Искусство для многих — искусство для избранных. "Малые голландцы" — Рембрандт

Разделы: МХК и ИЗО


Форма урока: комбинированный урок

Цель: сформировать у учащихся представление о содержании выражений «искусство для многих», «искусство для избранных (популярное – элитарное)

Задачи:

  • Понять взаимосвязь искусства и вкусов, потребностей различных слоев общества.
  • Особенности творчества «малых голландцев» и Рембрандта.
  • Научить учащихся осознанно отличать популярные произведения искусства (искусство для многих) от элитарного (искусство для избранных). При этом отметить, что популярное не значит плохое.

Обеспечение урока: Слайд-шоу «Малые голландцы» - Рембрандт)

Людям не наскучивает каждый день есть и спать, потому что желание есть и спать каждый день возобновляется, а не будь этого, без сомнения, наскучило бы. Поэтому тяготится духовной пищей тот, кто не испытывает духовного голода.
Б. Паскаль

XVII в. – Европа вступает в эпоху КЛАССИЦИЗМА, одной из главных черт которого было обращение к античному (совокупность проявлений культуры древних греков и римлян) искусству, как эстетическому эталону. Но мы будем говорить о своеобразии Голландского классицизма.

I этап урока

«Если бы герои картины… заговорили». Демонстрация слайдов картин из числа так называемых «малых голландцев»: Рембрандт «Возвращение блудного сына»; Ян Вермеер Делфтский «Служанка с кувшином молока».

Предложить учащимся внимательно посмотреть на картины и составить текст, подходящий к действию (событию), запечатленному на ней. Это задание поможет учащимся понять, что текст, который можно вложить в уста … (персонажа картины Вермеера), по своему характеру более спокойной и бытовой, чем слова, которые могли бы произнести персонажи картины Рембрандта (напомнить учащимся притчу «… о блудном сыне»).

[В Библии речь идет о сыне богатого человека, попросившем отца выделить ему свою часть наследства, покинувшем родной дом и истратившем день в кутежах и распутстве. Нищий и больной сын возвращается к отцу. «Отче! я согрешил против неба и перед тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Добрый отец все простил вернувшемуся сыну и сказал своим рабам: «Принесите скорее лучшую одежду и оденьте его. Будем веселиться, потому что этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Своими действия ми отец вызвал гнев со стороны второго сына, проводившего всю свою жизнь в трудах. На что отец говорит ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни».]

Речь героев картины Рембрандта серьезная, затрагивает нравственные проблемы, фактически это размышление.

Подводя итог высказываниям учащихся остановить их внимание на картине Вермеера «Служанка с кувшином молока». На картине молодая женщина с непримечательным, но свежим лицом – не единственная героиня. Густое молоко, сбегающее тонкой струйкой из глиняного кувшина, ноздреватый каравай в плетёной корзине, торфяная грелка для ног на полу выписаны во всех деталях, с особой выразительностью. Вермеер принадлежал к тем великим художникам, о которых говорят, что они «мыслят цветом». Живопись Вермеера лучезарна. Художник не пытался приглушать краски, цвет на его полотнах блистает богатством оттенков и насыщается светом.

II этап урока

В XVII в. Северные Нидерланды оказались первым европейским государством, где одержала победу буржуазия, жители, освобожденные из-под власти Испании провозгласили независимую Республику Соединенных провинций – Голландией. [По имени самой процветающей из провинций.] В искусстве происходит переворот, он прошел мирно, почти незаметно, но он очень важен. Дело в том, что на историческую сцену вышел новый герой – бюргер, горожанин. Профессия живописца становится распространенной – целая армия способных мастеров создаёт множество произведений. Представители всех сословий, люди разного материального достатка, начинают украшать свои дома картинами. Голландские художники обратились к окружающей их действительности, будничным событиям, происходившим изо дня в день в соседней комнате или соседней улице. Да и заказчики – чаще всего не вельможи, а малообразованные бюргеры – больше всего ценили произведения искусства за то, что они «совсем как живые». В письме к брату Рембрандт писал: «Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди – всё служит для нашего упражнения. Равнины, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, ищущий знания, созерцающий нас и воспроизводи нас…». «Малые голландцы» - так называть бесчисленную армию голландских художников XVII в. в противовес великому голландцу Рембрандту, а также ввиду простоты их сюжетов и небольшого формата картин.

Зрительный ряд (Слайд-шоу): Франс Хальс: «Цыганка», «Малле Баббе», «Регентши приюта для престарелых»; Бальтазар ван дер Аст: «Натюрморт с цветами яблони»; Питер Класс: «Завтрак с ветчиной»; Виллем Класс Хеда «Завтрак с крабом»; Ян Ван Гойен: «Пейзаж с дубом», Якоб Ван Рёйсдал: «Болото», «Еврейское кладбище»; Ян Стен: «Гуляки», «Игра в трик-трак»; Герард Терборх: «Бокал лимонада»; Ян Вермеер: «Девушка с письмом», «Любовное письмо»; Рембрандт Ван Рейн: «Изгнание торгующих из храма», «Святое семейство», «Пир Валтасара», «Жертвоприношение Авраама», «Возвращение блудного сына».

Задание: Определить, какие из предложенных произведений, с вашей точки зрения, можно отнести к тому, что называют «искусством для многих», «искусством для избранных», и почему. (Обсуждение после просмотра «Слайд-шоу»)

Голландская живопись отличалась уникальным принципом разделения по жанрам. Традиционные религиозные и мифологические сюжеты отодвинулись в XVII в. на второй план. Главенствовали портреты (Франс Хальс – первым стал писать портреты людей из народа:

1. «Цыганка» [«Цыганка». Ещё при жизни Хальса, в 1640 году, в Голландии был издан указ, запрещающий женщинам «ношение платья, обнажающего тело». Нарушительниц этого указа ждала суровая кара «вплоть до отлучения от церкви и Святого причастия». На цыганок, однако, подобные указы не распространялись. Они и без того были язычницами, лишенными даже малейшей надежды на спасение души. Поэтому могли носить сколь угодно смелое декольте.

«ЖЕНСКОЕ ЛУКАВСТВО». Румяные щеки и живые, яркие глаза цыганки говорят о ее непосредственности, а также о недюжинном здоровье. Лукавая чувственная улыбка девушки напоминает загадочную улыбку легендарной Моны Лизы, увековеченную кистью Леонардо. Распущенные по плечам волосы цыганки бросают вызов нормам общественной морали, согласно которым женщина была обязана прятать волосы под тугим полотняным или кружевным чепцом. Пышная грудь, которой тесно в корсаже, заставляет нас предположить, что натурщицей Хальца была девица легкого поведения, не стеснявшаяся обнажаться перед мужчиной.];

2. «Малле Баббе». [«Малле Бабе». Содержательницу одной из городских харчевен, называли за глаза «харлемской ведьмой». Это прозвище она получила за демонический смех, е еще за сову, что вечно сидела у нее на плече. Была ли она ведьмой? Нам остается лишь гадать.

«КИСТЬ ВИРТУОЗА». Точными и быстрыми движениями кисти Хальц пишет рот Малле Баббе и тень под нижней губой. Зубы и десны колдуньи написаны короткими мазками. Легкие мазки белил и тонкие черные линии, нанесенные поверх серо-голубой оловянной кружки, придают ей объемную форму и точно передают световые блики. Сидящая на плече колдуньи птица написана очень наскоро, но мы сразу же узнаем в ней сову. Фигура птицы композиционно уравновешена кружкой. Сова и ее хозяйка смотрят в разные стороны, что придает динамику всей сцене.]

3. Групповой портрет «Регентши приюта для престарелых». [От портрета регентш веет безнадежностью и тленьем. Картина поражает своей застывшей атмосферой. Основное внимание зрителя Хальс стремиться привлечь к лицам и рукам регентш (² дирижер церковного хора), одетых в одинаковые «форменные» платья с белыми воротниками и манжетами. Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное. Воротнички и жесткие обшлага рукавов привлекаю взгляд зрителя к лицам и рукам регентш. Ван Гог однажды сказал, что ему удалось насчитать у Хальса 27 оттенков черного цвета. Художник действительно мастерски владел его тончайшими оттенками и, как никто другой, умел изобразить отражающийся от черной ткани свет.]

Натюрморт. В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах детали наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград – об искупительной жертве Христа. Раковина – оболочка, оставленная когда-то жившим в ней существом, увядшие цветы – символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. («Натюрморт с цветами яблони» Бальтазара ван дер Аста /1590-1656/). У художников следующего поколения вещи служат для самостоятельных художественных образов. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. (Питер Клас /1597-1661/; Виллем Клас Хеда). [«Завтрак с крабом» - смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва притронулись, - всё здесь напоминает о недавнем присутствии человека.]

Пейзаж. В 10-х гг. XVII столетия в Харлеме сформировалась школа пейзажа. Её представителями были Якоб ван Рёйсдал [«Еврейское кладбище» - художник превратил свое произведение в «аллегорию жизни человеческой» - так называлась картина в XVII в. Здесь почти всё имеет скрытый смысл: ручей – быстротекущее время; сломанное дерево, гробницы, руины – смерть, властвующая над природой, людьми; радуга (по Библии, впервые появившаяся после Всемирного потопа в знак союза Бога с людьми) – надежду], Ян ван Гойен. В отличие от мастеров XVI в. они отказались от захватывающих панорам и сосредоточили всё внимание на скромных уголках сельской местности – лощине, деревенской хижине или просто одиноком дереве.

Бытовой жанр. С начала XVII столетия стало развиваться новое направление – бытовой жанр. Любимой темой художников стали сцены из жизни «весёлого общества».

(Ян Стен, Герард Терборх, Ян Вермеер [«Любовное письмо» - порой композиции Вермеера довольно сложны. На первом плане полотна в полутьме стоят домашние туфли и половая щетка, а действие разворачивается на втором плане: в освещенной комнате заплаканная дама с мандолиной в руках вопросительно смотрит на румяную улыбчивую служанку, подавшую ей письмо. На стене висит изображение Амура, божества любви, управляющего кораблём среди бурного моря, - аллегория трагических превратностей отношений между любящими.]

III этап урока

(Демонстрация слайда картины «Возвращение блудного сына»).

Рембрандт был, по всей видимости, единственным голландским живописцем, регулярно обращавшимся к библейской истории. Спрос на такие полотна в тогдашней Голландии, где преобладали протестанты, был невелик. Столь выраженный интерес к религиозным сюжетам объясняется исключительно индивидуальными предпочтениями Рембрандта. Картина является вершиной позднего творчества художника. Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». В ней художник говорит о всепрощающей любви и силе раскаяния. Рухнувший на колени, измученный бродяга и полуслепой старик, положивший ему на плечи слабые руки молчат, даже не смотрят друг на друга, но они безмерно близки. Стертые ступни и развалившиеся башмаки несчастного скитальца рассказывают о его долгом и трудном пути.

СИЛА ЭКСПРЕССИИ. Голова отца – в ней все и сострадание и всепрощение. Лицо блудного сына, прижатое к груди отца, скрыто от нас, но совершенно очевидно, что оно выражает искреннее раскаяние. Лежащие на плечах блудного сына руки передают глубокую нежность отца. Всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, в которой облачен отец, словно озвучивает рембрандтовский завет человечеству, он как призыв к действию, этот красный цвет надежды, многообещающий свет любви. Стоящая справа фигура – скорее всего, старший сын, исполненный добродетелей. Его лицо выражает непонимание и с трудом сдерживаемый гнев.

Итог урока. В XVII веке стало ясно, что разные слои публики имеют разные потребности и вкусы: одни ждут от искусства, чтобы оно было захватывающим и увлекательным, эмоционально ярким и волнующим; другие ценят в нем:

  • художественное осмысление философских вопросов бытия;
  • способность художника показать мир с неожиданной стороны;
  • способность художника раскрыть духовный смысл вещей, скрытый от постороннего взгляда, что и составляет содержание выражения «искусство для избранных».

Задание к уроку

(Одно задание по выбору)

1. Составить монолог или диалог (письменно) «Если бы герои картины… заговорили».

Ян Стен: «Гуляки»

Рембрандт Ван Рейн «Жертвоприношение Авраама»

2. Написать небольшое рассуждение на тему «Искусство для многих – искусство для избранных в современной культуре».

3. Подготовить сообщение о «малых голландцах» или Рембрандте» (письменно или устно по выбору).

Вопросы к теме:

1. Какой переворот происходил в искусстве XVII века?

2. Какой смысл вкладывался в выражения «Искусство для многих», «искусство для избранных»?