Сенсорная комната - это волшебный мир сенсорных стимулов, активно влияющих на все основные рецепторы человека, через которые он познает окружающий мир. Мозг человека в сенсорном пространстве «оккупируется» сенсорными стимулами различных модальностей (зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными). Активизируется мозговая активность человеческого организма, происходит самореализация, поддержка и развитие внутренних стимулов организма человека по цепочке: «оккупация» мозга сенсорными стимулами → релаксация → нормализация функций организма → ключевой доступ к подсознанию → доступ к ресурсам нашего организма (компенсация).
Оборудование сенсорной комнаты многофункционально, с ним могут работать специалисты самого разного профиля: врачи, социальные педагоги, дефектологи, психологи, воспитатели, инструктора ЛФК, логопеды. Именно поэтому в сенсорной комнате могут с высокой эффективностью проводиться интегрированные занятия, в ходе которых каждый специалист решает свои профессиональные задачи. При этом специалистами используется целый ряд преимуществ сенсорной комнаты: высокие мотивационные возможности оборудования к познанию; наличие силуэтных, абстрактных образов, которые создают широкие возможности для развития различных тематических сюжетов, реальных и фантазийных образов специалистом и клиентом; одновременное взаимодействие релаксации и направленной коррекции; широкий спектр возрастных границ клиентов (от рождения до старости); узкий спектр противопоказаний и ограничений в использовании оборудования при различных заболеваниях.
Отсутствие методических разработок, программ психолого-педагогического использования методов сенсорной стимуляции в работе с клиентами значительно расширяют поле экспериментальной деятельности специалиста, стимулируют развитие его творческого потенциала.
Задачи:
- Формировать межмодальные перцептивные взаимодействия, активизировать зрительные, слуховые, тактильные ощущения.
- Развивать активность, гибкость сформированных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
- Развивать и корректировать познавательные процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, их произвольность.
- Развивать операции ассоциативного мышления, воссоздающего воображения на основе упражнений в ассоциации оборудования сенсорной комнаты с предметами и явлениями окружающего мира.
- Развивать умение входить в игровую ситуацию, действовать в воображаемом плане, используя знания, полученные в процессе экскурсий, наблюдений.
- Обогащать активный и пассивный словарь существительными, прилагательными, глаголами по теме: «Школа».
- Закреплять умение правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
- Развивать диалогическую форму речи.
- Сберегать здоровье детей в коррекционно-развивающем процессе с помощью использования двигательных техник как метода ненаправленного воздействия на ВПФ, стимуляции биоэнергетического потенциала детского организма.
- Воспитывать мотивацию к познанию.
Структура занятия:
I. Вводная часть
- Психогимнастическое упражнение «Кто я?».
- Постановка темы, цели занятия, сюрпризный момент.
- «Внимательные лапки» (статические позы рук).
II. Основная часть
- Урок математики. Игра «Магазин».
- Перемена. Игра «Волшебный круг».
- Урок рисования. Игра «Спор».
- Перемена. Игра «Ручки-липучки».
- Урок развития речи. Игра « Волшебные кастрюли».
III. Заключительная часть
- «Волшебный сон» (релаксация).
- Рефлексия.
Дополнительное оборудование: полумаски совы-2 штуки, медальки с изображением диких животных (зайца, медведя, волка, ежа, лисы); корзинки по количеству детей; геометрические формы (круг, квадрат, овал, треугольник) – по количеству детей; звонок, указка; кастрюля; портфель; краски; учебник математики; предметные картинки (яблоко, шкаф, ножницы, сумка, шапка), чудесные мешочки – по количеству детей; образцы материалов – железа, мех, бумага, пластмасса, дерево; цифры «пять» по количеству детей; шкатулка с цветными фишками красного и зелёного цветов.
Ход занятия
Основные части, цели занятия, оборудование |
Ход занятия |
I. Вводная часть 1. “Кто я?” (психогимнастическое упражнение) (мяч) Цель: развивать самосознание на основе упражнения в определении себя относительно различных социальных ролей (родственных связей, пола, возраста). 2. Постановка темы, цели занятия, сюрпризный момент (оборудование: полумаски сов, медальки, портфель). 3. “Моё настроение” (психогимнастическое упражнение) (пиктограммы эмоций радости, грусти, злости, зеркало). Цель: создать положительный настрой на занятие, закреплять знания об основных эмоциях. |
Дети сидят на креслах в передней части сенсорной комнаты. Психолог: - Кто сегодня пришёл в волшебную комнату? (Маша, Оля…). Я очень рада вас видеть. Интересно, а можно вас назвать как-нибудь по-другому? Кто вы ещё? (дети садятся в круг, передавая друг другу мяч, называют себя по имени, родственным отношениям, полу, при необходимости психолог помогает наводящими вопросами): - Для мамы ты кто? Вася тоже дочь? - Папа – мужчина, а ты кто? Вот как по-разному нас можно назвать. Вы - дети, внуки, племянники, а сколько вам лет? - Совсем скоро – осенью вы пойдете в школу. - Зачем ходят в школу? (получать знания) - Кто ходит в школу? (ученики). Школы бывают разные. - Лесные звери тоже ходят в школу, где их учит мудрая сова. - Я вам предлагаю поиграть в лесную школу. Вы будете зверятами- учениками, а мы с Эльмирой Минсалиховной - совами – учителями. Согласны? Логопед: - А какие звери будут учиться в школе? Отгадайте.
(детям раздаются медальки животных, педагоги надевают полумаски сов). - В волшебном портфеле есть все, что необходимо для школы. Психолог: - Отправляемся в волшебное лесное царство (дети закрывают глаза, включается диапроектор с колесом «Лес», зеркальные шары, зелёный фонарь). Открыв глаза, дети рассматривают «лес», проходят внутрь сенсорной комнаты. - Зверята, у вас хорошее настроение? Покажите его. А как вы думаете, какое настроение будет у вас, если у вас сломается любимая игрушка? (назвать, показать) - Какое настроение будет у вас, если вы на улице вдруг встретите злую собаку, которая рычит и скалит зубы? (назвать, показать) - Какое настроение будет у вас, если вас угостят вкусными конфетами? (назвать, показать) - Какое настроение мы с вами возьмём на занятие? Улыбнёмся друг другу и сохраним хорошее настроение в течение всего занятия. |
II. Основная часть 1. Урок математики – игра «Магазин» (оборудование: цветовая напольная панель; учебник математики, геометрические формы, корзинки). Цель: закреплять навыки классификации предметов по форме и цвету, оперируя их представлениями; расширять объем опосредованной памяти; активизировать представления о предметах с опорой на тактильные ощущения, совершенствовать диалогическую форму речи, упражнять в использовании в речи простого распространённого предложения с прямым дополнением. Глазодвигательное упражнение «Квадрат». Цель: расширение поля зрения, улучшение зрительного восприятия, развитие межполушарного взаимодействия, повышение энергетизации организма. |
Психолог: - Звенит звонок, начинается первый урок. Какой урок? (дети читают его название на учебнике). - Поиграем в игру «Магазин». Вот витрина магазина, нужно разложить товары, которые будут продаваться (дети получают разные геометрические формы, раскладывают их на клетки, подбирая товары по цвету клетки и форме). - Витрина оформлена. Вспомним, что продается в магазине (психолог зажигает цвет клетки, дети называют соответствующие товары). - Можно открывать магазин. Первый покупатель купит что-то мягкое…(шершавое, гладкое, твёрдое) (дети по очереди «покупают товары» заданной фактуры, называя товар и его фактуру («Дайте, пожалуйста, мягкую квадратную синюю подушку»). «Покупки» складываются в корзинки). - Посмотрим, что вы купили (дети перечисляют свои «покупки»). Логопед: - Сколько много разных форм на витрине. А вы знаете, что их можно рисовать глазами? (глазодвигательное упражнение «Квадрат») - Нарисуем глазами квадрат (дети глазами прорисовывают каждую сторону квадрата, длинна каждой стороны задана наглядно- линейкой, прорисовывается педагогом в воздухе, при этом слегка прикусывается зубами высунутый язык). Аналогичным образом прорисовывается треугольник. |
2. Перемена. Игра «Волшебный круг» (чудесные мешочки по количеству детей, в каждом мешочке по одному образцу материала изготовления, аудиокассета с песней «Учат в школе») Цель: закрепление знаний материалов изготовления различных предметов (железо, мех, пластмасса, дерево), активизация представлений о предметах разного материала, развивать быстроту мышления, упражнять в образовании качественных прилагательных, в их спряжении и составлении с ними словосочетаний. |
Психолог: - Звенит звонок. Начинается перемена. Можно на перемене быстро бегать по школе? А что можно делать? Чтобы хорошо отдохнуть, поиграем в игру «Волшебный круг». (по кругу разложены мешочки с образцами материала изготовления, дети под музыку двигаются по кругу, музыка останавливается–дети останавливаются, берут мешочки напротив себя, подбирают предметы к материалу изготовления, который оказался в их мешочке) - «В моем мешочке лежит железная ложка… деревянный стул…» |
3. Урок рисования «Спор» (краски, предметные картинки, указка, панель тактильных ощущений) Цель: коррекция операций аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения в определении признаков сходства заданных предметов и образцов панели тактильных ощущений, учить составлять сложноподчинённые предложения с союзом «потому что», упражнять в согласовании прилагательных с существительными. Самомассаж: повышение энергетического потенциала сенсорного восприятия, активизация умственных способностей. |
Логопед: - Звенит звонок, начинается урок. Какой? (показываются краски) – рисования. - Прежде чем приступить к рисованию, сделаем массаж ушей, зарядим себя энергией и бодростью. Поиграем с ушами (растирание ладонями ушей поступательными движениями 3 раза сверху вниз и 3 раза от щёк к затылку, локти при этом направлены вперёд). - Вот ваши рисунки (раздаются детям предметные картинки). А это наша общая большая картина. Каждый из вас должен доказать, что это (образец тактильной панели) его рисунок. Получится дружеский спор. Поспорим? («сова» указкой показывает образец панели, «ученики» по очереди доказывают, что это их рисунок, находя признаки сходства образца панели и их рисунка; начинать спор). Варианты ответов детей: - Это яблоко, потому что оно красное. - Нет, это сапоги, потому что они резиновые… Возможно усложнение заданий: называть не только признак сходства образца панели со своим предметом, но и признак различия образца с предметом предыдущего отвечающего ребёнка, отрицая тем самым его ассоциацию. («Это яблоко, потому что оно красное…». «Нет, это не яблоко, оно же не деревянное. Это деревянный забор») |
4. Перемена - подвижная игра «Ручки-липучки» (оборудование комнаты) Цель: развивать быстроту мышления, гибкость и активность сформированных представлений, аналитико-синтетическую деятельность, активизировать в речи названия и понятия сенсорных эталонов цвета, формы, фактуры поверхности, материала изготовления. |
Психолог: - Перемена, отдохнем. Поиграем в игру «Ручки-липучки»? Ручки живут в домиках (разноцветные столбы). Психолог называет предмет, «ученики» «липнут ручками» к любому образцу, оборудованию сенсорной комнаты, имеющему признак сходства с заданным предметом. Поиски участников игры ограничиваются временем (ведущий считает до трех). «Ученики», успевшие «прилипнуть» - называют признаки сходства образца и предмета, не успевшие - выходят из игры, определяются победители; выбывшие дети оценивают правильность ответов играющих товарищей). Игра проводится 2-3 раза. Примерный перечень задаваемых предметов: чайник, прищепка, галоши, машина, тарелка, платье (предметы могут называться самими детьми). |
5. Урок развития речи. Игра: «Волшебные кастрюли» (кастрюля, панель «Разноцветные столбы», шкатулка, фишки красного и зелёного цвета) Цель: развитие операций анализа и синтеза на основе упражнения в нахождении признаков сходства и отличия кастрюли и столбов; упражнять в полных ответах сложными предложениями. |
Логопед: - Звенит звонок, начинаем последний урок. Урок развития речи. Сегодня мы с вами рассмотрим кастрюлю. Посмотрите, вот она – настоящая кастрюля. А в нашем классе есть волшебные кастрюли, похожие на нее? (столбики). - Сравним «волшебные кастрюли»- столбики с настоящей кастрюлей и определим больше признаков сходства у них или отличий (дети складывают в шкатулку фишки: красные – называя признаки сходства кастрюли и столбиков, зеленые – отличия; затем считается количество фишек и определяется каких больше признаков -сходства или отличия – правильно ли дети выбрали столбики в качестве волшебных кастрюль). Признаки сравнения: цвет, форма, материал изготовления, фактура поверхности, содержимое, тактильные ощущения, величина, строение и т.п. |
III. Заключительная часть 1. «Волшебный сон» (зеркальные шары, медленная музыка) <>Цель: совершенствовать навыки расслабления по представлению, лежа под спокойную музыку.2. Рефлексия. |
Психолог: - Уроки закончились. Отдохнем. Выбирайте на поляне себе удобное место. Лапки удобно лежат. Итак, представьте, что вы лежите на солнечной поляне. Стоит тёплый летний день, ласково светит солнце. Дышим ровно, глубоко, вдыхаем носом, выдыхаем ртом. Подул легкий ветерок, он касается ваших животиков, щек. Вам хорошо, легко и тепло. Вас ничего не волнует. Глаза тоже хотят спать, становятся тяжелыми и закрываются. Легкий ветерок ласкает мордочки зверей, лапки замерли, не двигаются. Логопед, Психолог: - Проснулись только ротики. Все тело спит. Вспомним, в какой школе вы сегодня учились. - Какие уроки были сегодня у вас? - Что вам больше всего запомнилось? Что нового вы узнали? Что было трудным для вас? - Учителя очень довольны своими учениками. И всем зверятам мы ставим оценку «5»: волку – за правильные и быстрые ответы, медведю – за внимание и старание, за правильные ответы; лисичке – за сообразительность и смекалку, за активность на уроках; зайцу – за правильные ответы и помощь товарищам (даются качественные оценки деятельности детей по результатам занятия, раздаются медальки). Психолог: - Закрыли глаза, на счет 3 возвращаемся из лесной школы в детский сад в волшебную комнату (оборудование выключается). - Встанет тот, у кого на одежде есть красный цвет,… нарисованы круги… |