Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения по теме "Дикие животные"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Развитие зрительно – пространственной ориентировки в замкнутом пространстве на вертикальной и горизонтальной плоскости, умения распознавать диких животных в различных модальностях, называть их.
  2. Продолжать учить оперировать пространственными представлениями (в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, посередине справа, посередине слева вверху, внизу); подбирать дикому животному соответствующую по окраске шубку; учить понимать и подбирать схему предлогов, обозначающих пространственное расположение объектов; чётко дифференцировать основные направления; ориентироваться с помощью осязания.
  3. Развивать зрительное, осязательное восприятие; развитие зрительного внимания, памяти; развитие быстроты мышления и зрительно – поисковой деятельности. Прививать навыки прослеживания глазами за действиями рук. Способствовать активизации мышц глазодвигательного аппарата, движению их по вертикали и по горизонтали.
  4. Развивать активную речь детей: названия диких животных (медведь, лиса, волк, заяц, белка, ёж). Учить правильно, употреблять в речи пространственные термины: слева, справа, вверху, внизу, в середине, на, в, под, за. Расширение активного и пассивного словаря детей за счёт описательной речи.
  5. Воспитывать умение слушать педагога и друг друга.

Оборудование: проекционный экран, мультимедийный проектор, компьютер; слайдовая презентация.

Демонстрационный материал: игрушки диких животных, бутафорское дерево, пень, берлога, снежинки; схемы пространственных отношений.

Раздаточный материал: эмблемы на каждого ребёнка с силуэтным изображением дикого животного; тренажёры для игры «Подбери дикому животному соответствующую шубку»; пластиковые крышки с изображением мордочек диких животных (медведя, лисы, зайца), крышки с наклеенными кусочками меха; индивидуальные фланелеграфы, набор силуэтов диких животных; тканевые очки; карточка – лабиринт «Помогите зайчику убежать в лес», простой карандаш; набор цветных картинок «дикие животные»; конфеты.

Предварительная работа: заучивание наизусть загадок о диких животных, рассматривание иллюстраций по теме «дикие животные».

Ход занятия

Учитель: Сегодня ребята вы будете лесными следопытами. Оденьте, пожалуйста, эмблемы. Вам предстоит выполнить много интересных и увлекательных заданий, а для этого надо быть очень внимательными. Итак, уважаемые лесные следопыты, знаете ли вы загадки о диких животных? (да) Кто первым загадает загадку?

Варианты загадок:

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)

Просыпается весной,
А под снежный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц)

На ветке не птичка –
Зверёк - невеличка
Мех тёплый, как грелка
Кто это? (Белка)

Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный. (Волк)

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много,
А ниток ни одной. (Ёж)

(Презентация слайд 2)

После каждой отгаданной загадки педагог обращает внимание детей на экран.

- Обратите внимание на экран, есть ли на нём картинка – отгадка. Если есть, то расскажите, где она расположена. (Лиса находится в верхнем правом углу и т. д.)

- Кого из этих животных не встретишь зимой? Почему?

- Посмотрите внимательно каждый на свою эмблему, на них вы видите изображение. Напомните, какое это изображение? (силуэтное)

- Кто изображён у Ани (Никиты, Маши)?

- Кого узнал(а) Ян (Максим…)?

По краю стола наклеены силуэты соответствующих животных. Найдите пару своему дикому животному и займите место за столом. (Дети находят соответствующее изображение дикого животного и занимают место за столом с учётом окклюзии).

- Существует много признаков, по которым мы узнаём диких животных. Кто – то узнаёт дикое животное по мордочке, кто - то по хвосту, кто - то по издаваемым звукам. Я предлагаю вам, уважаемые следопыты, поиграть в игру «Подбери дикому животному соответствующую шубку».

Задание:

С правой стороны тренажёра прикрутите крышки с мордочками диких животных в любом порядке. А с левой стороны прикрутите крышечки с кусочками меха так, как показано на экране. (Презентация слайд 3)

Соедините резиночкой мордочку животного с соответствующим кусочком меха. Расскажите, где на тренажёре у вас находится мордочка лисы. (Мордочка лиса находится в нижнем правом углу).

Тогда где находится её шубка? (Шубка лисы находится посередине левой стороны).

Аналогично дети подбирают шубку для зайчика, медведя и описывают местоположение на тренажёре фишек с мордочками животных и кусочков меха.

- Уважаемые следопыты, посмотрите внимательно на экран (Презентация слайд 4) и постарайтесь запомнить, кто, где расположен. Запомнили?(Слайд закрыть)

Задание:

Сейчас вам предстоит разложить на своих фланелеграфах силуэты животных так, как было представлено на экране, но это задание вы выполните закрытыми глазами. Положите перед собой фланелеграф, сверху набор диких животных. Наденьте тканевые очки и приступайте к выполнению задания.

Дети располагают силуэты животных с помощью осязания. После выполнения задания дети обмениваются фланелеграфами и проверяют правильность выполненного задания, сверяя с образцом, представленным на экране.

Тифлопедагог выясняет, допустили ли лесные следопыты ошибки при раскладывании трафаретов диких животных.

Динамическая пауза

«Зайцы скачут:
Скок, скок, скок...
Да на беленький снежок
Приседают — слушают,
Не идет ли волк.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям — физкультпривет!»

Зрительная гимнастика «Проследи глазами за снежинкой»

(Презентация слайд 5, 6)

Педагог читает детям стихотворение В. Левановского:

Что для зайца стометровка?
Как стрела, летит косой!
Вот что значит тренировка
Вместе с тренером – лисой.

- Лиса всегда хочет поймать зайчика, но это ей редко удается. Как вы думаете, почему? (Заяц быстро бегает)

- Он не только умеет быстро бегать — он умеет запутывать следы. Зайчик никогда не бегает по прямой дорожке, он бегает между деревьями и кустами и этим путает лису.

- Чтобы выполнить следующее задание я приглашаю вас пройти в лабораторию и занять свои места. (Педагог раздаёт карточки с заданием)

- Как надо положить правильно карточку с заданием? (Чтобы срезанный уголок был внизу справа)

Задание:

За зайчиком гонится лиса. Помогите зайчику, найдите нужную дорожку, которая приведёт его в густой лес.

- Сначала нужную дорожку отыщите указкой, а затем проведите фломастером. Глазами проследите за движением руки.

- Расскажите, в каком направлении будет бежать зайчик?

- Молодцы! Вы спасли зайчика от лисы!

- Уважаемые следопыты! А вот и уголок леса.

- Кого вы здесь увидели? (медведя, лису, ежа, белку, зайца)

Чтобы выполнить следующее задание объединитесь парами, возьмитесь за руки.

Каждой паре я дам фотографию дикого животного. (Рисунок 1). Посмотрите внимательно и найдите глазами своё животное в уголке зимнего леса. Обратите внимание, где оно расположено.

 
 

(Рис. 1)

Сейчас каждая пара подберёт соответствующую схему пространственного расположения своего дикого животного. (Рисунок 2)

 

(Рис. 2). Схемы.

Дети подбирают соответствующие схемы пространственного расположения игрушек (диких животных), выстраиваются в ряд и рассказывают о местоположении своего животного (медведь в берлоге, белка на дереве, заяц на пеньке, волк за деревом, ёжик под снегом, лиса у пенька).

- Молодцы! Вы настоящие следопыты.

- Что сегодня в занятии я вам понравились?

- Что было сложным для вас? Педагог хвалит детей.

Педагог обращает внимание на корзиночку стоящую под ёлкой.

- Что это и от кого? Да здесь и записка есть. (Читает)

«Угостите юных следопытов. А кто их угостил, они догадаются, если посмотрят на обёртку» (Детям раздаются конфеты «Белочка», «Мишка косолапый»)

- Кто угостил Аню (Никиту, Машу…)? (Дети благодарят за угощение)

К уроку прилагается презентация.