Мультимедийный урок по теме "Химические свойства кислоты"

Разделы: Химия, Информатика


Цели урока: Изучить химические свойства, характерные для класса кислоты.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях класса неорганических веществ – кислот.
  • Познакомить учащихся с химическими свойствами кислот.
  • Показать использование на уроках химии электрохимического ряда напряжения металлов и таблицы растворимости.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету.
  • Продолжить формирование умений работы с лабораторным оборудованием и реактивами.
  • Формировать умение проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации.

Воспитательные:

  • Продолжить формирование умений работать в группах.
  • Продолжить формирование научного мировоззрения.

Предполагаемые результаты урока: В ходе данного урока учащиеся приобретут и закрепят знания о химических свойствах кислот, закрепят умения составлять уравнения химических реакций, закрепят навыки обращения с реактивами и лабораторным оборудованием с учетом правил техники безопасности.

Оборудование:

На демонстрационном столе:

  • Химический штатив демонстрационный.
  • Пробирки.
  • Спиртовка.
  • Пипетки или стеклянные трубки.

На столах учащихся:

  • Пробирки.
  • Штатив для пробирок.

Реактивы:

На демонстрационном столе:

  • Индикаторы (лакмус, метилоранж, фенолфталеин).
  • Растворы кислот (соляной HCl и серной H2SO4).
  • Металлы (Zn гранулированный, медная проволока).
  • Оксиды металлов (оксид меди (II) CuO, оксид железа (III) Fe2 O3).
  • Водный раствор гидроксида натрия (NaOH).
  • Водные растворы солей (BaCl2, AgNO3, Na2CO3).

На столах учащихся:

  • Индикаторы (лакмус, метилоранж, фенолфталеин).
  • Растворы кислот (соляной HCl и серной H2SO4).
  • Металлы (Zn гранулированный, медная проволока).
  • Водные растворы солей (BaCl2, AgNO3, Na2CO3).

ПК, мультимедиапроектор, экран, презентация,таблицы: “Растворимость кислот, солей и оснований в воде”, “Электрохимический ряд напряжений металлов”, рабочие листы учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

Оглашение темы и целей урока (Слайд №№ 1, 2)

2. Актуализация пройденного материала (Слайд №№ 4, 5)

Учитель: На предыдущем уроке мы начали изучать тему “Кислоты”, а точнее поговорили о составе, строении и классификации данного касса веществ.

Давайте повторим то, что вы уже знаете.

I. Фронтальный опрос.

  1. Дайте определение классу кислот.
  2. Назовите следующие кислоты: HCl, HNO3, H2SO4, H3PO4, H2 S, H2CO3.
  3. Кислот достаточно много, а можно ли их классифицировать.
  4. Какие вы знаете классификации.
  5. На какие группы делятся кислоты по составу, по основности, по силе (приведите примеры).
  6. Перечислите основные физические свойства, присущие практические всем неорганическим кислотам.

II. Выполнение интерактивного упражнения, в котором учащимся предлагается выбрать правильные ответы.

3. Изучение нового материала.

Учитель: Я вижу, что состав, строение, классификацию кислот вы усвоили достаточно хорошо, а теперь перейдем непосредственно к теме нашего урока. Запишите в тетради число и тему сегодняшнего урока “Химические свойства кислот”.

Химические свойства кислот.

Учитель: Предположите, с какими веществами могут взаимодействовать кислоты.

Учащиеся высказывают свои точки зрения.

I. Лабораторный опыт № 1. Действие кислот на индикаторы. (Слайд № 6)

HCl + лакмус —> красный.
H2SO 4 + метилоранж —> розовый.
HCl + фенолфталеин —> остается бесцветным.

Учитель контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.

Наблюдения учащиеся записывают в тетрадь.

II. Лабораторный опыт № 2. Взаимодействие кислот с металлами. (Слайд № 7)

Обсуждение опыта.

Учитель: Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжения металлов до водорода.

Взаимодействие кислот с металлами идет по следующей схеме:

КИСЛОТА + МЕТАЛЛ —> СОЛЬ + ВОДОРОД (реакция замещения)

2HCl + Zn = ZnCl2 + H2

Замечание: Кроме HNO3 + Ме H2

(NO2 , NO , NH3 , N2 )

HCl + Cu

Учитель контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.

После всех обсуждений, учащиеся выполняют опыт самостоятельно, результаты, уравнения химических реакций записывают в тетрадь.

III. Демонстрационный опыт. Взаимодействие кислот с основными оксидами. (Слайд № 8)

Просмотр видеоролика.

Учитель: Взаимодействие кислот с металлами идет по следующей схеме:

КИСЛОТА + ОСНОВНОЙ ОКСИД —> СОЛЬ + ВОДА (реакция обмена)

Ученик у доски: составляет уравнения увиденных при просмотре видеоролика реакций в трех формах (молекулярной, полной ионной, сокращенной ионной). Остальные учащиеся выполняют это задание в рабочих тетрадях.

H2SO4 + CuO = CuSO 4 + H2 O
2H+ + SO42- + CuO = Cu2+ + SO42- + H2O
2H+ + CаO = Cu2+ + H2O

Допишите уравнение химической реакции:

HCl + Fe2 O3 —>
HCl + СаО —>

IV. Демонстрационный опыт. Взаимодействие кислот с основаниями (реакция нейтрализации). (Слайд № 9)

Учитель демонстрирует взаимодействие серной кислоты с раствором гидроксида натрия, показывает суть реакции нейтрализации.

Учитель: Взаимодействие кислот с основаниями идет по следующей схеме:

КИСЛОТА + ОСНОВАНИЕ —> СОЛЬ + ВОДА (реакция обмена, нейтрализации)

Вопрос: Сформулируйте определение реакции нейтрализации. (Реакция нейтрализации – взаимодействие основания с кислотой, с образованием соли и воды).

Ученик у доски: составляет уравнения проведенной учителем реакции в трех формах (молекулярной, полной ионной, сокращенной ионной). Остальные учащиеся выполняют это задание в тетрадях.

H2SO4 + 2NaOH = Na 2SO4 + 2 H2O
2H+ + SO42- + 2Na+ + 2OH- = 2Na+ + SO42- + 2H2O
2H+ + 2OH- = 2H2O

Допишите уравнение химической реакции:

HNO3 + KOH —>

V. Лабораторный опыт № 3. Взаимодействие кислот с солями. (Слайд № 10)

Обсуждение опыта.

Учитель: Взаимодействие кислот с металлами идет по следующей схеме:

КИСЛОТА + СОЛЬ —> СОЛЬ + КИСЛОТА (реакция обмена)

Условия: в результате реакции должны получиться газ, осадок или вода.

Учащиеся работают по вариантам:

1 вариант – HCl + AgNO3 —>;
2 вариант – HCl + Na2CO 3 —>;
3 вариант – H2 SO4 + BaCl 2 —>.

Учитель контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.

Наблюдения, уравнения химических реакций учащиеся записывают в тетрадь.

4. Закрепление нового материала (Слайд № 11)

Учащимся предлагается выполнить интерактивное задание: “С какими из перечисленных соединений будет взаимодействовать раствор серной кислоты?” Выбрать правильные ответы и записать уравнения возможных химических реакций.

5. Выводы: (Слайд № 12)

Учащиеся по очереди продолжают фразу:

“Сегодня на уроке мы…”

  1. Повторили классификацию и физические свойства кислот.
  2. Познакомились с химическими свойствами кислот.
  3. Познакомились с использованием электро-химического ряда напряжения металлов и таблицы растворимости.
  4. Усовершенствовали умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и реактивами.

Рефлексия:

За 5 минут до окончания урока каждый учащийся получает анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Учащийся обводит в кружок близкий ему ответ.

1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был понятен / не понятен интересен / скучен

Использованные источники и литература:

  1. Габриелян О. С. “Химия 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений”. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Горковенко М. Ю. Поурочные разработки уроков 8 класс. – М.: Вако, 2005.
  3. Габриелян О. С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс/ О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. – М.: Дрофа, 2002.
  4. http://www.alhimikov.net
  5. http://school-collection.edu.ru

Приложение.