Урок математики в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Разделы: Математика


Тема урока:   «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».

Цель урока:  ознакомить учащихся с действиями сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Задачи:

Обучающие:

  • выработать  умения применения правил сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
  • совершенствовать умения и навыки выполнения действий с дробями с одинаковыми знаменателями;
  • проверить первичные знания учащихся по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».

Развивающие:

  • развивать внимание, логическое и математическое мышление, вычислительные навыки. умение анализировать, математические и   коммуникативные компетенции, интерес к предмету;
  • расширять кругозор учащихся.

Воспитательные:  воспитывать:

  • трудолюбие;
  • целеустремленность;
  • доброжелательное отношение друг к другу.
  • побуждать учеников к  взаимоконтролю, вызывать потребность в обосновании своих высказываний.

Тип урока: урок  изучения  нового материала.

Используемые технологии:  проблемное обучение, игровое обучение,  технология «Интеллект», информационная технология, КСО.

Формы учебной деятельности учащихся: Индивидуальная, работа в парах.

Дидактический материал:

слайды с заданиями для устного счета;  слайды с заданиями для первичного закрепления знаний; слайды с ответами к самостоятельной работе и критериями оценки; слайд с творческим заданием, карточки с самостоятельной работой.

Оборудование: интерактивная доска           

Продолжительность урока: 40 мин.

План урока:

1. Организационный момент(1 мин.).
2. Проверка домашнего задания ( 2 мин.)
3. Устный опрос  (5 мин.)
4. Изучение нового материала (5 мин.)
5. Закрепление (  14 мин)
6. Самостоятельная работа (3 мин.)         
7.  Контроль и проверка знаний (2 мин.)
8. Задания развивающего характера  (5 мин)
8. Домашнее задание (2 мин.).
9. Подведение итогов занятия (2 мин.)
10.Рефлексия учащихся ( 1 мин.)

Ход урока

Организация начала занятия.

Для каждого ученика на парте приготовлены листы с индивидуальными заданиями. На экран спроецировано высказывание: «Наукой свет стоит, ученьем люди живут».

1. Организационный момент.

Психолого-педагогический этап, приветствие детям.

2.  Актуализация знаний учащихся

I.   Проверка домашнего задания.

Консультанты класса до урока проверили у учеников домашнюю работу и докладывают о результатах выполнения. К номерам,  вызвавшим затруднения у многих  ребят, дается пояснение.  

II. Устные упражнения

1) «Математический аттракцион»

2) Аттракцион «Весы»

Нужно вставить пропущенные числа так, чтобы весы были в равновесии

III.  Изучение нового материала.

Круг разделили на 8 равных частей. Одну из них закрасили  желтым цветом, три – зеленым, а остальные красным.

Учитель задает ученикам вопросы:

Какая часть круга закрашена желтым цветом?    ()
Какая часть круга закрашена зеленым цветом?   ()
Какая часть круга закрашена желтым и зеленым цветом вместе?( )
Как получили дробь ? ( ответ учащихся)  =     

Скажите,  каким образом выполнено сложение дробей стоящих в левой части равенства?

Какая часть круга закрашена красным цветом?  ()

Как  вы это определили? ответ учащихся)

1-    =,     -  =  .

Как выполняли вычитание в левой части равенства?

А сейчас, проанализировав выполненные нами действия, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми  знаменателями».

Предлагается записать тему урока в тетрадь и  сформулировать цель урока, правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. ( отвечают ученики)

+ =       

При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают,  а знаменатель оставляют тот же.

- =

При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого  вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.

IV. Закрепление изученного материала.

Решить устно:

 

№ 1018 (а, б) Решите уравнения:

Ответ: 

 № 1017 (а, в, д, е)  Выполните действия:

V. Самостоятельная работа.

Вариант – 1

Найдите значение выражения:

Вариант – 2

Найдите значение выражения:

VI. Контроль и проверка знаний
                                          
Ученики обмениваются с соседом по парте карточками с самостоятельной работой,  производят взаимопроверку и выставляют оценку за работу. Критерии оценки и ответы  споецированы на экран.

Критерии оценки

Кол-во выполненных заданий

оценка

5

5

4

4

3

3

1-2

2

Ответы к самостоятельной работе:

Вариант 1   

Вариант 2

VII. Задания развивающего характера 

1. Математики Древнего Египта вместо обычных для нас знаков «+» и «-»  использовали знаки        и                 (идущие ноги). Внимательно посмотри на ниже стоящие равенства:

Как вы думаете, какое действие означает каждый из этих знаков, «+»  или «-» ?

Вставьте в квадратики «идущие ноги», а в пропусках – числа так, чтобы равенства были верными.

      

Утверждения

и, л

При сложении дробей с одинаковыми знаменателями  знаменатель    складывают, а числитель оставляют тот же.

 

При сложении дробей с одинаковыми знаменателями
числители и знаменатели складывают.

 

При вычитании дробей с одинаковыми  знаменателями
из числителя вычитаемого вычитают числитель уменьшаемого,
а знаменатель оставляют тот же.

 

VIII. Домашнее задание

 п/п 26 ( правила).

Уровень А, В
№ 1021, 1041( а, г, ж ),1018 ( в, г ).

Уровень С
№ 1021, 1041( а, г, ж ), 1042 ( а )
Дается рекомендация по его выполнению.

IX . Подведение итогов урока

Оценивается работа учащихся. Выставляются оценки

X. Рефлексия

1)   Сегодня на уроке я . . .

- научился …
- было интересно …
- было трудно …
- мои ощущения …

2)   Поставьте  пожалуйста точку под рисунком, соответствующим вашему настроению.