Организация исследовательской деятельности в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Путей развития  интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, один из самых эффективных. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Любой ребёнок вовлечён в исследовательский поиск практически постоянно. Задача учителя – помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребёнка и его окружения.

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого результата или объекта. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.  Как отмечает А. И. Савенков, «исследование – бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу, не знает к чему придёт, какие сведения получит, будут они для него и для других детей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была».

В основе метода исследований лежат:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • умение интегрировать знания из различных областей наук;
  • умение критически мыслить.

В современной педагогике по степени самостоятельности ребёнка выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения».

Первый и самый простой – когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае ребёнку предстоит найти самостоятельно.

Второй уровень – проблему ставит взрослый, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно. На этом уровне ещё допускается коллективный поиск.

На третьем – высшем – уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются ребёнком самостоятельно.

Младшие школьники способны работать на любом из этих уровней.  Большие возможности в этом плане имеют практически все виды деятельности. Выделяем четыре блока умений, необходимых ребёнку исследователю:

1 блок - организационные умения

  • организация рабочего места;
  • планирование работы.=

2 блок – умения и знания исследовательского характера

  • выбор темы исследования;
  • целеполагание;
  • умение выстроить структуру исследования;
  • методы исследования;
  • общелогические методы;
  • поиск информации.

3 блокумение работать с информацией 

  • структурирование информации;
  • выделение главного;
  • упорядоченное хранение информации.

4 блок – умение представить результаты своей работы  

  • формы представления результатов;
  • требования к докладу;
  • требования к речи докладчика.

Если рассматривать структуру учебного исследования ребёнка, то оно так же, как и исследование, проводимое взрослым учёным, включает в себя следующие основные этапы:

  • выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
  • выдвижение гипотез;
  • поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • сбор материала;
  • обобщение полученных данных;
  • подготовка проекта (сообщение, доклад, макет т. д.);
  • защита проекта.

Первый этап определение темы и постановка цели и задач исследования.

Всё бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы детей можно условно объединить в группы:

  • фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих объектов и явлений;
  • эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение наблюдений, экспериментов;
  • теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках.

Выяснить интересы детей можно с помощью вопросов из тетради А.И. Савенкова «Я – исследователь».

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или искусством, спортом, историей, музыкой или другим)

3. Чем чаще всего я занимаюсь в свободное время?

4. По каким предметам я получаю лучшие отметки? Что из  изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

5. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Когда определены интересы, можно выбирать темы исследования. При этом следует помнить, что:

1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Как показывает практика, с определением целей и задач возникают трудности. Младшим школьникам часто нравится всё. И определить, зачем они будут заниматься  каким-либо делом, они не могут. В этом необходима помощь и умные наводящие вопросы учителя.

На всех этапах работы следует иметь в виду, что ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Следует помнить, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать тот, что создаёт ребёнок своей головой и руками – макет, доклад, отчёт и тому подобное. Второй (педагогический) – самый важный. Это, прежде всего, опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения.

Использование исследовательского метода  предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. А для этого учителю необходимо:

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
  • уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения и не подавляя детей своим авторитетом;
  • уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных исследований.

При организации исследовательской работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях начиная со 2 класса (таких как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее) возможно проведение в 3-ем классе во 2-ом полугодии одного проекта или исследования, в 4-ом — двух проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу.