Цели урока: Изучить химические свойства, характерные для класса кислоты.
Задачи урока:
Образовательные:
- Закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях класса неорганических веществ – кислот.
- Познакомить учащихся с химическими свойствами кислот.
- Показать использование на уроках химии электрохимического ряда напряжения металлов и таблицы растворимости.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету.
- Продолжить формирование умений работы с лабораторным оборудованием и реактивами.
- Формировать умение проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации.
Воспитательные:
- Продолжить формирование умений работать в группах.
- Продолжить формирование научного мировоззрения.
Предполагаемые результаты урока: В ходе данного урока учащиеся приобретут и закрепят знания о химических свойствах кислот, закрепят умения составлять уравнения химических реакций, закрепят навыки обращения с реактивами и лабораторным оборудованием с учетом правил техники безопасности.
Оборудование:
На демонстрационном столе:
- Химический штатив демонстрационный.
- Пробирки.
- Спиртовка.
- Пипетки или стеклянные трубки.
На столах учащихся:
- Пробирки.
- Штатив для пробирок.
Реактивы:
На демонстрационном столе:
- Индикаторы (лакмус, метилоранж, фенолфталеин).
- Растворы кислот (соляной HCl и серной H2SO4).
- Металлы (Zn гранулированный, медная проволока).
- Оксиды металлов (оксид меди (II) CuO, оксид железа (III) Fe2 O3).
- Водный раствор гидроксида натрия (NaOH).
- Водные растворы солей (BaCl2, AgNO3, Na2CO3).
На столах учащихся:
- Индикаторы (лакмус, метилоранж, фенолфталеин).
- Растворы кислот (соляной HCl и серной H2SO4).
- Металлы (Zn гранулированный, медная проволока).
- Водные растворы солей (BaCl2, AgNO3, Na2CO3).
ПК, мультимедиапроектор, экран, презентация,таблицы: “Растворимость кислот, солей и оснований в воде”, “Электрохимический ряд напряжений металлов”, рабочие листы учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент
Оглашение темы и целей урока (Слайд №№ 1, 2)
2. Актуализация пройденного материала (Слайд №№ 4, 5)
Учитель: На предыдущем уроке мы начали изучать тему “Кислоты”, а точнее поговорили о составе, строении и классификации данного касса веществ.
Давайте повторим то, что вы уже знаете.
I. Фронтальный опрос.
- Дайте определение классу кислот.
- Назовите следующие кислоты: HCl, HNO3, H2SO4, H3PO4, H2 S, H2CO3.
- Кислот достаточно много, а можно ли их классифицировать.
- Какие вы знаете классификации.
- На какие группы делятся кислоты по составу, по основности, по силе (приведите примеры).
- Перечислите основные физические свойства, присущие практические всем неорганическим кислотам.
II. Выполнение интерактивного упражнения, в котором учащимся предлагается выбрать правильные ответы.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Я вижу, что состав, строение, классификацию кислот вы усвоили достаточно хорошо, а теперь перейдем непосредственно к теме нашего урока. Запишите в тетради число и тему сегодняшнего урока “Химические свойства кислот”.
Химические свойства кислот.
Учитель: Предположите, с какими веществами могут взаимодействовать кислоты.
Учащиеся высказывают свои точки зрения.
I. Лабораторный опыт № 1. Действие кислот на индикаторы. (Слайд № 6)
HCl + лакмус —> красный.
H2SO 4 + метилоранж —> розовый.
HCl + фенолфталеин —> остается бесцветным.
Учитель контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.
Наблюдения учащиеся записывают в тетрадь.
II. Лабораторный опыт № 2. Взаимодействие кислот с металлами. (Слайд № 7)
Обсуждение опыта.
Учитель: Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжения металлов до водорода.
Взаимодействие кислот с металлами идет по следующей схеме:
КИСЛОТА + МЕТАЛЛ —> СОЛЬ + ВОДОРОД (реакция замещения)
2HCl + Zn = ZnCl2 + H2
Замечание: Кроме HNO3 + Ме H2
(NO2 , NO , NH3 , N2 )
HCl + Cu
Учитель контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.
После всех обсуждений, учащиеся выполняют опыт самостоятельно, результаты, уравнения химических реакций записывают в тетрадь.
III. Демонстрационный опыт. Взаимодействие кислот с основными оксидами. (Слайд № 8)
Просмотр видеоролика.
Учитель: Взаимодействие кислот с металлами идет по следующей схеме:
КИСЛОТА + ОСНОВНОЙ ОКСИД —> СОЛЬ + ВОДА (реакция обмена)
Ученик у доски: составляет уравнения увиденных при просмотре видеоролика реакций в трех формах (молекулярной, полной ионной, сокращенной ионной). Остальные учащиеся выполняют это задание в рабочих тетрадях.
H2SO4 + CuO = CuSO 4 + H2 O
2H+ + SO42- + CuO = Cu2+ + SO42-
+ H2O
2H+ + CаO = Cu2+ + H2O
Допишите уравнение химической реакции:
HCl + Fe2 O3 —>
HCl + СаО —>
IV. Демонстрационный опыт. Взаимодействие кислот с основаниями (реакция нейтрализации). (Слайд № 9)
Учитель демонстрирует взаимодействие серной кислоты с раствором гидроксида натрия, показывает суть реакции нейтрализации.
Учитель: Взаимодействие кислот с основаниями идет по следующей схеме:
КИСЛОТА + ОСНОВАНИЕ —> СОЛЬ + ВОДА (реакция обмена, нейтрализации)
Вопрос: Сформулируйте определение реакции нейтрализации. (Реакция нейтрализации – взаимодействие основания с кислотой, с образованием соли и воды).
Ученик у доски: составляет уравнения проведенной учителем реакции в трех формах (молекулярной, полной ионной, сокращенной ионной). Остальные учащиеся выполняют это задание в тетрадях.
H2SO4 + 2NaOH = Na 2SO4 + 2 H2O
2H+ + SO42- + 2Na+ + 2OH- = 2Na+
+ SO42- + 2H2O
2H+ + 2OH- = 2H2O
Допишите уравнение химической реакции:
HNO3 + KOH —>
V. Лабораторный опыт № 3. Взаимодействие кислот с солями. (Слайд № 10)
Обсуждение опыта.
Учитель: Взаимодействие кислот с металлами идет по следующей схеме:
КИСЛОТА + СОЛЬ —> СОЛЬ + КИСЛОТА (реакция обмена)
Условия: в результате реакции должны получиться газ, осадок или вода.
Учащиеся работают по вариантам:
1 вариант – HCl + AgNO3 —>;
2 вариант – HCl + Na2CO 3 —>;
3 вариант – H2 SO4 + BaCl 2 —>.
Учитель контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.
Наблюдения, уравнения химических реакций учащиеся записывают в тетрадь.
4. Закрепление нового материала (Слайд № 11)
Учащимся предлагается выполнить интерактивное задание: “С какими из перечисленных соединений будет взаимодействовать раствор серной кислоты?” Выбрать правильные ответы и записать уравнения возможных химических реакций.
5. Выводы: (Слайд № 12)
Учащиеся по очереди продолжают фразу:
“Сегодня на уроке мы…”
- Повторили классификацию и физические свойства кислот.
- Познакомились с химическими свойствами кислот.
- Познакомились с использованием электро-химического ряда напряжения металлов и таблицы растворимости.
- Усовершенствовали умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и реактивами.
Рефлексия:
За 5 минут до окончания урока каждый учащийся получает анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Учащийся обводит в кружок близкий ему ответ.
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был | понятен / не понятен интересен / скучен |
Использованные источники и литература:
- Габриелян О. С. “Химия 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений”. – М.: Дрофа, 2006.
- Горковенко М. Ю. Поурочные разработки уроков 8 класс. – М.: Вако, 2005.
- Габриелян О. С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс/ О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. – М.: Дрофа, 2002.
- http://www.alhimikov.net
- http://school-collection.edu.ru