Сущность электролитической диссоциации

Разделы: Химия


Цели урока:

  • Обучающие: усвоить определения научных понятий: "электролиты", "неэлектролиты", "электролитическая диссоциация", "катионы", "анионы"; объяснить на основе демонстрационного эксперимента эти важнейшие понятия; объяснить сущность и механизм процесса диссоциации;
  • Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умения наблюдать делать выводы, объяснять ход эксперимента. Развить интерес к химии, развивать логическое мышление.
  • Воспитательные: повышать познавательную деятельность и активность учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Девиз урока: "Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний, он постоянно расширяется". Арабская пословица.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Введение.

Вводная беседа учителя с учащимися.

Электрический ток - это направленное движение заряженных частиц. В металлах такое направленное движение осуществляется за счет относительно свободных электронов. Но, оказывается, проводить электрический ток могут не только металлы, но и растворы и расплавы солей, кислот, оснований.

В 1887г шведский ученый Сванте Аррениус сформулировал положения теории электролитической диссоциации веществ, а русские ученые-химики Кистяковский В.А., Каблуков И.А. дополнили ее представлениями о гидратации ионов.

3. Изучение нового материала.

Теория электролитической диссоциации (ТЭД) :

1. Электролиты - это вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток. Это растворимые кислоты, соли, основания, т.е. вещества с ковалентной полярной и ионной связью. Демонстрационный эксперимент: изучение электропроводности растворов NaCl, HCl, KOH, сахара, воды.

2. Неэлектролиты - это вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток. Это вещества нерастворимые в воде, а также вещества с неполярной или малополярной ковалентной связью, органические вещества, жидкий кислород, азот, вода, нерастворимые основания, соли, кислоты.

3. Электролитическая диссоциация - это процесс распада электролита на ионы.

NaCl -> Na+ + Cl- HCl -> Н+ + Cl-

KOH -> К+ + ОН-

4. В растворах или расплавах электролитов ионы движутся хаотично, но при пропускании тока положительно заряженные ионы притягиваются к катоду (-) и называются катионами, а отрицательно заряженные ионы притягиваются к аноду (+) и называются анионами. Процесс диссоциации обратим. 5. Ионы отличаются от атомов как по строению, так и по свойствам. В водных растворах ионы находятся в гидратированном состоянии.

Механизм диссоциации объясняется тем, что электролиты под действием растворителя самопроизвольно диссоциируют (распадаются) на ионы. Диссоциация может происходить и при плавлении твердых электролитов (термическая диссоциация).

4. Физминутка.

5. Закрепление материала.

1. Разделить вещества на электролиты и неэлектролиты: сульфат калия, карбонат кальция, бензол, кислород, гидроксид калия, глюкоза, серная кислота, гидроксид бария, вода, сера.

Контроль выполнения задания: самопроверка с доски.

2. Выберите вещества, которые способны продиссоциировать на ионы: сульфат бария, нитрат алюминия, гидроксид натрия, азот, сахар, соляная кислота.

3. Составьте уравнения диссоциации этих веществ.

Контроль выполнения задания: работа в парах.

Проверочный тест.

Творческое задание.

Если сульфат меди растворить в воде, то наблюдается синее окрашивание раствора и раствор проводит ток, а, если растворить сульфат меди в бензине, то окрашивания не наблюдается, раствор не становится синим. Объясните это явление.

6. Подведение итогов.

В завершении урока необходимо еще раз проговорить то что мы сегодня узнали нового. Объявить оценки. И похвалить ребят за хорошую работу.

Таким образом, за урок, вы можете поставить более одной оценки каждому ученику. И с легкостью, в доступной, и интересной для детей форме изучить новый материал.

7. Домашнее задание.

 1, (Рудзитис Г. Е., Фельрман Ф. Г. ) Радецкий стр. 38, вариант 1-4 (1 задание).

Приложение.

Современные приемы и методы образования: Проблемно - поисковый, постановка и решение межпредметных вопросов; выполнение комплексных заданий на сравнение объектов; работа с таблицами по средствам НИТ.

Описание организации творческой деятельности учащихся: Беседа; ответ на поставленный вопрос после просмотра эксперимента, самостоятельная и практическая работа; оценка собственных знаний; творческое домашнее задание.

Описание педагогических идей и инициатив: Визуализация эксперимента по средствам мультимедиа; тестирование с установленным временем для каждого вопроса; творческое домашнее задание

Методики и технологии обучения: проблемное - поисковое обучение, развивающее обучение, развитие логического мышления, групповая работа, парная работа.

Результаты: Основным результатом данной разработки является заметный рост качества обученности.

Качество облученности (по результатам диагностических контрольных работ):

2007 -2008гг. - 72%

2008 -2009гг. - 80%

2009-2010гг. - 89%