Цель урока:
- Образовательные:
создать условия для усвоения новых знаний;
способствовать развитию у школьников умения различать цвета на радуге; знать их последовательность; - Развивающие:
обогащать словарный запас детей;
содействовать развитию внимания, памяти, мышления; - Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
формировать самооценку школьников.
Оборудование: колокольчик, металлофон, песочные часы, мультимедиопроектор, диск “Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия”, цветные карандаши,
Ход урока
I. Организационный момент.
1 мин.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Многое должны узнать.
– На какой вопрос Муравьишки мы сегодня ответим, вы узнаете позже, а сейчас давайте вспомним, что ответила Мудрая Черепаха, когда Муравьишка спросил: “Почему идет дождь и дует ветер?”
II. Повторение пройденного.
3 мин.
– Послушайте рассказ “Дождь”. На вопросы мальчика я прошу сначала ответить вас, а потом я зачитаю ответы мамы
Дождь.
Вася простудился. Он лежал и смотрел на дождь. Ему было видно только небо, полное дождя. Вася позвал из кухни маму.
– Мама! Откуда дождь падает?
– Ребята, как вы думаете, что ответила мама? (Ответы детей.)
– Из тучи, ты ведь сам знаешь.
– А куда? (Ответы детей.)
– На землю, Вася, на землю! Все падает на землю! – сказала мама.
– А откуда тучи? – не унимается Вася (Ответы детей.)
– Вода испаряется с земли!
– Значит, дождь идет сначала снизу вверх, а потом сверху вниз?
– Можно сказать и так.
– Мама, мама, отгадай загадку! – не может остановиться Вася, ведь ему так скучно лежать в комнате одному.
Без рук, без ног,
А ворота открывает. (Дети отгадывают.)
– Это ветер! – ответила мама.
Вдруг порыв сильного ветра открыл окно, в комнате стало холодно. Мама закрыла окно.
– А теперь ты, Васенька, ответь на мой вопрос: “Почему дует ветер?”
Вася это знал и с радостью рассказал маме.
– Ребята, какое объяснение услышала мама?
(Земля в разных местах от солнца нагревается по-разному. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче, чем холодный. Он поднимается вверх, а холодный воздух устремиться на место теплого. Так движется воздух и получается ветер.)
– А сейчас ответьте на вопросы: “Что такое туча?” (Темное, густое облако.)
– Из чего состоят тучи? (Из капелек воды.)
– Почему капельки воды падают на землю? (Они не могут долго держаться в небе, т.к. тяжелые, поэтому и падают на землю.)
– Итак, мы повторили и вспомнили ответы на вопросы “Почему идет дождь и дует ветер?”
III. Работа над новой темой
1. Вступительная беседа, тема урока.
2 мин.
– Послушайте стихотворение и скажите, почему не слышна тишина в классе.
В нашем классе
В нашем классе тишина
Почему-то не слышна:
То линейка упадет,
То резинка пропадет,
То Потапова под партой
Чей-то тапочек найдет.
Кто-то хрюкнет, кто-то гавкнет,
Кто-то скрипнет, кто-то чавкнет.
“Рты закрыли, сели ровно! –
Говорит Мария Львовна. –
Будем слушать тишину”.
Я чего-то как чихну!
Засмеялся Витька сзади.
“Тише, тише!” – шепчет Надя.
Ничего опять не вышло,
Тишины у нас не слышно.
– Так почему же не слышна тишина в классе? (Потому что кто-то роняет линейку, кто-то гавкает, кто-то хрюкает и скрипит.)
– Скажите одним словом, что это мы слышим в классе? (Звуки.)
– Итак, говорить мы будем сегодня о звуках.
– Окружающий нас мир наполнен разнообразными звуками. Звенит звонок, гудит автомобиль, лает собака.
– А сейчас давайте сядем тихо и послушаем, какие звуки мы услышим вокруг себя за 1 минуту? (Учитель засекает минуту, все слушают.)
– Какие звуки вы услышали в классе, коридоре, на улице? (Ответы детей.)
2. Игра “Когда какой звук мы слышим?”
2 мин.
– Отгадайте, когда можно услышать этот звук:
– А – а – а (когда врач просит открыть рот, чтобы осмотреть горло).
– Аа – ааа – ааа (когда девочка укачивает куклу).
– Ох – ох (охают больные).
– Пи – пи – пи (пищит мышка).
– Уа – уа (плачет малыш).
– Ау – ау (кричат, когда заблудятся в лесу).
– Ха – ха – ха (смеются).
– Цып – цып – цып (подзывают цыплят).
– Но – но – но (подгоняют лошадь).
– А теперь отгадайте загадку. Мы слышим его когда начинается и заканчивается урок. (Школьный звонок.)
– Ребята, а Муравьишка уже приготовил новый вопрос: “Почему звенит звонок?” Давайте будем искать ответ и на этот вопрос Муравьишки.
3. Практическая работа
2 мин.
(Учитель показывает колокольчик.)
– Звучит ли этот предмет сейчас? (Нет.)
– Что надо сделать, чтобы услышать звук? (Взять и потрясти.)
(Учитель демонстрирует.)
– Этот инструмент называется металлофон. А слышен ли звук от этого инструмента? (Нет.)
– Что надо сделать, чтобы от него мы услышали звук? (Ударить молоточком.)
(Учитель демонстрирует.)
– Почему эти предметы сначала молчали, а потом издали звук? (Мы потрясли колокольчик, постучали молоточком.)
– Предметы от наших действий начали мелко дрожать. Эта дрожь передается воздуху. Так рождается звук. Дрожание воздуха невидимой волной доходит до наших ушей. Уши улавливают эту волну, и мы слышим звук.
4. Работа по учебнику (с.94 – 95)
3 мин.
– Ребята посмотрите, как художник на рисунках на с.94–95 показал, что предметы издают звук. Он нарисовал дуги.
– Назовите предметы, которые издают звуки. (Дети называют предметы.)
Учитель читает текст на с.95
– Чего боятся уши? (Шума, резких, громких звуков.)
– Как надо относиться к ушам? (Бережно.)
– Как мы должны беречь уши? (Ответы детей.)
– Уши – это орган слуха. При помощи ушей мы слышим все звуки.
Чтобы сберечь органы слуха, необходимо:
- Защищать уши от сильного шума.
- Защищать уши от ветра.
- Не ковырять в ушах.
- Не сморкаться сильно.
- Не допускать попадания воды в уши.
- Если уши заболели обратиться к врачу.
- Мыть уши каждый день.
IV. Физкультминутка
– Зайка серенький сидит…
1 мин.
V. Работа по теме.
1. Что такое эхо?
1 мин.
– Ребята, вот мы с вами оказались в лесу. Если очень громко крикнуть, что мы услышим в ответ? (Эхо.)
– Хотите узнать, как образуется эхо?
– Человек что-то крикнул. Звук невидимой волной (синяя стрелка) побежал, но на пути встретил преграду. Он натолкнулся на препятствие (стена, скала, много деревьев) и возвращается обратно (красная стрелка). Человек услышал эхо.
– Ребята, а человек услышит всю фразу или только часть, окончание?
– Попробуем поиграть в эхо. Назовите, что мы услышим.
Машина – шина
Смех – мех
Коса – оса
Олень – лень
2. Что такое радуга?
2 мин.
– Пока мы прогуливались по лесу и играли с эхом, набежали тучки, закапал дождик. И вдруг на небе появилось чудо!
– Солнце светит и смеется,
А на землю дождик льется.
И выходит на луга
Семицветная дуга. (Рисунок на плакате, учитель читает загадку.)
– Муравьишка приготовил новый вопрос: “Почему радуга разноцветная?”
– Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идет дождь.)
– Правильно. Радуга появляется только если одновременно идет дождь, и светит солнце. Чтобы увидеть радугу, необходимо находиться строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед тобой). Иначе радуги не увидеть!
– Сколько цветов в радуге? (Семь.)
– Из каких цветов состоит радуга?
– Назовите, какой это цвет?
(учитель показывает цветные полоски, дети называют цвета.)
– Чтобы запомнить цвета радуги люди придумали такие фразы-подсказки: “Как однажды Жак-звонарь городской слома фонарь”, “Каждый охотник желает знать где сидит фазан”. (Учитель прикрепляет “цветные” слова.)
– По первым буквам этих слов определяется порядок цвета.
(Учитель прикрепляет магнитные буквы, обозначающие первые буквы слов и цветные карточки.)
– А теперь давайте попытаемся ответить на вопрос Муравьишки.
Демонстрация слайдов, комментарии учителя.
3 мин.
– Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики. Так образуется радуга.
– Давайте еще раз повторим цвета радуги. (Дети повторяют.)
VI. Закрепление. Работа над проектом.
15 мин.
1. Выбор проекта, обоснование.
– Чтобы поднять весеннее настроение и запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу.
2. Выбор материалов и инструментов.
– Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.)
– Какой способ подходит нам сегодня?
3. Планирование проекта.
– На белом листе нарисуем дуги радуги по шаблону. Сколько дуг вы будете рисовать? (7)
– Определим цвета наших полосок
(Дети отмечают буквами названия цветов.)
4. Практическая работа.
(Дети самостоятельно разукрашивают радугу.)
5. Защита проекта.
– У кого же самая веселая радуга?
VII. Итог урока.
1 мин.
– Почему радуга разноцветная?
– Повторим хором слова фразы-подсказки.
– Как же получается звук?
VIII. Домашнее задание .
2 мин.
С. 94–97 учебника, выучить фразу. С. 37–38 задания.