«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Использование ИКТ в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, позволяет сделать урок современным.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Не менее важен тот факт, что возможности компьютерных технологий позволяют учителю быстро, а главное качественно, подготовить интересный урок по любому предмету и теме.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.
Такие уроки особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим.
В заключении хочу сделать такой вывод:
Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.
Цели урока:
- Дать представление учащимся о ветвлении в построчной записи алгоритма; научить записывать условие ветвления в алгоритме, используя слова «если» и «то»; научить выполнять алгоритмы с ветвлениями; научить представлять массив объектов на схеме состава; научить записывать адрес элемента массива в составе объекта;
- развивать логическое мышление, память, внимание, творческого воображение, развивать умение применять учебную информацию в нестандартных ситуациях, развивать познавательный интерес;
- воспитывать коммуникативные качества для рациональной и продуктивной работы.
Задачи урока:
- Развивать навыки самостоятельной работы при решении информационных задач.
- Развивать информационную культуру учеников.
- Продолжать освоение компьютера.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята!
– Какое у вас настроение?
– У всех?
– Мне очень хотелось встретиться с вами. Садитесь. У меня для вас сюрприз с секретом.
Вносит шары, на некоторых из них буквы: А, А, Т, О, С, К, Р.
– Вот мой сюрприз… Мне хотелось бы, чтобы ваше настроение стало еще лучше. Эти шарики – мой подарок для вас. А секрет заключается в следующем… На некоторых из шаров написаны буквы. Попробуйте составить слово из этих букв. А чтобы удобнее было выполнять задание, я на доске поместила шары с этими буквами.
Составляют слово «красота».
– Правильно! Молодцы! Это слово «красота». Шарики пока пусть украшают наш класс, создают для нас приятную атмосферу.
II. Актуализация знаний.
– А сейчас, ребята, немного поразмышляем, что для нас красота. Закройте глаза.
– Что вы представляете, когда слышите слово «красота»?
– Что вы считаете красивым?
Звучит спокойная музыка. (На фоне музыки ученики говорят о своих ассоциациях со словом «красота»).
– Ой, ребята, как много ответов я сейчас услышала, и все такие разные!.. Оказывается, нас окружает такая красота!..
III. Сообщение темы урока. Постановка целей урока.
Начнем, друзья, мы наш урок
И тему объявлю я вам в срок:
«Массив объектов на схеме состава»
Сегодня с вами изучаем, мир волшебный постигаем…
Ведь каждый компьютер – таинственная страна,
В ее основе – плата материнская своя,
Корни свои она прячет внутри…
Устройство ПК ты, мой друг изучил
Сегодня ты много нового узнаешь
Работу с PAINT ты познаешь…
Работай прилежно, друзьям помоги.
Вы вместе команда, без них ты один.
IV. РАЗМИНКА
1. Прочитайте сказку и ответьте на вопросы.
Маленький зайчик недавно родился на свет. И мама рассказывала ему:
– Самая хитрая зверь в лесу – это лиса. У неё большой, пышный хвостик. Её надо бояться...
Зайчик не дослушал маму и побежал играть к другим зайчатам...
В самый разгар игры к ним пришла белка. И вдруг зайчик вспомнил слова мамы: “... хвостик у неё пышный, красивый..” и убежал.
Зайчиха увидела, как зайчонок испугался, улыбнулась и объяснила ему:
Вот, к чему привело твоё непослушание. Ты не различил лису от белки, потому что мало узнал о ней.
Ответьте на вопросы:
- Где хранилась информация?
- Как её передавали?
- Была ли передана вся информация?
- С помощью чего зайчик взял информацию?
- Почему зайчик не различил белку от лисы?
- Дайте зайчику полную информацию про лису.
2. Алгоритм.
– Что такое алгоритм? Приведите примеры.
– Кто может быть исполнителем алгоритма в данных ситуациях:
- взять колесо;
- накачать колесо;
- проверить колесо на проколы;
- поставить колесо.
а) человек; б) медведь; в) робот; г) насос.
Давайте попробуем исполнить алгоритм.
ЧТО БЫВАЕТ В МОРЕ?
- Напиши слово МОРЕ.
- Поменяй местами 1 и последнюю буквы в слове.
- Убери 2 первых буквы.
- Припиши слева букву О.
- Припиши слева букву Т.
- Припиши слева букву Ш. (Шторм)
Карточка 1. Алгоритм «Пришивание пуговицы»
Расставь действия алгоритма по порядку
- Сделать узелок на конце нитки
- Пришить пуговицу
- Отмотать от катушки и отрезать нитку
- Взять пуговицу
- Взять иголку
- Вдеть нитку в иголку
Карточка 2. Алгоритм «Приготовление уроков»
Расставь действия алгоритма по порядку
- Выполнить домашнее задание
- Прочитать задания в дневнике
- Сложить школьные вещи в портфель
- Достать дневник, учебник, тетради
- Сесть за стол
- Открыть учебник и тетрадь
Карточка 3. Алгоритм «Поход в магазин»
Расставь действия алгоритма по порядку
- Разложить продукты по местам
- Дойти до магазина
- Вернуться домой
- Купить по списку нужные продукты
- Взять деньги и список нужных продуктов
“Расшифруй пословицы”
1 | лень | до | все | и | труд |
2 | не | труд | кормит | перетрут | а |
3 | доводит | но | терпенье | портит | человека |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задание: (2;2) (5;3) (3;2) (5;2) (1;1) (4;3).
Работа по карточкам.
4. Общие свойства и отличительные признаки группы объектов.
- Выбери из данных слов пару объектов, которые имеют общее свойство:
а) самолет;
б) карандаш;
в) птица;
г) скрипка.
- Продолжи вывод:
а) все ученики 4-го класса занимаются шахматами, Олег учится в 4-м классе, значит Олег …;
б) предметы из дерева не тонут в воде, кирпич тонет в воде, следовательно кирпич …;
в) сочетания “жи”, “ши” пишутся с и, значит слово “лыжи” …
ТЕСТ
Физкультминутка.
V. Знакомство с новой темой урока «Массив объекта на схеме состава».
– Посмотрите на схему состава яблони. Что нового для вас на этой схеме?
– Как вы думаете, почему название «корень» записано на двух наложенных друг на друга прямоугольниках?
– Если в составе предмета несколько одинаковых составных частей, то на схеме состава можно не рисовать отдельный прямоугольник для каждой части (ведь таких частей может быть очень много!), а обозначить их стопкой двух прямоугольников так, как обозначены корни яблони.
– Что еще есть в составе яблони? (Ствол и ветки.) Что нужно вписать на схеме слева, а что – справа и почему? (Название «ствол» вписываем слева, а название «ветка» – справа, потому, что ствол у яблони один, а веток, как и корней, – много.)
Пояснить: два прямоугольника не означают, что корней или веток ровно две штуки, - это обозначение любого случая, когда в составе предмета или существа несколько одинаковых частей.
Адрес семечка: ЯБЛОНЯ, НИЖНЯЯ ПРАВАЯ ВЕТКА, КРАСНОЕ ЯБЛОКО , СЕМЕЧКО
- Самостоятельная работа.
Адрес спицы: ВЕЛОСИПЕД, ПЕРЕДНЕЕ КОЛЕСО, ЖЁЛТАЯ СПИЦА.
VI. Практическая часть.
- Кроссворд.
Прежде чем мы с вами приступим к решению кроссворда, ответьте мне, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Какое время года у нас сейчас? (зима)
- Какой праздник мы скоро будем отмечать? (Новый год)
- Когда произносятся слова “зима” и “Новый год”, что вы себе представляете?
(Снег, мороз, снеговик, подарки, костюмы, горки…). Ответили вы правильно. Поэтому я хочу вам предложить отгадать кроссворд на зимнюю тему. На столах у вас карточки с картинкой снеговика. Такая же картинка у нас на доске. Давайте вместе разберемся, что же изображено на картинке? Что вы видите? Называйте, пожалуйста. (Снежинки, угли, морковь, ветки, елки, заяц, ведро, метла). Когда выяснили, что же мы видим на картинке, начинаем заполнять кроссворд.
- Расставь действия алгоритма “Украшение новогодней елки” по порядку:
а) достань елочные украшения;
б) повесь гирлянду;
в) развесь игрушки;
г) установи елку;
д) поставь Деда Мороза и Снегурочку под елку.
А теперь небольшая разминка, прежде чем мы начнем работу на компьютере.
- Физкультминутка.
Закончилась пора работы нашей,
Мы вместе создавали здесь проект.
И пусть нам интересно было даже
Устали мы, мешал экрана свет.
Давайте встанем, руки вверх поднимем,
Сожмем в кулак и разожмем, и снимем
Усталость с них, присядем, отдохнем.
Итак, для вас еще физкультминутку
Я небольшую проведу сейчас
Глаза закройте, в стороны смотрите
Сначала вправо, влево пару раз,
Теперь вращаем глазки мы по кругу,
Зажмурились, закрыли и опять
Мы повторяем это упражнение.
Чтобы усталость с наших глаз согнать
И вот теперь расслабимся, представьте
Деревья, щебет птиц нам слышан из окна
Чтоб отдохнуть, природой окружаем
Себя на миг, и музыка слышна.
- Работа на компьютере.
А сейчас последнее задание – выполните рисунок по одной из предложенных тем: “Новый год”, “Здравствуй зима”, “Зимние мотивы”. Когда рисунки будут готовы, не забудьте их сохранить под своим именем, например, “зима-Виктория”.
VII. Итог урока.
Сегодня на уроке вы узнали …
Знания на практике вы применяли,
Урок творили и созидали,
Надеюсь новое что-то узнали
Спасибо вам за наш урок,
Пусть знания вам будут в прок
А в субботу у нас рабочий урок
Работы ваши мы посмотрим.
Обсудим их…, оценим, а сейчас
Желаю вам я: «В добрый час!»
Но прежде чем уйдете вы
Прошу я вас выразить свое настроение, с которым вы уходите с урока с помощью смешариков. Для этого вам понадобиться раскрасить смешарика.
– И в завершение нашей встречи я хотела бы сказать вам вот о чем…
– Сейчас зима, а кому в это суровое время труднее живется? Почему? (Птицам, бездомным животным.)
– Какую помощь вы можете им оказать? Высказывания детей.
– И своими поступками, может быть, уже сегодня вы сделаете первый шаг для того, чтобы наш мир стал прекраснее. Пусть вас всегда окружает только красота – красота нашего мира и душевная красота людей.
– А сейчас я дарю всем вам эти шарики, которые принесла в начале урока.