ЦЕЛИ.
Образовательные.
- Совершенствовать навык цельного восприятия текста, навык сознательного чтения.
- Формировать умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, используя языковые средства исходного текста.
- Продолжить работу по обучению составления плана.
- Учить отвечать на вопросы своими словами и словами книги.
Коррекционные.
- Формировать навык правильного произношения слов с соблюдением норм орфоэпии.
- Развивать инициативную речь путем создания специальных ситуаций и в естественных условиях; закреплять значение новых слов.
Воспитательные.
- Прививать любовь к живой природе.
Оборудование:
Текст “Лесная кормушка”, иллюстрации, таблички со словарем, с вопросами к беседе, вариантами ответов, материал для изготовления кормушки (дно от ящика, фанера).
Особенности, задачи и структура курса русского языка в 5-7 классах специальной (коррекционной) школы 1 вида (Приложение 1).
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка аппаратов, готовности учащихся к уроку.
Учитель: Какой сейчас урок?
Ученики: Сейчас урок развития речи.
Учитель: Спросите у меня, чем будем заниматься на уроке?
Ученики: Скажите, пожалуйста, чем будем заниматься на уроке?
Учитель: Сегодня на уроке будем писать изложение по тексту “Лесная кормушка”. (Приложение 2)
П. Речевая зарядка.
Отработка логического ударения и норм орфоэпии
Учитель: Послушайте вопросы. Скажите ответы, выделяя голосом слова, важные по смыслу. (Записана фраза на доске)
Сегодня на уроке будем писать изложение по рассказу “Лесная кормушка”.
Учитель: Что будем писать?
Ученики: Будем писать изложение.
Учитель: По какому тексту будем писать изложение?
Ученики: Будем писать изложение по тексту “Лесная кормушка”.
III. Вступительная беседа.
Учитель: Какие птицы остаются зимовать? Как называются такие птицы?
(Учитель обращает внимание детей на иллюстрации зимующих птиц, следит за правильностью построения предложений)
Учитель: Что едят птицы зимой?
(Учитель выслушивает ответы учащихся, затем предлагает табличку с ответом)
Зимой птицы едят семена растений, ягоды рябины, сухие крошки хлеба, кусочки несоленого сала. |
(Дети читают)
Учитель: Как люди заботятся о птицах?
Ученики: Люди делают кормушки, дают птицам корм.
Учитель: А как вы помогаете птицам? (Ответы детей)
Рассказ учителя о пользе птиц. (Текст записан на плакате)
Берегите птиц! Птицы - помощники человека в уничтожении вредных насекомых и их личинок. Для того чтобы сохранить наших крылатых помощников, нужно, прежде всего, не губить их самих, а также не трогать их гнезда и яйца. Зимой птиц нужно подкармливать. Птиц нужно беречь и любить не только потому, что они приносят пользу человеку, но и потому, что они веселы, красивы и своим поведением украшают и оживляют природу. Кроме того, многие из них прекрасно поют и приводят человека в радостное, хорошее настроение. Давайте беречь и защищать наших пернатых друзей. |
IV. Чтение текста учащимися.
Учитель: Сейчас мы прочитаем текст “Лесная кормушка”. Читайте внимательно. Подумайте, о ком и о чем в нем говорится. (Учащиеся читают текст)
Учитель: О ком говорится в рассказе?
Учитель: О чем говорится в рассказе?
V. Беседа по содержанию текста. Словарная работа.
Учитель: Прочитайте первый абзац.
Учитель: Зачем Слава ходил после школы в лес?
(Учащиеся дают свои варианты ответов, затем учитель предлагает прочитать другие варианты ответов. Учащиеся их прочитывают хором и индивидуально. Работа над произношением)
Варианты ответов (на таблице).
После школы Слава ходил в лес, чтобы покормить своих друзей. У Славы в лесу были друзья. Он приходил их покормить. Слава всегда ходил в лес кормить птиц. |
Учитель: Прочитайте II (второй) абзац.
Учитель: Как сказать по-другому слова? (Подберите синонимы)
Смастерил, изготовил - сделал.После школы - после уроков.
Устроил - повесил.
Учитель: Где повесил кормушку?
Ученик: На развесистой березе. (Иллюстрация)
Учитель: Как Слава сделал кормушку? Прочитайте.
Учитель: На столе у меня лежит материал, необходимый для изготовления кормушки (донышко от ящика, два листа фанеры). Кто хочет сделать кормушку? (Один ученик работает у доски)
Учитель: Как ты сделал кормушку?
Ученик: Я взял донышко от ящика...
Учитель: Прочитайте 3 (третий) абзац, обратите внимание на слова:
Стремительно - быстро
Добыча - еда
Лакомились гроздьями рябины - ели вкусную рябину.
Стайкой - группой. (Иллюстрация)
Учитель: Какие птицы прилетали к кормушке? Дайте полный ответ.
Учитель: Определите птиц по повадкам.
Очень любили сало | …. |
Выхватывал семечки прямо из рук | …. |
Лакомились гроздьями рябины | ….. |
VI. Составление плана (коллективное).
Учитель: Сколько частей в тексте? Прочитайте первую часть. Как ее можно озаглавить? (Аналогичная работа со второй и третьей частью)
План
- Слава приходил кормить птиц.
- Хорошая получилась столовая для птиц.
- Птицы прилетают полакомиться.
VII. Орфографическая работа.
Учитель обращает внимание детей на написание слов: синицы, поползень, свиристели, снегири, кормушка, добыча, стремительно.
VIII. Пересказ текста. Опрос двух учеников
IX. Работа на черновиках.
Индивидуальная работа учителя с учащимися.
X. Итог урока.
Учитель: Что мы писали на уроке? Как называется текст? О чем текст?
Оценки за урок.ХI. Домашнее задание: написать изложение в рабочую тетрадь.