Современные направления в оздоровлении детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни?

В последние годы, в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются инновационные формы и методы оздоровления детей.

Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.

Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, в нашем детском саду внедрили в практику метод арттерапии, один из современных направлений в оздоровлении.

Арттерапия - это буквально лечение искусством. Лечит любая творческая деятельность - и прежде всего собственное творчество. Арттерапия снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги.

В настоящее время арттераия в широком понимании включает в себя:

  • изотерапию (лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.)
  • музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки).
  • сказкотерапию (лечебное воздействие чтением, театрализацией).

Каждый из этих компонентов несет в себе огромные возможности.

Особенно полезна и необходима арттерапия детям, имеющим личностные проблемы, а именно проблемы общения.

Используя формы и методы арттерапии необходимо соблюдать следующие условия:

1. Должно быть творчество, которое несло бы для ребенка радость.

2. Не должно быть принуждаю.

3. У взрослого должно быть хорошее настроение, когда предлагает вместе порисовать, лепить, почитать.

4. Уметь вовремя закончить работу, если видите, что ребенку надоело.

5. Стараться поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству ребенка и если оно возникло, обставляйте его как очень важное и радостное дело.

6. Надо стремиться к тому, чтобы инициатива творчества исходила от самого ребенка.

7. Не только сами радуйтесь “произведению” ребенка, но расскажите о творческой удаче родителям, вывесите удачные работы на видном месте.

Один из видов арттерапии является сказкотерапия.

Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому

контакту. Сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.

Я в своей работе с детьми по оздоровлению использую сказкотерапию. Занятия сказкотерапией проходят в сенсорной комнате.

При работе со сказкой я использую следующие приемы:

1. Анализ сказок – данную форму работы применяю для детей в возрасте от 5 лет. Анализ сказок и сказочных ситуаций строю в форме как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что “зашифровано” в той или иной сказочной ситуации.

2. Прием-рассказывание сказок помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Ребенку или группе детей предлагаю рассказать сказку от первого или от третьего лица, от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. “Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы-Яги, Лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок”.

3. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок - имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения.

Продолжение лечения при помощи сказки проходит в группе.

В группе ставим сказки с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить. Сочинение сказок. Ребенок сочиняет сказку, самостоятельно выбирает тему или по заданной первой фразе. В первой фразе я иногда указываю главных героев и место действия. В своей собственной сказке дети отражают свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

В нашем детском саду взаимодействие с детьми при помощи сказкотерапии проходит очень плодотворно и интересно. Такое занятие строится, как сказочный спектакль, где артисты - дети, воспитатель, ведущий сказочного действия, озвучивающий параллельно текст сказки и приглагашающий участников выполнить определенные действия. По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.

Конечно, эти занятия требуют тщательной подготовки, включающей организацию определенной предметной среды, запись фонограммы, возможность использования средств цвето - и аромотерапии.

Очень нравится детям то, что любое сказкотерапевтическое занятие начинается и заканчивается определенным ритуалом. Они с удовольствием выполняют в начале каждого занятия упражнения на единение и эмпатию такие, как передача по кругу “волшебного” клубочка или цветка с добрыми пожеланиями друг к другу. Дети знают, что войти в сказку можно лишь человеку с открытым сердцем и добрыми намерениями, и только тогда он познает все мудрые уроки сказки. Занятие заканчивается обязательным построением башенки из кулачков и произнесением слов: “Всем-всем - до свидания и спасибо за внимание!”

Постоянное соблюдение этих ритуалов доставляет радость детям, облегчает их настрой на занятие и переход к повседневной деятельности. Важно, что дети вскоре сами начинают следить за неуклонным соблюдением этих ритуалов, подсказывая воспитателю, какое действие перенесет их в сказку на этот раз.

Следующий метод арттерапии, который я использую при работе с детьми это игротерапия.

Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредствам игры. Основная цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, “отыгрываемых” или моделируемых в игровом процессе. Очень хорошие результаты дает групповая игротерапия для детей замкнутых, стеснительных, некоммуникативных.

Наибольшей эффективности можно достичь при следующих условиях:

  • численность группы 6-8 детей;
  • девочек и мальчиков должно быть примерно поровну;
  • агрессивных детей в группе не более одного.

Я в работе с детьми по игротерапии использую вещи, с которыми они любят играть, так называемые “взрослые вещи”: телефоны, плеер с наушниками, фотоаппарат, украшения. Детям важно пользоваться ими понарошку, так как именно с этими предметами связаны многочисленные запреты, что вызывает у детей напряжение. Сказочная игра, особенно разыгранная в песочнице или с помощью кукол, поможет детям осознать причины своего поведения и понять свои слабые и сильные стороны.

В этом году я в свою работу включила песочную терапию.

Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Это один из современных методов, который применяется в детской практике. Песочная игра для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.

Песочную терапию я применяю в сочетании с другими методами, такими как сказкотерапия. Для песочной терапии использую прямоугольный ящик с чистым речным песком. Для создания собственного мира в песочнице, ребенку предоставляю множество миниатюрных игрушек изображающих различных персонажей. Таким образом “творец” имеет возможность создать в песочнице все, что задумал.

Этот метод я использую для тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей, агрессивных и способствует снятию агрессии, а также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых, для детей с проблемами общения и поведения. Также этот метод подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации.

Сама песочница для занятий – обязательно голубого цвета – цвета ясного неба, настраивающий на творческий лад.

Во время занятий я занимаю позицию как бы в тени, т.е. нахожусь в не поле зрения ребенка, во время работы с песком и только в том случае, если ребенок все время комментирует свои действия – нахожусь рядом и веду с ним диалог. После завершения работы с песком, ребенок дает название своему творению и рассказывает о нем.

Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику, способствуют развитию речи, внимания, памяти.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Рисование связано с важнейшими функциями (зрительные, двигательная координация, речь, мышление), рисование не только способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов.

Для работы с детьми я предоставляю ребенку на выбор разнообразные материалы: бумагу разного формата (прекрасным материалом являются обои), краски, цветные карандаши, тонкие и толстые кисти.

При работе с изобразительными материалами предлагаю детям для изображения объектов использовать линии, формы, легкие мазки, жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие цвета, темные и матовые цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые фигуры. Прошу детей работать быстро.

Дети также получают удовольствие от технических приспособлений. Во время упражнений, требующих соблюдения временного интервала, использую секундомер, песочные часы.

Так при занятии изотерапией (индивидуально работая) я говорю ребенку: “Сейчас ты будешь в течение минуты смотреть на этот цветок. Я засеку время по секундомеру (песочным часам) и затем попрошу, когда закончится время, сделать рисунок тех чувств, которые он испытывал, когда смотрел на него”.

В следующий раз говорю: “Нарисуй счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.” или “Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?” Любое рисование, фантазирование, конструирование - это тоже лечение. Эффективны все виды творчества, но чаще всего такими лечебными свойствами в наибольшей степени обладает рисование. Рисование, регулярное, с элементами фантазии необходимо всем детям ежедневно. И, кстати, если ребенок не хочет рисовать - это само по себе уже некоторый симптом невполне благоприятного развития личности.

Изотерапия очень тесно связана с музыкотерапией.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. В группе имеется картотека музыки разного характера. Я широко использую мелодии на занятиях, во время принятия пищи. Музыку использую перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Так, прослушав запись “Колыбельной мелодии”, прошу его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Дети успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают. Обращаю внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела. Ребенка успокаивает ласковое обращение, монотонность пения. Звуки флейты расслабляют детей, звуки “шелеста листьев”, “шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушаться в звуки природы и погружаться в них. Для этого я широко использую кассету “Волшебство природы”.

Большое внимание на современном этапе оздоровления уделяется цветотерапии.

Цветотерапия – наука, изучающая цвета.

Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками.

Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе.

Установлено, что даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, ношение одежды определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект.

Прежде чем заняться цветотерапией в детском саду были проведены консультации, изучали воздействие цвета на людей и как нужно использовать в работе с детьми. Так в нашем детском саду появился “Сухой дождь”.

“Сухой дождь” – шатер из разноцветных атласных лент, расположенных от теплых тонов к холодным. Закрепленных на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Проходя через такой “дождь”, три-четыре раза в течение занятия (от теплых цветов к холодным), “шустрики” заметно успокаиваются, а “мямлики” (они ходят по направлению от холодного цвета к теплому), наоборот, - активизируются. Разноцветные “струи” стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства своего тела в этом пространстве. За “струями” можно спрятаться от внешнего мира. В спортивном зале паласы двух цветов: красного и зеленого. Во время проведения физкультурных занятий и динамического часа, осуществляем индивидуально дифференцированный подход к детям. Для активизации и повышения физической работоспособности дети “мямлики” находятся на красном паласе. На зеленом паласе успокаиваются дети “шустрики”.

В оздоровительных целях в дошкольных учреждениях эффективно используется ароматерапия. Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью.

Ароматерапия – лечение ароматами, процесс дыхания ароматов, использование растительных экстрактов в виде эссенций или эфирных масел для лечения широкого круга болезней за счет эффективного воздействия на эмоции и настроение детей.

Один из способов использования ароматерапии заключается в том, что несколько капель масла растворяем в воде и нагреваем. Когда вода нагревается, ароматические пары высвобождаются. Методы ароматерапии безопасны. Многие из масел используем в различных комбинациях, что увеличивает эффективность воздействия.

Эфирными маслами в нашем детском саду дети лечатся в сенсорной комнате, музыкальном и физкультурном залах, в групповых помещениях.

Перед приходом детей в детский сад мы опрыскиваем группу маслом ромашки, герани, что действует на детей успокаивающе. В период подъема заболеваемости респираторными инфекциями применяем масло шалфея, эвкалипта. Ароматерапию часто болеющих детей проводим с эфирными маслами лаванды, шалфея, при наличии сопутствующих поведенческих нарушений – с эфирным маслом мяты. Предлагаем детям вдыхать кедровое, лимонное масло – организм стимулируется этими ароматами.

Мы убедились, что оздоровительные силы природы активизируют биологические процессы в организме ребенка, повышают общую работоспособность организма, доставляют радость, замедляют процессы утомления.

В нашем детском саду оформлена сенсорная комната, где решаются задачи:

  • Создание положительного эмоционального фона.
  • Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.
  • Стабилизация центральной нервной системы.

Сенсорная комната является одним из важнейших дополнительных средств коррекции и реабилитации, это организованная особым образом состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на базовые чувства: зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.

Большая часть оборудования для сенсорной комнаты создана педагогами детского сада.

В сенсорной комнате, созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности. Кроме того, после пребывания в учреждениях, имеющих Сенсорные комнаты, родители могут создавать “сенсорные уголки” в домашних условиях, используя натуральные природные материалы. Это позволит закрепить положительный эффект, полученный в ходе коррекции и занятий в Сенсорной комнате.

Одна из составных сенсорной комнаты - мягкая среда (осязание) - обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Детская подушечка – легко может менять форму, ее приятно мять в руках, и занятие с ней может надолго привлечь внимание ребенка. Использование подушечек в сенсорной комнате поможет принять любое удобное положение. Мягкую среду можно дополнить одеялами, безопасными игрушками.

Зрительная и звуковая среда (зрение, слух) способствуют коррекции и развитию зрительных и слуховых ощущений. Это спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на детей успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса. Музыкальный центр с набором кассет является неотъемлемой частью сенсорной комнаты. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. В сенсорной комнате целесообразно использовать записи, в которых музыка переплетена с шумом воды, ветра, пением птиц.

Висящая система "Мелодичный звон" (музыка ветра). Приятные переливы нежных звуков действуют успокаивающе. Кроме того, эти звуки служит сигналом перехода от одной деятельности к другой, тем самым способствуя переключению внимания и развитию процессов саморегуляции. В работе с детьми “музыка ветра” использую для активизации самостоятельных действий ребенка, развития познавательного интереса, тренировки дыхания.

Тактильная среда (осязание) – позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно – моторную координацию.

Сенсорная тропа для ног – это дорожка, на которой закреплены разные по фактуре “кочки”: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями. Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Ходьба по ней использую для развития тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения лучших ощущений, дети ходят по дорожке в тонких носках.

Игровое тактильное панно "ёжик" способствует закреплению различных видов захватов кистью, развитию моторно-зрительной координации. Детали панно выполнены из различных по цвету, форме, фактуре материалов и крепятся на основу при помощи липучек. Используя детали во время игры, переставляя их. Ребенок развивает тактильную чувствительность кончиков пальцев, учиться различать свойства деталей и предметов.

Массажные мячи – предназначены для стимуляции тактильной чувствительности разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи и валики обеспечат вам широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно или сосредоточиться на своих ощущениях, в то время как специалист делает легкий массаж. Тактильную среду можно дополнить мягкой мебелью и различными дидактическими играми и пособиями для развития мелкой моторики: “чудесными ящичками” и баночками с различными наполнителями, музыкально-шумовыми игрушками, куклами, материалами Монтессори и т.д.

Для развития тактильных ощущений создана соответствующая среда и в группе: массажные мячики, плоды каштана, керамзитовые дорожки, дорожки из шпулек, пуговиц. Одним из самых интересных занятий для детей является работа с мягким конструктором. Мягкий конструктор состоит из поролоновых губок: различной формы, размера и качества. С помощью мягкого конструктора дети строят дома, гаражи, мебель для кукол и т.д. Мягкий конструктор развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, развивает воображение, фантазию.

Воздушная среда (обоняние), среда запахов. Установка для ароматерапии предназначена для проведения не только сеансов ароматерапии, но и для комплексного воздействия на организм ребенка.

В целях оздоровления детей так же используем аэроионотерапию – лечение “люстрой Чижевского”, принцип действия которой заключается в насыщении воздуха отрицательными ионами кислорода. Лампу включаем в спальной комнате согласно графика курсом две недели через два месяца. Аппарат прекрасно зарекомендовал себя как профилактическое и лечебное средство, оно повышает умственную и физическую работоспособность, “оживляет” воздух, удаляет из атмосферы пыль и микроорганизмы.

В целях повышения эффективности оздоровительной работы с детьми в рамках инновационной деятельности внедрили “Динамический час”. Вместо классической организации физкультурного занятия на воздухе проводится динамический час в игровой форме. Структура состоит из 2 частей: 1 часть оздоровительная разминка подготавливает организм к физической нагрузке. В игровой форме используются различные виды ходьбы, бега, прыжков, имитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки.2. часть оздоровительно-развивающая тренировка определенного вида физических умений и навыков, развитие физических качеств, формирование умения играть вместе в подвижные игры. Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты: “циркачи”, “юные следопыты”, “индейцы” и т.д.

В работе с детьми используем современные оздоровительные технологии и методики: разные виды дыхательной гимнастики (А.Стрельниковой, М. Лазарева), восточную гимнастику, самомассаж, пальчиковую гимнастику, оздоровительные минутки.

В работе по оздоровлению использую нетрадиционные пособия для развития дыхательного аппарата: воздушные шары, мыльные пузыри, пластиковые бутылки с “конфетти”, дудочки – свистки, вертушки.

Все современные направления оздоровления детей, используемые в детском саду, принесли ощутимый результат в оздоровлении детей. Снизилась простудная заболеваемость по детскому саду, повысилась посещаемость детей, заметен переход детей из группы часто болеющих в группу эпизодически болеющих.

Литература

1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб. Речь. –2008 г.

2. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении.Изд. АРКТИ. –2008 г.