Цели семинара:
- Обобщить знания учащихся о законах сохранения, действующих в природе;
- Выявить важнейшие соотношения между сохраняющимися величинами, получившие названия законов сохранения;
- Убедить учащихся в том, что в природе все взаимосвязано и взаимозависимо, что нельзя получить “что-то” из “ничего”, что “что-то” не исчезает бесследно;
- Акцентировать внимание учащихся на том, что многие законы рассматриваются в “замкнутой системе”, дать понятие “замкнутой системы”;
- Развивать умение учащихся анализировать, делать выводы, формулировать определения законов, абстрактно мыслить;
- Развивать глобальное и конкретное мышление;
- Развивать интерес к природе, к наукам, изучающим природу, интерес к математике, позволяющей законы природы изображать в виде формул и уравнений, интерес к русскому языку, с помощью которого можно объяснить, описать природу и законы, которые действуют в природе;
- Развивать чувство патриотизма на примере жизни и преданности отечественной науке М. В. Ломоносова;
- Учить составлению опорной схемы - конспекта семинара, умению сокращать записи, умению выделять главное из общего;
- Способствовать развитию умения использовать знания учащихся на практике, находить аналоги в других науках;
- Формировать философский подход к изучаемой теме.
План урока:
I Вводная часть.
- Сообщить тему урока и цели;
- Раздать опорную схему – конспект семинара;
- Распределить учащихся на семь групп, раздать задания, какой именно закон будет прорабатывать каждая группа.
Задание. Составьте презентацию из 5 слайдов по одному из законов сохранения в природе:
|
II Основная часть.
1. Работа в группах по созданию презентации с использованием учебной литературы и цифровых образовательных ресурсов Интернета. Необходимо предоставить учащимся учебники по физике и химии разных авторов, ссылки на сайты цифровых образовательных ресурсов Интернета.
(Задания могут быть опережающими, т.е. полученными на предыдущем уроке. В этом случае основная работа по изучению учебной литературы, использованию цифровых образовательных ресурсов, созданию презентации будет осуществлена дома. На урок учащиеся придут уже подготовленными, с готовыми презентациями. Освободившееся время можно использовать для беседы с классом об использовании законов сохранения в жизни или показу опытов, демонстрирующих действие закона с ЦОРов).
2. Сообщения учащихся о законах сохранения в природе:
- Постоянства состава;
- Сохранения массы;
- Сохранения энергии в механике;
- Сохранения энергии для тепловых процессов;
- Сохранения массы и энергии вещества;
- Сохранения импульса;
- Сохранения электрического заряда.
3. Учащиеся заполняют таблицу в опорной схеме – конспекте. Формулируют вывод.
4. На вопросы отвечают устно.
5. На вопрос, все ли законы сохранения, на ваш взгляд, открыты, может быть получен ответ: либо «да», либо «нет». Предложить учащимся пофантазировать, какие законы вы бы открыли. Если ответов не последует, предложить поразмышлять над вопросом: «Существует ли закон сохранения добра»?
III Заключительная часть.
- Самооценка. Заполнение соответствующей таблицы в опорной схеме – конспекте;
- Задание на дом;
- Выставление оценок.