Цели и задачи урока:
Познавательная:
- Проследить процесс, складывания антифашисткой коалиции.
- Выяснить, как осуществлялось сотрудничество, и какие задачи решали союзники на разных этапах войны.
- Оценить роль антифашисткой коалиции в победе.
Развивающая: способность развитию, у учащихся умений понимать проблемы, анализировать материал, рассуждать самостоятельно, находить в источнике подтверждения своим предположениям, аргументировать свою точку зрения – учить историческому мышлению на конкретных примерах.
Воспитательная: пробудить интерес к изучаемому периоду истории, формировать чувство гордости и патриотизма.
Оборудование: Левандовский “Россия в XX веке”. Чубарьян “Отечественная история XX начала XXI”. Алексашкина “Новейшая история”.
Историко-художественная хрестоматия по ВОВ, плакаты “Большая тройка”, “Сталинизм и фашизм в альянсе”, опорная схема.
Урок по технологии традиционного обучения комбинированный урок.
Ход урока
1. Вводное слово учится, постановка проблемы.
Грозное страшное слово война.
В мире страшней не найти.
Жжёт, убивает, душит она.
Все на своем пути.
Вторая мировая война – это самый крупный конфликт в истории человечества. В ней принимало участие 61 государство. Вторая мировая война – была войной дипломатий.
(Откройте тетради, запишите тему урока: “Дипломатия в годы второй мировой войны”).
(Консультант).
Вторая мировая война – это война коалиции, одна из которых – фашистская – сложилась до начала военных действий, а вторая – антифашистская – в ходе военных действий для совместной борьбы с агрессией. На уроке мы должны проследить процесс, складывания антифашистской коалиции, как разворачивались события на “дипломатическом фронте” какие задачи ставили союзники на разных этапах войны, оценить роль антифашистской коалиции в победе над фашизмом.
План урока:
- Образование коалиции фашистских государств.
- Особенности советской дипломатии 1939 – 1940.
- Создание антигитлеровской коалиции.
- Проблема второго фронта.
- Вехи сотрудничества и появление противоречий.
- Советские дипломаты.
- Дальневосточная компания советской армии.
- Итоги войны.
- Послевоенное урегулирование СССР и ООН.
2. Образование коалиции фашистских государств.
а) Работа с датами. Вывешиваю таблицу: система международных договоров – агрессоров привела к созданию фашистской коалиции. Вспомните договора.
Дополнение учителем | |
25 октября 1936 – Договор между
Германией и Италией о военном сотрудничестве. 25 ноября 1936 – Антикоминтерновский пакт между Германией и Японией. 6 ноября 1937 – к пакту присоединилась Италия. 29 мая 1939 – Стальной пакт о дружбе Германии, Италии. 27 сентября 1940 – Берлинский пакт о военном союзе основных участников Антикоминтерновского пакта. |
На заключение договора повлияли
события в Эфиопии и Испании. Германия признала
захват Эфиопии Италией. Страны договорились о
разграничении сфер влияния в Европе (ось
Берлин – Рим). Под флагом борьбы с Коминтерном был оформлен блок, ставящий целью завоевать мировое господство.
1939 г. – Венгрия – Испания – Маньчжоу–Го. Окончательно оформился военный блок. |
В ноябре к пакту присоединилась Венгрия, Румыния. Участниками пакта стали Болгария, Испания, Финляндия, Сиам, Маньчжоу – Го, Марионеточные государства Словакия, Хорватия.
3. Особенности советской дипломатии 1939 – 1940гг.
а) Беседа с учащимися.
В 1940г. во время визита в Германию, нарком иностранных дел СССР Молотов высказал идею возможности присоединения к договору СССР, при соблюдении внешне политических интересов. Молотов определял внешнюю политику в эти годы, 3 мая 1939 он сменил Литвинова. Это отражало переориентацию советского руководства в вопросах внешней политике в сторону сближения с Германией?
Давайте вспомним.
Как же происходит это сближение?
Политика коллективной безопасности.
(Сотрудничество государств по поддержанию мира, подписание соглашений о взаимопомощи государств).
Какие договора были подписаны?
(Договора о взаимопомощи с Францией, Чехословакией, Монголией о ненападении с Китаем).
Как Мюнхенское соглашение отразилось на идее создания системы коллективной безопасности?
(Расчленение и оккупация Чехословакии привели к краху политики коллективной безопасности. СССР вновь должен был искать надежных союзников для оказания помощи в трудную минуту).
Англо – Франко – Советские переговоры.
Когда происходили, что вам известно о них?
Пакт Молотова – Риббентрона.
Охарактеризуйте пакт. Какие последствия имел данный пакт. Дайте оценку внешней политики СССР в 1939г.
Вывод: политика советской дипломатии не отличалась ясностью и последовательностью. Сталинская дипломатия заключалась в том, чтобы попытаться лавировать, играть на противоречиях Англии, Франции с одной стороны, Германией с другой. Проводя эту политику, сталинское руководство отдавало предпочтение тайной дипломатии. В 1939г. происходит ориентация СССР во внешне политическом курсе и складывается альянс сталинизма и фашизма.
4. Создание антифашистской коалиции.
а) Рассказ учителя.
Однако данная политика, беспринципные сделки, пакт Молотова – Риббентрона и его реализация привели мир к началу второй мировой войны. Захватив Польшу Германия, оказалась вблизи наших границ. 21 июня 21:30 (зачитать пособие стр. 127)
Расчет Гитлера на то, что Советский Союз, окажется в международной изоляции, не оправдался. Сразу же после войны правительства Англии и США выступили с заявлениями о поддержке СССР. Началось складывание антигитлеровской коалиции.
б) Работа в тетради (составление опорной схемы).
П. 57 Левандовский стр. 256.
Алексашкина стр. 131.
В начале урока дать карточки учащимся для выполнения заданий:
1. 22.06.1941 | 2. Складывание коалиции. |
24.06.1941 | |
3.07.1941 | Решения: |
12.071941 | 3. Тегеранской. |
29.09 – 1.10.1941 | 4. Ялтинской. |
1.01.1942 | 5. Потсдамской. |
Проверить выполнение работ. Вывешиваю плакат “складывания коалиции ”.
Процесс создания коалиции был непростым. Важным моментом в создании коалиции явилось вступление США в войну. Утром 7 декабря 1941г. Япония обрушила удары с воздуха и военных кораблей на главную морскую базу США – Перл – Харбор на Гавайских островах. Здесь были сосредоточены основные американские силы в Тихом океане. Нападение было неожиданным, в результате США понесли тяжелые потери. 8 декабря 1941 США объявили войну Японии. Одновременно японцы начали наступление на британские колонии. В результате Англия вступила в войну с Японией. Союз СССР, для Англии и США стал неизбежен, процесс образования коалиции завершился в мае – июне 1942г.
5. Проблема второго фронта.
С первых же дней войны между союзниками наметились разногласия по вопросу открытия второго фронта. В чем же проблемность этого вопроса? Одна из причин разногласий заключается в разном понимании второго фронта. Для союзников это были военные действия против фашистской коалиции во французской Северо-Западной Африке в 1941-1943, а в 1943 высадкой на Сицилии в Южной Италии.
Сталин обратился с просьбой открыть второй фронт в сентябре 1941г., место высадке войск для советского руководства территория Северной Франции. Второй фронт был открыт в июне 1944г. 6 июня 1944г. высадка англо-американских войск в Нормандии.
Какие еще разногласия существовали между ними? (Найдите в учебнике Чубарьян стр.137)
- Проблема послевоенного устройства.
- Послевоенный путь развития освобожденных стран
Восточной Европы.
Важные решения по данным вопросам рассматривались на конференциях?
Рассмотреть конференции (работа с учебником).
Дата | |
Место | По одному ученику освещают этот вопрос |
Участники | |
Решения |
Стр. 138 Чубарьян.
Стр. 257 Левандовский.
Стр. 134-138 Алексашкина Вывешиваю таблицы.
6. Дальневосточная компания советской армии.
В соответствии с договоренностью достигнутой в Ялте Советское правительство объявило войну Японии (зачитать заявление Советского правительства, стр.280 хрестоматия, видеофильм – “И на Тихом океане”)
Какие были проведены операции Советской армией по разгрому Японии?
- Маньчжурская наступательная операция 9 авг. –
2 сен. 1945г
- Южно – Сахалинская наступательная 11 – 25 авг. 1945
- Курильская десантская 18 авг. – 2 сен. 1945г.
7. Итоги войны.
Таблица.
Сотрудничество способствовало разгрому фашистского блока, но ведущей силой антигитлеровской коалиции был СССР, принявший всю тяжесть войны.
21 августа 1944г. в Думбартон – Оксе (пригород Вашингтона) была созвана конференция представителей СССР, США, Великобритании и Китая. Советскую делегацию возглавлял посол СССР, в США Громыко.
Конференция подготовила предложения о создании международной организации по сохранению мира и безопасности. Был разработан проект Устава ООН.
На Ялтинской конференции главы трех правительств договорились о созыве в апреле 1945г. в Сан-Франциско конференции объединенных Нации. Конференция была открыта 25 апреля 1945г. – принимали участие представители 50 стран, которые считаются государствами -
учредителями ООН. В итоге работы конференции 26 июня 1945г. подписан Устав ООН.
Большую роль во внешнеполитическом курсе СССР играли советские дипломаты.
Стр. 138 назовите фамилии.
Более 60 лет прошло с тех пор, когда дипломаты своим трудом внесли вклад в победу. Но в нашей республике мы также можем найти такие страницы в истории дипломатии. В этом году российская общественность отмечает 450-летие вхождение Башкирии в состав Русского государства. Ярким примером дипломатии является поездка башкирских послов в 1556г. к Ивану Грозному, а затем подписание грамоты вхождение башкирских племен в состав Русского государства, что нашло отражение и на нашем гербе.
8. Заключительная часть.
Рассмотрели тему:
Дипломатия Второй мировой войны.
Задание:
“5” “Большая тройка”. Атомная бомбардировка японских городов. Разгром Квантунской армии. Итоги, уроки и цена победы.
“4”
стр. 139 Алексашкина вопросы 3-7
стр. 143 Чубарьян 1-2
стр. 260 Левандовский 2,4
Выставление оценок.