть более внимательным.

Учитель. Кто покажет в Алфавите (прикреплён к классной доске) букву, которую искали?

(Дети находят букву Б и говорят как она называется. Учитель показывает «Куклу-букву»- Б).

Учитель: Подумайте и назовите тему нашего урока.

Дети: Мы нашли новую букву Б, которую не изучали. Значит тема урока «Буква Б и звуки, которые она обозначает».

Учитель: Правильно. Теперь, используя опорную запись, расположенную на доске, сформулируйте цели урока.

Познакомиться со… новой буквы.
Научиться отличать новые … и … от других звуков и букв.
Научиться писать … .
Научиться читать с новой буквой … .

(Дети сами формулируют цель с использованием опорной записи.)

Дети: Наша цель:

  • Познакомиться со звуками новой буквы Б.
  • Научиться отличать новые звуки и букву от других звуков и букв.
  • Научиться писать новую букву Б.
  • Научиться читать с новой буквой Б слоги, слова, предложения.

Учитель: Давайте последовательно идти к достижению каждой цели.

4. Репродуктивно-поисковый этап

Цель: Познакомиться с новыми звуками буквы Б. Помочь детям преодолеть логопедические трудности в произношении отдельных звуков и слов. Сделать речь ребёнка интонационно богатой и выразительной.

Задачи:

  • Развитие фантазии, воображения, пластики.
  • Формирование умения сочетать слово и жест.
  • Создание положительно-эмоционального климата и снижение у детей напряжения посредством проведения физкультурной паузы.

Учитель: Вы заметили, на каком необычном листке вы сейчас работали. Что изображено на листке?

Дети: Барабан.

Для развития фонематического слуха и артикуляции дети произносят вместе с учителем чистоговорку:

Бубнит барабан
Что побит барабан,
А труба трубит:
«Хорошо, что побит!»

Дети выделяют первый звук в слове «барабан».

Учитель: Что можете рассказать о звуке [б]?

Дети: Он согласный, потому что произнося сжимаются губы, есть преграда. Он твёрдый, так как после него в слове слышится звук [а]. Он звонкий, потому что говоря его, слышим голос.

Учитель: Дайте краткую характеристику звуку [б].

Дети: Согласный, твёрдый, звонкий.

Учитель: Назовите слова, в которых есть твердый, согласный звук [б].

(Дети называют слова – банка, бутылка, бант, кабан и другие.)

Учитель: Пришла пора отдохнуть.

(Слова и действия дети повторяют за учителем.)

Речевая физкультурная пауза «Барабек»

Робин Бобин Барабек (Ноги расставлены, руки на поясе, говорить, переступая с ноги на ногу, низким голосом.)
Скушал сорок человек, (Взявшись руками за голову, с удивлённой интонацией.)
И корову, (Приставить указательные пальцы к голове «рога», говорить низким голосом.)
И быка, (Руки за спину, выпятить нижнюю губу, слегка наклонить голову – «упрямый бык».)
И кривого мясника, (Выставить в стороны руки со скрученными пальцами, ноги поставить косолапо.)
И телегу, (Слегка расставить ноги, опереться о колени руками, локти расставлены в стороны.)
И дугу, (Стоять прямо, руки над головой соединить дугой.)
И метлу, (Правую руку и левую сжать в кулаки и проводить движения «метла метёт».)
И кочергу, (Двумя руками взять воображаемую кочергу и сделать резкое движение вперёд.)
Скушал церковь, (Встать прямо, зажать один кулак в другой, большие пальцы рук поднять вверх и соединить – «свеча». Произносить серьёзно, не громко.)
Скушал дом, (Поднять руки над головой, локти в стороны, кончики пальцев касаются друг друга.)
И кузницу с кузнецом. (Двумя руками взять воображаемый молот и ударить по наковальне, говорить энергично.)
А потом и говорит: «У меня живот болит!» (Взяться руками за живот, согнуться и говорить жалостливо.)

Учитель: Назовите имя главного героя этого стихотворения.

(Произносят хором «Робин Бобин Барабек».)

Учитель: Какой новый звук буквы Б вы услышали?

Дети: Мы услышали звук [б’].

Учитель: Дайте характеристику этому звуку и объясните свой ответ.

Дети: Звук встречает преграду, когда проговариваем. Значит, он согласный. Мы его произносим ласково, мягко. Он мягкий. Произносим и слышим голос. Этот звук звонкий. Значит, звук [б’] согласный, мягкий, звонкий.

Учитель: Ответьте на мои вопросы одним словом, в котором есть звук [б’].

Дерево, которое растет только в нашей стране?

Дети: Береза.

Учитель: Какую ягоду любят снегири?

Дети: Рябина.

Учитель: Назовите одним словом следующие предметы: диван, стол, кресло.

Дети: Мебель.

Учитель: Дом, где собираются и хранятся книги, журналы, газеты и выдаются читателям.

Дети: Библиотека.

Учитель: Молодцы! Сделайте вывод, что узнали о букве Б.

Дети: Теперь знаем, что буква Б обозначает согласные звонкие звуки [б] и [б’].

Учитель: Какая следующая цель нашего урока?

Дети: Будем учиться писать строчную букву Б.

5. Этап обучения письму строчной буквы Б

Цель: Научить писать строчную букву Б.

Задачи:

  • Развитие мелкой мускулатуры кисти с помощью пальчиковой гимнастики.
  • Развитие тактильной памяти.
  • Повышение статических нагрузок.

Пальчиковая гимнастика.

Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают пальцы по очереди, начиная с большого пальца правой руки. При этом повторяют четверостишье 2 раза.

Учитель: Повторяйте за мной и делайте как я.

Мы рисуем бегемота.
Кто желает поработать?
Каждый палец рвётся в бой
И кивает головой.

Развитие тактильной памяти

Вырезанная из бархатной бумаги и наклеенная на картон строчная буква Б раздается каждому ученику. (Приложение)

Учитель: По направлению стрелки обводите указательным пальцем руки, которой вы пишете, букву Б и слушайте сказку.

Ведя пальцем по шероховатой поверхности, ученик создаёт образ буквы, который соединяет в себе зрительный раздражитель и раздражитель тактильных рецепторов.

Чтобы образ остался в памяти детей надолго, можно не только водить пальчиком по карточке, но и послушать сказку. На фоне сказки снижается психологическая нагрузка, ребёнку просто интересно играть с буквой. В результате нет страха перед написанием новой буквы.

Учитель: Сказка: Жили в лесу мама-белка и её сынок. Мама ушла собирать грибы, а сынку велела сидеть в дупле и ждать её. Ждал её сынок, ждал. Надоело ему сидеть, скучно стало одному. Захотелось посмотреть вокруг. Выглянул бельчонок из дупла. Смотрит, нет ли мамы? (Обводим пальцем овал.) А затем побежал по стволу вверх и сел на веточку. (Ведём пальцем вверх и в сторону.)

Закрепление образа буквы.

Учитель: Закройте глаза, указательным пальцем руки, которой вы пишете, по другой ладошке напишите строчную букву Б несколько раз.

(Дети выполняют задание.)

Учитель: Запишите строчную букву Б в тетради 5 раз и самую красивую подчеркните.

(Дети работают в своих тетрадях.)

6. Поисково-творческий этап

Цель: Развить у детей интерес к чтению, научить самостоятельно подбирать рифму. Развить активность в каждом ребёнке.

Задачи:

  • Развитие дикции и слухового внимания.
  • Формирование умений слышать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки.
  • Формирование речевых умений, навыков чтения, слушания, говорения.

Учитель: Что будем делать дальше?

Дети: Можем читать слоги и слова с буквой Б.

Игра «Доскажи словечко».

На доске записаны предложения:

БА-БА-БА
БУ-БУ-БУ
БЫ-БЫ-БЫ
БЕ-БЕ-БЕ

 

 

сломана … .
почините … .
едем без … .
поём о … .

Учитель: Доскажите слово в каждом предложении, рисунок вам поможет. (Приложение)

(Дети читают хором сначала слоги, затем полностью все предложения):

БА-БА-БА
БУ-БУ-БУ
БЫ-БЫ-БЫ
БЕ-БЕ-БЕ

 

 

сломана труба.
почините трубу.
едем без трубы.
поём о трубе.

Для развития дикции и слухового внимания, а также для правильного произношения детьми звуков читаем и отгадываем загадки.

Учитель. Ребята отгадайте загадки и в каждой отгадке назовите первый слог-слияние. (Приложение)

(Читают для всех сильные в чтении ребята.)

  1. На остров с утра налетел ураган,
    Остался на пальме последний … (банан)
  2. На ветке не птичка -
    Зверёк-невеличка,
    Мех тёплый, как грелка,
    Кто это?  
    (белка)
  3. Белая красавица
    Всем она нравится.
    Любит краски, карандаши.
    Рисуй на ней от души.  
    (бумага)

Каждая отгадка произносится хором. Учащиеся называют слоги-слияния.

Учитель: Запишите названные слоги-слияния в тетрадь. Обратите внимание на место соединения букв.

(Дети работают в своих тетрадях самостоятельно.)

Учитель. Ребята, красавица-бумага предлагает вам выполнить задание.

Даны слова на карточках. (Крепятся на доске.)

Учитель: Прочитайте их и скажите, что можно сделать с этими словами.

Дети: Поставим слова на свои места, чтобы получилось предложение.

(Дети ставят слова правильно «Белые бараны били в барабаны».)

Учитель: Докажите, что это действительно предложение.

Дети: Первое слово записано с заглавной буквы. Предложение понятно нам, т.е. оно имеет смысл. В конце предложения стоит точка.

Учитель: Ребята, вы очень хорошо выполнили это задание.

7. Аналитический этап

Цель: Побудить детей к анализу собственной деятельности. Развить желание к дальнейшему учебному процессу.

Задачи:

  • Обобщение и закрепление полученных знаний.
  • Развитие умения контролировать свой результат.
  • Развитие умений самооценки при достижении целей.

Учитель: Вернёмся к нашим «Куклам-буквам».Посмотрите какие они красивые. Ребята, какого цвета должен быть наряд буквы Б?

Дети: Буква Б относится к буквам согласных звуков. Она обозначает согласные звуки [б] и [б’] (твёрдый и мягкий). Значит, цвет ее наряда будет сине-зеленый.

Учитель: Правильно. Смогли мы достичь поставленных целей?

Дети: Да, мы познакомились с буквой Б, научились отличать ее от других букв. Выучили новые звуки [б] и [б’]. Научились писать и читать с новой буквой слоги, слова, предложения.

Учитель: Что вам понравилось на уроке? Что нового вы узнали? Кому было трудно и почему?

(Дети высказывают свое мнение.)

У доски на бумаге нарисован «Дуб мудрости». Учитель раздаёт детям листья дуба.

Учитель: Каждый из вас прикрепит свой лист на «Дуб мудрости». Если вам было интересно на уроке, то лист крепите высоко. Если вы испытывали затруднения или урок вам не понравился, лист крепите ниже.

(Дети крепят листы на «Дуб мудрости».)

Учитель: Спасибо всем за урок.

Литература

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования //Начальная школа.- №9,2004.
  2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников в период обучения грамоте.- Киров,2001.
  3. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика.- М.: 2001.
  4. Волина В.В. Азбуковедение.- М.: "Олма-Пресс", 1999.
  5. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр.-СПб.: Детство-Пресс,1999.
  6. Горецкий В.Г. и др. Азбука: Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 2006.
  7. Львов М.В. Методика развития речи младших школьников.- М.: АСТ; Астрель, 2003.
  8. Прудникова М.С. Приемы развития сенсорно-моторных навыков при обучении письму //Начальная школа.-№8, 2006.
  9. Речевые игры //Методическая газета для учителей начальной школы.-№17.-сентябрь, 2006.
  10. Эдигей В.Б. Увлечение чтением: Уроки развития мышления и техники чтения.- М.: УЦ "Перспектива", 1997.