Тип урока: урок с применением опорных конспектов.
Вид: комбинированный урок.
Технология: личностно – ориентированная.
Класс: 5
Цели урока:
1. Обучающая цель: закрепить умения выполнять алгоритм с ветвлением, создать условия для формирования первичного представления о цикле с параметром в алгоритме и команды "повторить";
2. Развивающая цель: развивать логическое и алгоритмическое мышление учащихся через установление причинно – следственных связей.
3. Воспитательная цель: развивать любознательность и познавательный интерес.
4. Мотивационная цель: побудить интерес к изучению предмета.
План урока
Содержание этапов урока |
Время |
Виды и формы работы |
1. Организационный момент |
1 мин |
Приветствие |
2. Мотивационное начало урока |
1 мин |
Постановка цели урока |
3. Обобщение предыдущей темы |
10 мин |
Использование опорного конспекта №1 и №2, работа на компьютере |
4. Объяснение новой темы |
20 мин |
Использование опорного конспекта №3 и №4, работа в тетради, работа на компьютере |
5. Этап обобщения и закрепления изученного |
6 мин |
Работа с опорным конспектом №5 и №6 |
6. Подведение итогов, домашнее задание |
2 мин |
Работа в тетради |
Ход урока
1. Организационный момент. (1 мин)
Всем доброе утро! Я рада вас видеть. Сегодня урок информатики у вас проведу я. Меня зовут Лариса Дмитриевна. На уроке у нас присутствует очень много гостей. Посмотрите на них, улыбнитесь, улыбнитесь друг другу и посмотрите на меня. На уроке вы узнаете очень много нового, интересного. Девизом нашего урока будут слова из песни «Если с другом вышел в путь», давайте споем 1 куплет этой песни
2. Мотивационное начало урока. (1 мин)
Учитель: Ребята, сегодня мы изучим новую тему «Циклические алгоритмы», научимся составлять алгоритмы блок-схемой, в будущем вы научитесь составлять программы на языке программирования, а блок-схемы упрощают процесс составления программ. Может быть, кто-то из вас будет программистом. Закрепим умения выполнять алгоритм с ветвлением. Для достижения цели урока мы воспользуемся опорными конспектами, которые лежат на ваших столах. Положите их перед собой и внимательно рассмотрите.
3. Обобщение предыдущей темы. (10 минут)
А теперь повторим материал прошлого урока.
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы выяснили, что в алгоритме могут встречаться действия, которые выполняются не всегда, а только при каком – то условии. Внимание.
Вопрос: Как называется команда алгоритма, в котором проверяется условие?
(Ответ: команда ветвления).
Учитель: Она называется так потому, что в этом месте алгоритма возникает перепутье и нужно выбрать, куда пойти дальше. Ребята, это очень похоже на выбор, который делают богатыри в сказках. А сейчас прочитаем отрывок из русской народной сказки "Марья Моревна".
– Здравствуй, бабушка!
– Здравствуй, Иван-царевич. Пошто пришел по – своей доброй воле аль по нужде?
– Пришел заслужить у тебя коня – бегунца.
– Изволь, царевич. У меня ведь не год служить, а всего-то три дня. Если упасёшь моих кобылиц – дам тебе коня, а нет – то не гневайся. . .
А теперь ответим на вопросы.
Вопросы:
1. Зачем Иван – царевич пришел к Бабе – яге? (Ответ: заслужить коня – бегунца).
2. Что он для этого должен сделать? (Ответ: пасти кобылиц три дня).
3. В каком случае царевич получит коня? (Ответ: если убережет всех кобылиц).
Учитель: На прошлом уроке мы узнали, что команда ветвления полной формы записывается с помощью служебных слов "если…то…иначе. . все". Работать будем по двое, воспользуемся опорным конспектом и впишем пропущенные команды алгоритма.
Решение обсуждается вслух и демонстрируется на
Учитель: Теперь внимательно рассмотрим опорный конспект №2 и ответим на вопросы.
Вопросы:
1. Каким способом записан алгоритм? (Ответ: с помощью блок – схемы).
2. В каком блоке запишете условие? (Ответ: в блоке проверки условия, ромбике).
А теперь впишите недостающие команды в блок – схеме, работаем по двое.
Проверяем
Вспомним башкирскую народную сказку «Карасай батыр»
если унга барhaн
то унырhын
иначе улерhен
все
Молодцы, вы хорошо запомнили предыдущий материал, теперь перейдем к изучению новой темы.
4. Объяснение новой темы
Ребята, а теперь в тетрадях запишите число и тему урока «Циклические алгоритмы»
Ребята, для вас слово «цикл» незнакомое, поэтому давайте посмотрим его значение в словаре.
От греческого kyklos – круг, совокупность процессов, составляющая кругооборот в течение определенного времени (Новая иллюстрированная энциклопедия)
Учитель: Ребята, я буду называть сказки, а вы постарайтесь вспомнить фрагменты, которые повторяются несколько раз. Если вы вспомните сказку, я спрашиваю, что в сказке повторяется и сколько раз.
1. Русская народная сказка "По щучьему велению".
2. "Репка".
3. "Колобок".
По сказке «Колобок» Учитель: Ребята, обратите внимание на опорный конспект №3. Так выглядит алгоритм событий в сказке.
Вопросы: 1. Сколько строк в этом алгоритме? (Ответ: 22)
2. Какие действия повторяются в одной и той же последовательности несколько раз? (Ответ: встречает, хотят съесть, поёт, убегает)
3. Сколько раз это повторяется? (Ответ: 4 раза. В первый раз Колобок убегает от старика и старухой, а потом ещё от зайца, волка и медведя).
А теперь, взгляните на опорный конспект №4 и ответьте на вопросы.
Вопросы:
1. Сколько строк в следующем алгоритме? (Ответ: 11)
2. Почему тот же алгоритм стал таким коротким? (Ответ: Потому, что в нём появилось команда "повторить")
Только команда "повторить" записана не полностью.
Вопрос: А как можно назвать зайца, волка, медведя, лису одним словом? (Ответ: Каждого из них можно назвать одним словом "зверь")
Учитель: Давайте впишем это слово в команды 5 и 6:
5. Колобок встречает зверя
6. Зверь хочет съесть Колобка
Учитель: Итак, назовите номера строк, которые повторяются (4,5,6,7). Теперь, допишем в 3-й команде: повторить строки 4,5,6,7 для зверей (зайца, волка, медведя, лисы). Список зверей в скобках означает, что при каждом очередном повторе слово "зверь" должно заменяться на очередное название из списка в скобках. Звери как бы стоят в очереди. Таким образом, команда "повторить" будет выполняться столько раз, сколько зверей перечислено в скобках. Такие команды, которые создают повторение действий, называются циклом. Слово "зверь" является параметром цикла, а название зверей: заяц, волк, медведь, лиса – это значения параметра цикла. А сейчас, запишем в тетрадях определение цикла:
Цикл – это команды алгоритма, описывающие действия, которые надо повторить несколько раз.
Затем учитель демонстрирует (конспект №4) Решение обсуждается вслух и при необходимости уточняется так, чтобы все ученики успели заполнить конспект правильным решением.
Работа за компьютером
Затем учитель предлагает ребятам сесть за компьютеры, вписать недостающие команды в блок – схеме и сохранить свои работы в папке.
Приложение 3 (за компьютером)
Физкультурная минутка (упражнение для глаз, пальцев рук).
Разминка Ребята, угадайте слова с компьютерной «начинкой»
Ребята, а теперь закрепим полученные знания
5. Этап обобщения и закрепления изученного ( 6 минут)
Работаем по сказке «Репка»
Учитель: Используя опорный конспект №5 самостоятельно заполните опорный конспект №6.
(выполняют самостоятельно)
А теперь проверим.
Ребята, в окружающем нас информационном мире можно заметить очень много циклических алгоритмов. Например, вы все любите спорт, и смело можете повторять
Пока я крепок и здоров
Не вызываю докторов
Или
Пословицы, в которых действия нужно выполнять много раз.
6. Подведение итогов, домашнее задание
Учитель: Итак, сегодня мы узнали, зачем нужен цикл в алгоритме, как записывается команда "повторить" и в каком порядке выполняются команды цикла. Научились вставлять условия и команды в блок-схемы.
Ещё раз повторим определение цикла.
Цикл – это команды алгоритма, описывающие действия, которые надо повторить несколько раз.
Записывается домашнее задание: нарисовать блок – схему к сказке "Репка".
Объявляются оценки (с комментариями).
Спасибо за урок!
Методические рекомендации к проведению урока - в Приложении 1.