Конспект урока развития речи в 5-м классе социальной (коррекционной) школы I вида. Подробное изложение текста "Лесная кормушка"

Разделы: Русский язык


ЦЕЛИ.

Образовательные.

  1. Совершенствовать навык цельного восприятия текста, навык сознательного чтения.
  2. Формировать умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, используя языковые средства исходного текста.
  3. Продолжить работу по обучению составления плана.
  4. Учить отвечать на вопросы своими словами и словами книги.

Коррекционные.

  1. Формировать навык правильного произношения слов с соблюдением норм орфоэпии.
  2. Развивать инициативную речь путем создания специальных ситуаций и в естественных условиях; закреплять значение новых слов.

Воспитательные.

  1. Прививать любовь к живой природе.

Оборудование:

Текст “Лесная кормушка”, иллюстрации, таблички со словарем, с вопросами к беседе, вариантами ответов, материал для изготовления кормушки (дно от ящика, фанера).

Особенности, задачи и структура курса русского языка в 5-7 классах специальной (коррекционной) школы 1 вида (Приложение 1).

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка аппаратов, готовности учащихся к уроку.

Учитель: Какой сейчас урок?

Ученики: Сейчас урок развития речи.

Учитель: Спросите у меня, чем будем заниматься на уроке?

Ученики: Скажите, пожалуйста, чем будем заниматься на уроке?

Учитель: Сегодня на уроке будем писать изложение по тексту “Лесная кормушка”. (Приложение 2)

П. Речевая зарядка.

Отработка логического ударения и норм орфоэпии

Учитель: Послушайте вопросы. Скажите ответы, выделяя голосом слова, важные по смыслу. (Записана фраза на доске)

Сегодня на уроке будем писать изложение по рассказу “Лесная кормушка”.

Учитель: Что будем писать?

Ученики: Будем писать изложение.

Учитель: По какому тексту будем писать изложение?

Ученики: Будем писать изложение по тексту “Лесная кормушка”.

III. Вступительная беседа.

Учитель: Какие птицы остаются зимовать? Как называются такие птицы?

(Учитель обращает внимание детей на иллюстрации зимующих птиц, следит за правильностью построения предложений)

Учитель: Что едят птицы зимой?

(Учитель выслушивает ответы учащихся, затем предлагает табличку с ответом)

Зимой птицы едят семена растений, ягоды рябины, сухие крошки хлеба, кусочки несоленого сала.

(Дети читают)

Учитель: Как люди заботятся о птицах?

Ученики: Люди делают кормушки, дают птицам корм.

Учитель: А как вы помогаете птицам? (Ответы детей)

Рассказ учителя о пользе птиц. (Текст записан на плакате)

Берегите птиц!

Птицы - помощники человека в уничтожении вредных насекомых и их личинок.

Для того чтобы сохранить наших крылатых помощников, нужно, прежде всего, не губить их самих, а также не трогать их гнезда и яйца. Зимой птиц нужно подкармливать.

Птиц нужно беречь и любить не только потому, что они приносят пользу человеку, но и потому, что они веселы, красивы и своим поведением украшают и оживляют природу. Кроме того, многие из них прекрасно поют и приводят человека в радостное, хорошее настроение.

Давайте беречь и защищать наших пернатых друзей.

IV. Чтение текста учащимися.

Учитель: Сейчас мы прочитаем текст “Лесная кормушка”. Читайте внимательно. Подумайте, о ком и о чем в нем говорится.  (Учащиеся читают текст)

Учитель: О ком говорится в рассказе?

Учитель: О чем говорится в рассказе?

V. Беседа по содержанию текста. Словарная работа.

Учитель: Прочитайте первый абзац.

Учитель: Зачем Слава ходил после школы в лес?

(Учащиеся дают свои варианты ответов, затем учитель предлагает прочитать другие варианты ответов. Учащиеся их прочитывают хором и индивидуально. Работа над произношением)

Варианты ответов (на таблице).

После школы Слава ходил в лес, чтобы покормить своих друзей.

У Славы в лесу были друзья. Он приходил их покормить.

Слава всегда ходил в лес кормить птиц.

Учитель: Прочитайте II (второй) абзац.

Учитель: Как сказать по-другому слова? (Подберите синонимы)

Смастерил, изготовил - сделал.

После школы - после уроков.

Устроил - повесил.

Учитель: Где повесил кормушку?

Ученик: На развесистой березе. (Иллюстрация)

Учитель: Как Слава сделал кормушку? Прочитайте.

Учитель: На столе у меня лежит материал, необходимый для изготовления кормушки (донышко от ящика, два листа фанеры). Кто хочет сделать кормушку? (Один ученик работает у доски)

Учитель: Как ты сделал кормушку?

Ученик: Я взял донышко от ящика...

Учитель: Прочитайте 3 (третий) абзац, обратите внимание на слова:

Стремительно - быстро

Добыча - еда

Лакомились гроздьями рябины - ели вкусную рябину.

Стайкой - группой. (Иллюстрация)

Учитель: Какие птицы прилетали к кормушке? Дайте полный ответ.

Учитель: Определите птиц по повадкам.

Очень любили сало ….
Выхватывал семечки прямо из рук ….
Лакомились гроздьями рябины …..

VI. Составление плана (коллективное).

Учитель: Сколько частей в тексте? Прочитайте первую часть. Как ее можно озаглавить? (Аналогичная работа со второй и третьей частью)

План

  1. Слава приходил кормить птиц.
  2. Хорошая получилась столовая для птиц.
  3. Птицы прилетают полакомиться.

VII. Орфографическая работа.

Учитель обращает внимание детей на написание слов: синицы, поползень, свиристели, снегири, кормушка, добыча, стремительно.

VIII. Пересказ текста. Опрос двух учеников

IX. Работа на черновиках.

Индивидуальная работа учителя с учащимися.

X. Итог урока.

Учитель: Что мы писали на уроке? Как называется текст? О чем текст?

Оценки за урок.

ХI. Домашнее задание: написать изложение в рабочую тетрадь.