Урок русского языка в 3-м классе по теме "Употребление местоимений в устной и письменной речи"

Разделы: Начальная школа


Цель: правильное употребление местоимений в устной и письменной речи.

Актуализация знаний

- Определите, о какой части речи говорится:

1. Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.

2. Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

3. Что без меня предметы?
лишь названья.
А я приду -
И всё в движение придёт.

4. Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду.

5. Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их на плечи.
Когда приходится слова другие замешать,
На их значение всегда мне надо указать!

- О какой части речи говорится в пятом стихотворении?

- Да, верно, это местоимение.

Сегодня на уроке мы будем распознавать местоимения и учиться употреблять их в речи.

Что мы уже знаем о местоимениях?

Отвечают ученики.

1. Местоимение указывает на предмет, лицо или явление, не называя их.

2. Местоимения бываю личные или безличные.

3. Местоимения изменяются по падежам.

4. Местоимения  3л. изменяются по родам.

5. У местоимений нет приставок, с предлогами пишутся раздельно.

Учитель: « Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?»

Дети задают вопросы.

Как правильно употреблять местоимения в речи?

Какие части речи могут заменять местоимения?

Беседа учителя

Местоимения представляют собой сравнительно небольшую группу слов (около 70), но по частоте употребления занимают III место,  после существительных и глаголов. Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. Чаще всего мы употребляем местоимения 3-го лица.

Для чего же служат местоимения в речи? Они создают нам речевое удобство, т.е. экономят время. Они - как запасные игроки в футболе, как дублёры в театре. Чаще всего они заменяют другие именные части речи: имя прилагательное, имя существительное, имя числительное. Чтобы убедиться в этом утверждении, выполните задание №1. Посчитайте, сколько местоимений в тексте (см. Приложение 1).

Ребята, часто в речи, при употреблении местоимений, встречаются речевые ощибки. Что бы верно использовать местоимения, начинающиеся с гласного, выполним задание №2 (см. Приложение 2).

Прочитайте стихотворение

Моя грамматика

Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И моё местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ -
Это Я и только Я!
Мать склонялась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря.
Падеж РОДИТЕЛЬНЫЙ
Для кого, а для МЕНЯ.
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки-
ДАТЕЛЬНЫЙ -
Это значит только МНЕ!
НЕ смотрите подозрительно,
У меня родня –броня!
И запомните:
ВИНИТЕЛЬНЫЙ
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!...
Нет, дружок, падеж
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ
Сотворён совсем не МНОЙ!
Ждёте, видимо,
ПРЕДЛОЖНОГО?
Новых данных ОБО МНЕ?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
(М.Раскатов)

Учитель: Запомнив это стихотворение, вы, ребята, не будите, делать ошибок  в распознавании падежа местоимения.

Физминутка

Проведём распределительный диктант

Учитель: Я буду читать текст, а вы - записывать местоимение в таблицу падежей к соответствующему падежу.

А теперь поиграем

Ты - мне, я - тебе!

- Сколько отдельных слов в предложении «ТЫ- МНЕ, Я – ТЕБЕ!»? – спросила Вера Ивановна.

- Четыре, ответил кто-то.

- Неправда,- вступил Петя - Здесь всего два отдельных слова. Одно слово «я», второе «Ты».

Почему так решил Петя?

(ОТВЕТ. «Мне» и «Тебе»- это формы родительного падежа слов «я» и «ты».В предложении 4 словоупотребления, но 2 отдельных слова.

Игра

Зачеркните лишнее слово в каждом ряду.

Мы, он, вы, но

Мнём, мну, мне, мни

Он, его, ему, яму

Нос, низ, наст, нас

Приложение 1

К. Паустовский.

Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня.

Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у неё птенца и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идёт по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их  на лету.

Приложение 2

ЕГО - У

ИХ – ЗА

ЕЙ – К

ИМ – С