Внеклассное мероприятие по истории: игра-путешествие "За страницами учебника истории"

Разделы: Внеклассная работа


Цели: Развивать личность учащихся на основе овладения историческими знаниями, способности ориентироваться в важнейших достижениях мировой и национальной культуры (при этом собственно интеллектуальные способности могут развиваться на основе мыслительных операций по сопоставлению и анализу исторических фактов).

Задачи:

  • Формирование познавательной деятельности учащихся через игровые и творческие задания;
  • Развитие коммуникативной культуры учащихся путём вовлечения их в атмосферу творческого, дружеского сотрудничества;
  • Воспитание патриотизма и любви к Родине.

Основные этапы игры – путешествия:

1. Представление команд (название, девиз, эмблема).
2. Командные соревнования по станциям.

  • Станция “Античный мир”;
  • Станция “Время рыцарей”;
  • Станция “Русь изначальная”;
  • Станция “Краеведческая”;
  • Станция “Обычаи, предания, обряды”.

3. Подведение итогов и награждение победителей.

Ресурсы к игре: Задания командам по станциям.

Станция “Античный мир”.

Древний мир предстаёт перед нами таинственным и загадочным. Несмотря на проделанную огромную работу археологов, искусствоведов, историков, филологов, ещё многое остаётся нераскрытым и неизученным. У вас молодых, совсем ещё юных любителей истории есть всё возможное, чтобы разгадать, изучить, понять всё ещё неизученное. Рождались и погибали целые государства, а на их развалинах вырастали новые. Так, оказались под землёй Древний Вавилон, легендарная Ниневея, знаменитая Троя и многие другие древние города, история которых отделена от нас несколькими тысячелетиями. О жизни людей этих древних цивилизаций мы узнаём по сохранившимся памятникам культуры и искусства. Искусство и культуру Древней Греции стали называть античным с XV века, когда в Италии происходили формирование новых гуманистических мировоззрений эпохи Возрождения. За основу было взято слово antiquus -древний. Памятники древнегреческого и древнеримского искусства в эпоху итальянского Возрождения становились образцами для подражания. Красота, воспетая художниками Древней Греции, была по-своему трактована мастерами Возрождения. Но, основы, которые были заложены во времена греческой классики, остались неизменными. С этого времени и закрепилось название “античный” за искусством Древней Греции и Древнего Рима.

1 задание.

Поступило сообщение. Надо его расшифровать.

Летом 490 года до н. э. гонец из прибрежного селения принёс в Афины страшную весть: “Персидский ц---ь К----с в-------я с в-----м в М---------й б---е, в---е к-----и п----в. В----------ь! В-е на з----у А--н!”

2 задание.

Жили ли они?

Указать, кто жил в действительности, а кто, является вымышленным персонажем.

Хеопс   Солон  
Синухет   Ахиллес  
Осирис   Ника  
Хаммурапи   Спартак  
Гомер   Юстиниан  
Мильтиад   Нут  
Геб   Пир  
Дарий   Плутарх  
Крез   Антигона  
Голиаф   Зевс  

3 задание.

Назвать известных греческих богов.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

4 задание.

Игра лабиринт. Чтобы выйти из лабиринта, надо правильно ответить на 5 вопросов.

В каких странах протекают эти реки.

  1. Тигр –
  2. Ганг –
  3. Иордан –
  4. Хуанхэ –
  5. Нил –

5 задание.

Приведите в соответствие:

А) Глиняные сосуды с 2 ручками для хранения вина и масла 1) Триеры
Б) Греческие боевые корабли 2) Архонты
В) Государственные рабы в Спарте 3) Амфоры
Г) Выборные правители в Афинах во времена Солона 4) Илоты

Станция “Время рыцарей”.

И рыцаря труба в ответ поёт,
Труба зачинщика надменный вызов шлёт,
Поляна вторит им и небосвод.
Забрала опустили седоки,
И к панцирям прикреплены древки.
Вот кони понеслись, и, наконец,
С бойцом вплотную съехался боец.

1 задание. “Обращение к Прекрасной Даме”.

1 представитель от каждой команды обращается к Прекрасной Даме с куртуазным монологом, который сочиняет вся команда.

2 задание. “Кодекс рыцарской чести”.

Каждой команде даётся 1 отрывок из стихов Бертрана де Борна, и она должна определить, какие рыцарские добродетели прославляет поэт?

1.

А рыцарю стареть бы не давали
Отважный риск и вкус к делам большим,
Пиры в его гостеприимном зале
И щедрость, чей порыв неудержим:
Пусть на турнир иль боевой отряд
Своё добро он тратит всё подряд,
В пылу игры умеет всё спустить
И знает, как красавицу прельстить.
Какие рыцарские добродетели прославляет Бертран де Борн?

2.

Всю жизнь я только то и знал,
Что дрался, бился, фехтовал,
Везде, куда не брошу взгляд,
Луг смят, двор выжжен, срублен сад,
Вместо лесов – лесоповалы…
Какие рыцарские добродетели прославляет Бертран де Борн?

3 задание. Словесный поединок.

Как называются военные состязания рыцарей? Что вы знаете о правилах проведения таких поединков? Участники какой команды вспомнят и произнесут больше учтивых слов.

Станция “Русь изначальная”.

Составить из предложенных слов кроссворд.

  1. Племена, признавшие власть Киева, заключали договор с Русью.
  2. Военачальник, возглавляющий дружину на Руси. (Князь).
  3. Религиозные верования, отличающиеся тем, что у каждого племени, народа было множество собственных богов. (Язычество).
  4. Имя первого князя Киевской Руси. (Олег).
  5. Повседневная жизнь. (Быт).
  6. Заселение, освоение пустующих земель. (Колонизация).
  7. Натуральный или денежный побор с покорённых народов. (Дань).
  8. Варяжский князь, призванный на княжество в Новгороде. (Рюрик).
  9. Народное собрание. (Вече).
  10. Часть норманнов, которая осела в землях восточных славян. (Русы).
  11. Основная политическая система общества, устанавливающая власть, порядок, систему взаимоотношений граждан, социальных групп, осуществляющая внутреннюю и внешнюю политику. (Государство).
  12. Объезд князем своих земель с дружиной для сбора дани. (Полюдье).
  13. Места для сбора дани. (Погосты).
  14. Размер дани. (Уроки).
  15. Преобразование. Изменение, переустройство существующих сторон жизни общества. (Реформа).

Станция “Краеведческая”.

1 задание. Какие города Красноярского края зашифрованы в этих ребусах.

2 задание. Ответить на вопросы.

1. Площадь Красноярского края

а) 3 млн. 340 тыс. кв. км.
б) 4 млн. 340 тыс. кв. км.
в) 5 млн. 340 тыс. кв. км.

2. Самая северная точка на материке?

а) мыс Челюскина;
б) остров Сибирякова;
в) остров Диксона.

3. По территории Красноярского края протекает река

а) Волга;
б) Днепр;
в) Енисей.

4. Численность населения Красноярского края

а) более 3 млн. человек;
б) более 6 млн. человек;
в) более 10 млн. человек.

5. Когда был образован Красноярский край?

а) 5 января 1924 г;
б) 7 декабря 1934 г;
в) 8 июня 1936 г.

6. На каком полуострове расположен город Норильск?

а) Балканском;
б) Синайском;
в) Таймыр.

7. Когда Норильск стал городом?

а) 1936 г;
б) 1953 г;
в) 1993 г.

8. Название “Талнах”

а) “запретное место”;
б) “ высокая гора”;
в) “снежная долина”.

3 задание. Назовите коренные народы Красноярского края.

Побеждает та команда, которая назовет большее число коренных народов.

Станция “Обычаи, предания, обряды”.

1. О каком празднике идёт речь.

В старину этот праздник начинался с понедельника. Сейчас начинается с утра субботы. По-другому Сырная неделя. Названа так, что в течение недели позволяется вкушать коровье масло. Это праздник обжорства, игр и кулацких боёв. Пиршество можно разделить на 3 части:

  1. Встреча.
  2. Разгул или широкая.
  3. Прощание – воскресенье.

Это последние дни зимы. Встреча весны.

От этого происходят поговорки “Не житьё, а……”, “Душа моя …..”, “Сахарные твои уста …”.

2. Христианский церковный праздник. Называют этот праздник Праздником Праздников и Торжеством Торжеств. Праздник подвижный, каждый год он отмечается в разные дни. В это году будет отмечаться 27 апреля.

В продолжение всей страстной седмицы люди чистят, моют жильё. Четверг называется чистым. В этот день, по народным представлениям, “даже ворона своих воронят в луже моет”.

Это церковный праздник посвящен воскрешению Иисуса Христа.

3. Этот христианский праздник относится к переходящим праздникам и празднуется через 50 дней после Пасхи. В этот день вспоминается великое событие – сошествие Святого Духа на апостолов.

Устраиваются народные гуляния с качелями. Украшают жильё берёзками и цветами.

В народе говорят: “… пришла: три мужика, один – старец, Бог – Отец, второй сын, лет тридцати, и третий совсем мальчик, по десятому год”.

4. Празднуется 24 июня. В старину - день жатвы, и приносили жертвы из некоторых трав. Зажигали костёр из трав и плясали вокруг него.

Христианство положило конец языческим обрядам, однако этот праздник остался в народной памяти.

С вечера идут в лес искать папоротник. В этот день принято искать клад. Поиски должны увенчаться успехом.

В старину пели:
Купала на Ивана,
Та купался Иван,
Та в воду упал;
Купала на Ивана.