Открытый урок по окружающему миру в 1-м классе по теме "Почему звенит звонок и почему радуга разноцветная?"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • Образовательные:
    создать условия для усвоения новых знаний;
    способствовать развитию у школьников умения различать цвета на радуге; знать их последовательность;
  • Развивающие:
    обогащать словарный запас детей;
    содействовать развитию внимания, памяти, мышления;
  • Воспитательные:
    воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
    формировать самооценку школьников.

Оборудование: колокольчик, металлофон, песочные часы, мультимедиопроектор, диск “Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия”, цветные карандаши,

Ход урока

I. Организационный момент.

1 мин.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Многое должны узнать.

– На какой вопрос Муравьишки мы сегодня ответим, вы узнаете позже, а сейчас давайте вспомним, что ответила Мудрая Черепаха, когда Муравьишка спросил: “Почему идет дождь и дует ветер?”

II. Повторение пройденного.

3 мин.

– Послушайте рассказ “Дождь”. На вопросы мальчика я прошу сначала ответить вас, а потом я зачитаю ответы мамы

Дождь.

Вася простудился. Он лежал и смотрел на дождь. Ему было видно только небо, полное дождя. Вася позвал из кухни маму.

– Мама! Откуда дождь падает?

– Ребята, как вы думаете, что ответила мама? (Ответы детей.)

– Из тучи, ты ведь сам знаешь.

– А куда? (Ответы детей.)

– На землю, Вася, на землю! Все падает на землю! – сказала мама.

– А откуда тучи? – не унимается Вася (Ответы детей.)

– Вода испаряется с земли!

– Значит, дождь идет сначала снизу вверх, а потом сверху вниз?

– Можно сказать и так.

– Мама, мама, отгадай загадку! – не может остановиться Вася, ведь ему так скучно лежать в комнате одному.

Без рук, без ног,

А ворота открывает. (Дети отгадывают.)

– Это ветер! – ответила мама.

Вдруг порыв сильного ветра открыл окно, в комнате стало холодно. Мама закрыла окно.

– А теперь ты, Васенька, ответь на мой вопрос: “Почему дует ветер?”

Вася это знал и с радостью рассказал маме.

– Ребята, какое объяснение услышала мама?

(Земля в разных местах от солнца нагревается по-разному. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче, чем холодный. Он поднимается вверх, а холодный воздух устремиться на место теплого. Так движется воздух и получается ветер.)

– А сейчас ответьте на вопросы: “Что такое туча?” (Темное, густое облако.)

– Из чего состоят тучи? (Из капелек воды.)

– Почему капельки воды падают на землю? (Они не могут долго держаться в небе, т.к. тяжелые, поэтому и падают на землю.)

– Итак, мы повторили и вспомнили ответы на вопросы “Почему идет дождь и дует ветер?”

III. Работа над новой темой

1. Вступительная беседа, тема урока.

2 мин.

– Послушайте стихотворение и скажите, почему не слышна тишина в классе.

В нашем классе
В нашем классе тишина
Почему-то не слышна:
То линейка упадет,
То резинка пропадет,
То Потапова под партой
Чей-то тапочек найдет.
Кто-то хрюкнет, кто-то гавкнет,
Кто-то скрипнет, кто-то чавкнет.
“Рты закрыли, сели ровно! –
Говорит Мария Львовна. –
Будем слушать тишину”.
Я чего-то как чихну!
Засмеялся Витька сзади.
“Тише, тише!” – шепчет Надя.
Ничего опять не вышло,
Тишины у нас не слышно.

– Так почему же не слышна тишина в классе? (Потому что кто-то роняет линейку, кто-то гавкает, кто-то хрюкает и скрипит.)

– Скажите одним словом, что это мы слышим в классе? (Звуки.)

– Итак, говорить мы будем сегодня о звуках.

– Окружающий нас мир наполнен разнообразными звуками. Звенит звонок, гудит автомобиль, лает собака.

– А сейчас давайте сядем тихо и послушаем, какие звуки мы услышим вокруг себя за 1 минуту? (Учитель засекает минуту, все слушают.)

– Какие звуки вы услышали в классе, коридоре, на улице? (Ответы детей.)

2. Игра “Когда какой звук мы слышим?”

2 мин.

– Отгадайте, когда можно услышать этот звук:

– А – а – а (когда врач просит открыть рот, чтобы осмотреть горло).
– Аа – ааа – ааа (когда девочка укачивает куклу).
– Ох – ох (охают больные).
– Пи – пи – пи (пищит мышка).
– Уа – уа (плачет малыш).
– Ау – ау (кричат, когда заблудятся в лесу).
– Ха – ха – ха (смеются).
– Цып – цып – цып (подзывают цыплят).
– Но – но – но (подгоняют лошадь).

– А теперь отгадайте загадку. Мы слышим его когда начинается и заканчивается урок. (Школьный звонок.)

– Ребята, а Муравьишка уже приготовил новый вопрос: “Почему звенит звонок?” Давайте будем искать ответ и на этот вопрос Муравьишки.

3. Практическая работа

2 мин.

(Учитель показывает колокольчик.)

– Звучит ли этот предмет сейчас? (Нет.)

– Что надо сделать, чтобы услышать звук? (Взять и потрясти.)

(Учитель демонстрирует.)

– Этот инструмент называется металлофон. А слышен ли звук от этого инструмента? (Нет.)

– Что надо сделать, чтобы от него мы услышали звук? (Ударить молоточком.)

(Учитель демонстрирует.)

– Почему эти предметы сначала молчали, а потом издали звук? (Мы потрясли колокольчик, постучали молоточком.)

– Предметы от наших действий начали мелко дрожать. Эта дрожь передается воздуху. Так рождается звук. Дрожание воздуха невидимой волной доходит до наших ушей. Уши улавливают эту волну, и мы слышим звук.

4. Работа по учебнику (с.94 – 95)

3 мин.

– Ребята посмотрите, как художник на рисунках на с.94–95 показал, что предметы издают звук. Он нарисовал дуги.

– Назовите предметы, которые издают звуки. (Дети называют предметы.)

Учитель читает текст на с.95

– Чего боятся уши? (Шума, резких, громких звуков.)

– Как надо относиться к ушам? (Бережно.)

– Как мы должны беречь уши? (Ответы детей.)

– Уши – это орган слуха. При помощи ушей мы слышим все звуки.

Чтобы сберечь органы слуха, необходимо:

  • Защищать уши от сильного шума.
  • Защищать уши от ветра.
  • Не ковырять в ушах.
  • Не сморкаться сильно.
  • Не допускать попадания воды в уши.
  • Если уши заболели обратиться к врачу.
  • Мыть уши каждый день.

IV. Физкультминутка

– Зайка серенький сидит…

1 мин.

V. Работа по теме.

1. Что такое эхо?

1 мин.

– Ребята, вот мы с вами оказались в лесу. Если очень громко крикнуть, что мы услышим в ответ? (Эхо.)

– Хотите узнать, как образуется эхо?

– Человек что-то крикнул. Звук невидимой волной (синяя стрелка) побежал, но на пути встретил преграду. Он натолкнулся на препятствие (стена, скала, много деревьев) и возвращается обратно (красная стрелка). Человек услышал эхо.

– Ребята, а человек услышит всю фразу или только часть, окончание?

– Попробуем поиграть в эхо. Назовите, что мы услышим.

Машина – шина
Смех – мех
Коса – оса
Олень – лень

2. Что такое радуга?

2 мин.

– Пока мы прогуливались по лесу и играли с эхом, набежали тучки, закапал дождик. И вдруг на небе появилось чудо!

– Солнце светит и смеется,
А на землю дождик льется.
И выходит на луга
Семицветная дуга. (Рисунок на плакате, учитель читает загадку.)

– Муравьишка приготовил новый вопрос: “Почему радуга разноцветная?”

– Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идет дождь.)

– Правильно. Радуга появляется только если одновременно идет дождь, и светит солнце. Чтобы увидеть радугу, необходимо находиться строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед тобой). Иначе радуги не увидеть!

– Сколько цветов в радуге? (Семь.)

– Из каких цветов состоит радуга?

– Назовите, какой это цвет?

(учитель показывает цветные полоски, дети называют цвета.)

– Чтобы запомнить цвета радуги люди придумали такие фразы-подсказки: “Как однажды Жак-звонарь городской слома фонарь”, “Каждый охотник желает знать где сидит фазан”. (Учитель прикрепляет “цветные” слова.)

– По первым буквам этих слов определяется порядок цвета.

(Учитель прикрепляет магнитные буквы, обозначающие первые буквы слов и цветные карточки.)

– А теперь давайте попытаемся ответить на вопрос Муравьишки.

Демонстрация слайдов, комментарии учителя.

3 мин.

– Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики. Так образуется радуга.

– Давайте еще раз повторим цвета радуги. (Дети повторяют.)

VI. Закрепление. Работа над проектом.

15 мин.

1. Выбор проекта, обоснование.

– Чтобы поднять весеннее настроение и запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу.

2. Выбор материалов и инструментов.

– Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.)

– Какой способ подходит нам сегодня?

3. Планирование проекта.

– На белом листе нарисуем дуги радуги по шаблону. Сколько дуг вы будете рисовать? (7)

– Определим цвета наших полосок

(Дети отмечают буквами названия цветов.)

4. Практическая работа.

(Дети самостоятельно разукрашивают радугу.)

5. Защита проекта.

– У кого же самая веселая радуга?

VII. Итог урока.

1 мин.

– Почему радуга разноцветная?

– Повторим хором слова фразы-подсказки.

– Как же получается звук?

VIII. Домашнее задание .

2 мин.

С. 94–97 учебника, выучить фразу. С. 37–38 задания.