Цель урока: Формирование в сознании учащихся единой естественнонаучной картины мира на примере взаимосвязи строения и свойств органических веществ.
Задачи урока:
Образовательные:
- систематизировать и углубить знания учащихся об аминокислотах, номенклатуре, изомерии, водородной связи;
- изучить строение и свойства аминокислот (физические и химические);
- пробудить устойчивый интерес к изучаемой теме;
- подчеркнуть практическую направленность предмета «химия», сообщив ученикам о биологической роли аминокислот.
Воспитательные:
- используя межпредметные связи, способствовать формированию диалектического мировоззрения;
- формировать чувство ответственности по отношению к своему здоровью;
- прививать навыки эстетической культуры.
Развивающие:
- развитие навыков мыслительности (умение анализировать полученные данные, работать с дополнительным материалом);
- формировать навыки исследовательской работы;
- формировать навыки использования компьютерных технологий;
Тип урока: Интегрированный, мультимедийный урок изучения нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, мобильный компьютерный класс, презентация «учитель» (приложение 1), презентация «ученик» (приложение 2).
Этапы урока:
I. Подготовительный. Актуализация старых знаний.
II. Изучение нового материала (с опорой на прежние знания).
III. Закрепление пройденного материала.
Ход урока
Урок основан на использовании разработанной по данной теме презентации и сайта учителя, где размещены опорные конспекты для учащихся, использовании ресурсов сети Интернет, работы с электронным учебником «Органическая химия». На подготовительном этапе урока проходит беседа с учащимися по вопросам, чтобы показать взаимосвязь данной темы с ранее изученным материалом.
Вопросы для учащихся:
1. Какие органические соединения называются азотсодержащими?
2. Какие классы азотсодержащих органических веществ вы знаете?
Изучение нового материала проходит с использованием слайдов презентации:
Слайды 1-4: Тема урока, план урока, историческая справка. Распространенность в природе. Биологическая роль.
Слайды 5-6: Определение, классификация аминокислот.
Работа учащихся с опорным конспектом. Для этого учащиеся со своих ПК подключаются к школьному серверу, заходят на Web сайт учителя и загружают необходимые конспекты.
Слайд 7-9: Гомологический ряд. Изомерия аминокислот. Строение аминогруппы. Работа учащихся с опорными конспектами и слайдами презентации на персональных компьютерах;
Слайды 10-12: Номенклатура аминокислот. Выполнение интерактивных упражнений, тренажер по составлению формул аминокислот.
Слайды 13-17: Физико-химические свойства аминокислот. Демонстрация видеофрагментов лабораторных опытов. Интерактивная доска, кроме показа слайдов презентации, используется также для записи уравнений реакций по ходу урока. Работа учащихся с опорными конспектами;
Слайды 18-19: образование полипептидов, выполнение интерактивных упражнений.
Слайды 20-22: Получение и применение аминокислот. Работа учащихся с опорными конспектами и слайдами презентации на персональных компьютерах;
Слайды 23: Выполнение Интернет-теста по электронному учебнику «органическая химия»;
Слайды 24: Закрепление пройденного материала: Выводы. Контроль за усвоением знаний учащимися. Тестирование по теме «Аминокислоты».
Тестирование размещено на сайте учителя. Учащиеся заходят на сайт учителя, выбирают свою фамилию, тему теста и запускают тестирование. После прохождения теста ученику выдается оценка, номера вопросов, в которых он допустил ошибку. Эта оценка сохраняется в базе данных сервера.
Тестирование представляет из себя Web приложение написанное на языке PHP с использованием СУБД MySQL и работающее под управлением Web сервера Apache.