Цели: Развивать личность учащихся на основе овладения историческими знаниями, способности ориентироваться в важнейших достижениях мировой и национальной культуры (при этом собственно интеллектуальные способности могут развиваться на основе мыслительных операций по сопоставлению и анализу исторических фактов).
Задачи:
- Формирование познавательной деятельности учащихся через игровые и творческие задания;
- Развитие коммуникативной культуры учащихся путём вовлечения их в атмосферу творческого, дружеского сотрудничества;
- Воспитание патриотизма и любви к Родине.
Основные этапы игры – путешествия:
1. Представление команд (название, девиз,
эмблема).
2. Командные соревнования по станциям.
- Станция “Античный мир”;
- Станция “Время рыцарей”;
- Станция “Русь изначальная”;
- Станция “Краеведческая”;
- Станция “Обычаи, предания, обряды”.
3. Подведение итогов и награждение победителей.
Ресурсы к игре: Задания командам по станциям.
Станция “Античный мир”.
Древний мир предстаёт перед нами таинственным и загадочным. Несмотря на проделанную огромную работу археологов, искусствоведов, историков, филологов, ещё многое остаётся нераскрытым и неизученным. У вас молодых, совсем ещё юных любителей истории есть всё возможное, чтобы разгадать, изучить, понять всё ещё неизученное. Рождались и погибали целые государства, а на их развалинах вырастали новые. Так, оказались под землёй Древний Вавилон, легендарная Ниневея, знаменитая Троя и многие другие древние города, история которых отделена от нас несколькими тысячелетиями. О жизни людей этих древних цивилизаций мы узнаём по сохранившимся памятникам культуры и искусства. Искусство и культуру Древней Греции стали называть античным с XV века, когда в Италии происходили формирование новых гуманистических мировоззрений эпохи Возрождения. За основу было взято слово antiquus -древний. Памятники древнегреческого и древнеримского искусства в эпоху итальянского Возрождения становились образцами для подражания. Красота, воспетая художниками Древней Греции, была по-своему трактована мастерами Возрождения. Но, основы, которые были заложены во времена греческой классики, остались неизменными. С этого времени и закрепилось название “античный” за искусством Древней Греции и Древнего Рима.
1 задание.
Поступило сообщение. Надо его расшифровать.
Летом 490 года до н. э. гонец из прибрежного селения принёс в Афины страшную весть: “Персидский ц---ь К----с в-------я с в-----м в М---------й б---е, в---е к-----и п----в. В----------ь! В-е на з----у А--н!”
2 задание.
Жили ли они?
Указать, кто жил в действительности, а кто, является вымышленным персонажем.
Хеопс | Солон | ||
Синухет | Ахиллес | ||
Осирис | Ника | ||
Хаммурапи | Спартак | ||
Гомер | Юстиниан | ||
Мильтиад | Нут | ||
Геб | Пир | ||
Дарий | Плутарх | ||
Крез | Антигона | ||
Голиаф | Зевс |
3 задание.
Назвать известных греческих богов.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
4 задание.
Игра лабиринт. Чтобы выйти из лабиринта, надо правильно ответить на 5 вопросов.
В каких странах протекают эти реки.
- Тигр –
- Ганг –
- Иордан –
- Хуанхэ –
- Нил –
5 задание.
Приведите в соответствие:
А) | Глиняные сосуды с 2 ручками для хранения вина и масла | 1) | Триеры |
Б) | Греческие боевые корабли | 2) | Архонты |
В) | Государственные рабы в Спарте | 3) | Амфоры |
Г) | Выборные правители в Афинах во времена Солона | 4) | Илоты |
Станция “Время рыцарей”.
И рыцаря труба в ответ поёт,
Труба зачинщика надменный вызов шлёт,
Поляна вторит им и небосвод.
Забрала опустили седоки,
И к панцирям прикреплены древки.
Вот кони понеслись, и, наконец,
С бойцом вплотную съехался боец.
1 задание. “Обращение к Прекрасной Даме”.
1 представитель от каждой команды обращается к Прекрасной Даме с куртуазным монологом, который сочиняет вся команда.
2 задание. “Кодекс рыцарской чести”.
Каждой команде даётся 1 отрывок из стихов Бертрана де Борна, и она должна определить, какие рыцарские добродетели прославляет поэт?
1.
А рыцарю стареть бы не давали
Отважный риск и вкус к делам большим,
Пиры в его гостеприимном зале
И щедрость, чей порыв неудержим:
Пусть на турнир иль боевой отряд
Своё добро он тратит всё подряд,
В пылу игры умеет всё спустить
И знает, как красавицу прельстить.
Какие рыцарские добродетели прославляет Бертран де Борн?
2.
Всю жизнь я только то и знал,
Что дрался, бился, фехтовал,
Везде, куда не брошу взгляд,
Луг смят, двор выжжен, срублен сад,
Вместо лесов – лесоповалы…
Какие рыцарские добродетели прославляет Бертран де Борн?
3 задание. Словесный поединок.
Как называются военные состязания рыцарей? Что вы знаете о правилах проведения таких поединков? Участники какой команды вспомнят и произнесут больше учтивых слов.
Станция “Русь изначальная”.
Составить из предложенных слов кроссворд.
- Племена, признавшие власть Киева, заключали договор с Русью.
- Военачальник, возглавляющий дружину на Руси. (Князь).
- Религиозные верования, отличающиеся тем, что у каждого племени, народа было множество собственных богов. (Язычество).
- Имя первого князя Киевской Руси. (Олег).
- Повседневная жизнь. (Быт).
- Заселение, освоение пустующих земель. (Колонизация).
- Натуральный или денежный побор с покорённых народов. (Дань).
- Варяжский князь, призванный на княжество в Новгороде. (Рюрик).
- Народное собрание. (Вече).
- Часть норманнов, которая осела в землях восточных славян. (Русы).
- Основная политическая система общества, устанавливающая власть, порядок, систему взаимоотношений граждан, социальных групп, осуществляющая внутреннюю и внешнюю политику. (Государство).
- Объезд князем своих земель с дружиной для сбора дани. (Полюдье).
- Места для сбора дани. (Погосты).
- Размер дани. (Уроки).
- Преобразование. Изменение, переустройство существующих сторон жизни общества. (Реформа).
Станция “Краеведческая”.
1 задание. Какие города Красноярского края зашифрованы в этих ребусах.
2 задание. Ответить на вопросы.
1. Площадь Красноярского края
а) 3 млн. 340 тыс. кв. км.
б) 4 млн. 340 тыс. кв. км.
в) 5 млн. 340 тыс. кв. км.
2. Самая северная точка на материке?
а) мыс Челюскина;
б) остров Сибирякова;
в) остров Диксона.
3. По территории Красноярского края протекает река
а) Волга;
б) Днепр;
в) Енисей.
4. Численность населения Красноярского края
а) более 3 млн. человек;
б) более 6 млн. человек;
в) более 10 млн. человек.
5. Когда был образован Красноярский край?
а) 5 января 1924 г;
б) 7 декабря 1934 г;
в) 8 июня 1936 г.
6. На каком полуострове расположен город Норильск?
а) Балканском;
б) Синайском;
в) Таймыр.
7. Когда Норильск стал городом?
а) 1936 г;
б) 1953 г;
в) 1993 г.
8. Название “Талнах”
а) “запретное место”;
б) “ высокая гора”;
в) “снежная долина”.
3 задание. Назовите коренные народы Красноярского края.
Побеждает та команда, которая назовет большее число коренных народов.
Станция “Обычаи, предания, обряды”.
1. О каком празднике идёт речь.
В старину этот праздник начинался с понедельника. Сейчас начинается с утра субботы. По-другому Сырная неделя. Названа так, что в течение недели позволяется вкушать коровье масло. Это праздник обжорства, игр и кулацких боёв. Пиршество можно разделить на 3 части:
- Встреча.
- Разгул или широкая.
- Прощание – воскресенье.
Это последние дни зимы. Встреча весны.
От этого происходят поговорки “Не житьё, а……”, “Душа моя …..”, “Сахарные твои уста …”.
2. Христианский церковный праздник. Называют этот праздник Праздником Праздников и Торжеством Торжеств. Праздник подвижный, каждый год он отмечается в разные дни. В это году будет отмечаться 27 апреля.
В продолжение всей страстной седмицы люди чистят, моют жильё. Четверг называется чистым. В этот день, по народным представлениям, “даже ворона своих воронят в луже моет”.
Это церковный праздник посвящен воскрешению Иисуса Христа.
3. Этот христианский праздник относится к переходящим праздникам и празднуется через 50 дней после Пасхи. В этот день вспоминается великое событие – сошествие Святого Духа на апостолов.
Устраиваются народные гуляния с качелями. Украшают жильё берёзками и цветами.
В народе говорят: “… пришла: три мужика, один – старец, Бог – Отец, второй сын, лет тридцати, и третий совсем мальчик, по десятому год”.
4. Празднуется 24 июня. В старину - день жатвы, и приносили жертвы из некоторых трав. Зажигали костёр из трав и плясали вокруг него.
Христианство положило конец языческим обрядам, однако этот праздник остался в народной памяти.
С вечера идут в лес искать папоротник. В этот день принято искать клад. Поиски должны увенчаться успехом.
В старину пели:
Купала на Ивана,
Та купался Иван,
Та в воду упал;
Купала на Ивана.