Цели урока:
- Обучающие: усвоить определения научных понятий: "электролиты", "неэлектролиты", "электролитическая диссоциация", "катионы", "анионы"; объяснить на основе демонстрационного эксперимента эти важнейшие понятия; объяснить сущность и механизм процесса диссоциации;
- Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умения наблюдать делать выводы, объяснять ход эксперимента. Развить интерес к химии, развивать логическое мышление.
- Воспитательные: повышать познавательную деятельность и активность учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Девиз урока: "Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний, он постоянно расширяется". Арабская пословица.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Введение.
Вводная беседа учителя с учащимися.
Электрический ток - это направленное движение заряженных частиц. В металлах такое направленное движение осуществляется за счет относительно свободных электронов. Но, оказывается, проводить электрический ток могут не только металлы, но и растворы и расплавы солей, кислот, оснований.
В 1887г шведский ученый Сванте Аррениус сформулировал положения теории электролитической диссоциации веществ, а русские ученые-химики Кистяковский В.А., Каблуков И.А. дополнили ее представлениями о гидратации ионов.
3. Изучение нового материала.
Теория электролитической диссоциации (ТЭД) :
1. Электролиты - это вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток. Это растворимые кислоты, соли, основания, т.е. вещества с ковалентной полярной и ионной связью. Демонстрационный эксперимент: изучение электропроводности растворов NaCl, HCl, KOH, сахара, воды.
2. Неэлектролиты - это вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток. Это вещества нерастворимые в воде, а также вещества с неполярной или малополярной ковалентной связью, органические вещества, жидкий кислород, азот, вода, нерастворимые основания, соли, кислоты.
3. Электролитическая диссоциация - это процесс распада электролита на ионы.
NaCl -> Na+ + Cl- HCl -> Н+ + Cl-
KOH -> К+ + ОН-
4. В растворах или расплавах электролитов ионы движутся хаотично, но при пропускании тока положительно заряженные ионы притягиваются к катоду (-) и называются катионами, а отрицательно заряженные ионы притягиваются к аноду (+) и называются анионами. Процесс диссоциации обратим. 5. Ионы отличаются от атомов как по строению, так и по свойствам. В водных растворах ионы находятся в гидратированном состоянии.
Механизм диссоциации объясняется тем, что электролиты под действием растворителя самопроизвольно диссоциируют (распадаются) на ионы. Диссоциация может происходить и при плавлении твердых электролитов (термическая диссоциация).
4. Физминутка.
5. Закрепление материала.
1. Разделить вещества на электролиты и неэлектролиты: сульфат калия, карбонат кальция, бензол, кислород, гидроксид калия, глюкоза, серная кислота, гидроксид бария, вода, сера.
Контроль выполнения задания: самопроверка с доски.
2. Выберите вещества, которые способны продиссоциировать на ионы: сульфат бария, нитрат алюминия, гидроксид натрия, азот, сахар, соляная кислота.
3. Составьте уравнения диссоциации этих веществ.
Контроль выполнения задания: работа в парах.
Проверочный тест.
Творческое задание.
Если сульфат меди растворить в воде, то наблюдается синее окрашивание раствора и раствор проводит ток, а, если растворить сульфат меди в бензине, то окрашивания не наблюдается, раствор не становится синим. Объясните это явление.
6. Подведение итогов.
В завершении урока необходимо еще раз проговорить то что мы сегодня узнали нового. Объявить оценки. И похвалить ребят за хорошую работу.
Таким образом, за урок, вы можете поставить более одной оценки каждому ученику. И с легкостью, в доступной, и интересной для детей форме изучить новый материал.
7. Домашнее задание.
1, (Рудзитис Г. Е., Фельрман Ф. Г. ) Радецкий стр. 38, вариант 1-4 (1 задание).
Современные приемы и методы образования: Проблемно - поисковый, постановка и решение межпредметных вопросов; выполнение комплексных заданий на сравнение объектов; работа с таблицами по средствам НИТ.
Описание организации творческой деятельности учащихся: Беседа; ответ на поставленный вопрос после просмотра эксперимента, самостоятельная и практическая работа; оценка собственных знаний; творческое домашнее задание.
Описание педагогических идей и инициатив: Визуализация эксперимента по средствам мультимедиа; тестирование с установленным временем для каждого вопроса; творческое домашнее задание
Методики и технологии обучения: проблемное - поисковое обучение, развивающее обучение, развитие логического мышления, групповая работа, парная работа.
Результаты: Основным результатом данной разработки является заметный рост качества обученности.
Качество облученности (по результатам диагностических контрольных работ):
2007 -2008гг. - 72%
2008 -2009гг. - 80%
2009-2010гг. - 89%