Игра "Морской бой" для учащихся10–11-х классов

Разделы: Внеклассная работа


Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой мозг,
свою волю, воспитывает в себе настойчивость
и упорство в достижении цели.

А.Маркушевич.

Цели:

  • Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся;
  • Развитие культуры коллективного умственного труда;
  • Развитие интереса учащихся к занятиям математикой;
  • Расширение математического кругозора учащихся.

Форма: Дидактическая игра “Морской бой”.

Оборудование: макеты кораблей, табло игры, игровое поле, материал к вопросам, карточки.

А Б В Г Д
10 40 30 20 10
5 25 15 30 40
10 5 15 5 20
5 10 25 10 15
40 30 5 10 20

Поле игры

Команда Баллы
   
   

Табло игры.

Правила игры: 2 команды 10-х классов по 6 человек, выбирают командира корабля.

Каждая клеточка игрового поля оценивается определенным баллом, это и время на обдумывание вопроса в секундах. Если команда попала в цель (а цель потопить корабли противника), который разместил их на своем игровом поле, в количестве 5 кораблей-3 одноклеточных, 2 -двухклеточных, то получает в “+” очки, поставленные в клетке. Если нет, то команда отвечает на вопрос той сложности сколько очков на клетке. Выигрывает команда, которая первая “утопила” корабли противника.

Ход игры

1. Право выстрела.

Право первого выстрела по кораблям получит та команда, которая правильно ответит на вопрос.

Автор учебника по алгебре за 10 класс.

2. История.

У нас два главных корабля на нашем “военно-морском ученье”. “Аврора” – крейсер Балтийского флота. В строю с 1903 года, участвовалав Цусимском сражении 1905 года. С 1948 года на вечной стоянке на Неве, как памятник Центрального военно-морского музея.

“Варяг” – русский крейсер в строю с 1901 года. В начале русско-японской войны 1904 года, “Варяг” героически сражался у Чемульпо (Корея) с японской эскадрой. Ввиду угрозы захвата противником был затоплен.

3. Игра.

Одна команда, т.е. капитан производит выстрел по полю противника, ведущий задает вопрос, помощник заносит очки в табло, отмечает выстрел на поле, которое находится на доске.

4. Вопросы.

5-бальные (время 5с).

1. Все знают, что тысяча тысяч – это миллион. Но мало кто знает, как называются следующие разряды. Для их названий приняты латинские наименования чисел. Тысяча миллионов называется биллион, и т.д.Вопрос! Что означают приставки “би”, “три”, “квадра”, “квинта”?

  • “Би” – 2,
    “Три” – 3,
    “Квадра” – 4,
    “Квинта” – 5.

2. Какое слово лишнее в следующем перечне: скорость, время, путь, площадь, метр, секунда.

3. Сколько земли в дыре глубиной 2 метра, шириной 2 м, длиной 2м?

  • Нисколько.

4. У продавца в киоске конверты сложены в пачки по 100 штук. Как ему быстрее отсчитать 75 штук?

5. Сошлись два пастуха Иван да Петр. Иван говорит Петру: “Отдай ты мне одну овцу, тогда у меня будет овец ровно вдвое больше, чем у тебя.” А Петр ему отвечает: “Нет! Лучше ты мне отдай одну овцу, тогда у нас овец будет поровну”. Сколько овец у каждого?

  • У Ивана 7 овец, у Петра 5 овец.

6. Лиса купила у пчел 100 кг меда за 1 миллион рублей, а на рынке продала его за 12 тыс, рублей за 1 кг. Спрашивается: какой доход получила лиса?

  • 200 тыс рублей.

7. Один человек купил трех коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается: почем каждая коза пошла?

  • По траве.

8. Что такое среднее геометрическое или среднее пропорциональное?

  • Высота прямоугольного треугольника, опущенная на гипотенузу.

9. Металлическая проволока длиной 30 см согнута в форме прямоугольника Если длина этого прямоугольника равна 9 см, то чему равна его ширина?

  • 6 см.

10. Для того чтобы пробить 6 раз часам понадобилось 30 секунд. Сколько времени будет продолжаться бой часов в полдень?

  • 66 секунд.

10-ти бальные вопросы.

1. Двенадцатый месяц у нас называется “декабрь”, это слово происходит от греческого “дека”-десять, отсюда также слово “декаметр”-10л, “декада”-10 дней. Выходит, что месяц декабрь носит название “десятый”. Чем объяснить это несоответствие?

  • Раньше новый год начинался с марта месяца.

2. Шли две матери с дочерью, да бабушка с внучкой, нашли полтора пирога. Помногу ли досталось?

  • По полпирога.

3. Каждая спичка имеет длину 4 см 5 мм, как из 15 спичек сложить метр?

4. Акитаметам – ацирац куан, екитеифира – ацирац акитаметам. Что здесь сказано?

5. Почему штативы и фотоаппараты, землемерные инструменты и рояли имеют три ноги, а не четыре?

  • Три точки имеют единственную плоскость.

6. Черепаха Тортилла имеет обыкновение совершать утреннюю пробежку по стадиону: по часовой стрелке она проползает за 90 минут, а против часовой стрелки – за 1,5 часа. Чем объяснить несовпадение результатов?

  • 90 минут = 1,5 часам.

7. В рулоне 8 м полотна. Каждый день продают по 2 метра. В течении скольких дней продавец будет отрезать по 2 метра?

  • В течение 3 дней.

8. Покажите лоб, в котором 7 пядей?

  • Такого лба нет. Пядь это расстояние между концами растянутых большого и указательного пальцев, по крайней мере 16 см. 7 пядей это 112 см.

9.

Арифметический я знак.
В задачниках меня найдешь во многих строчках,
Лишь “о” ты вставишь, в знаке как,
И я географическая точка.

  • Плюс-полюс.

10. В старину часто пользовались солнечными часами. Они известны более 3000 лет. В солнечных часах время определяется по положению тени от наклонного стержня на циферблате. Каков механизм работы этих часов?

  • Циферблат располагают так, чтобы в полдень тень была направлена на север.

11. Бизнесмен положил в банк 1 миллион рублей. Через год он забрал из банка 1 миллион 500 тыс. рублей. Какова процентная ставка в этом банке?

  • 150 %

12. Два мальчика решили купить книгу. Одному из них не хватало 5 руб, а второму – 1 рубль. Они сложили деньги, но их все равно не хватило. Сколько стоила книга?

  • 5 рублей.

15-бальные вопросы.

1. Крыша одного дома не симметрична: один ее скат составляет с горизонтом угол в 700 а другой в 600 . Предположим, что петух откладывает на гребне яйцо, куда оно покатиться.

  • Петух яйца не несет.

2.Вдоль улицы стоит 100 домов. Мастера попросили изготовить номера для всех домов начиная от 1 до 100. Чтобы выполнить заказ он должен запастись цифрами. Подсчитайте, сколько девяток потребуется мастеру?

  • 20 штук.

3. Два друга решили заработать. Они купили у киоске 100 газет по 300 руб За газету и стали продавать их по 500 рублей за штуку. Какой доход получат ребята когда продадут все газеты?

  • 20 тыс. рублей.

4.

У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.

Объясните, как это может быть?

  • Цепь все время наматывается или сматывается с дуба так, что она натянута. Цепь замкнута это окружность, не замкнута – спираль.

5. Древнегреческий математик, который составил таблицу простых чисел .Этот способ назван его именем.

  • Эратосфен. Решето Эратосфена.

6. Что в переводе означает слово градус?

  • Шаг.

20-ти бальные вопросы.

Назовите формулу или теорему.

  1. a2 = b2 + c2 – 2 bc cos A
  2. d = (x2 –x1 )2 + ( y2 – y1 )2
  3. S = p (p-a)(p-b)(p-c)
  4. d2 = a2 + b2 +c2
  5. b1qn – 1
  6. S=1/2 d1 d2

25-ти бальные вопросы.

1. Перед вами игральная карта: бубновый король. Посмотрите внимательно: на карте вы видите изображение ромба Почему на карте бубновой масти изображен именно ромб, а не что-нибудь другое?

  • Слово “ромб” происходит от греческого “ромбос”-означающего бубен. Раньше бубен имел форму ромба или квадрата.

2. Современные цифры 1,2,3….9,0 – ценнейший вклад в сокровищницу математики. Очень скоро эти цифры заимствовали арабы. От них же эти цифры распространились в 10-13 в. в. в Европе, а затем и во всем мире.

  • Европейцы назвали их арабским. У народов какой страны эти цифры заимствовали арабы? У индусов. Индия.

3. Температура у подножия горы была 15. На середине подъема температура понизилась на 7, на вершине она еще понизилась на 12. Какова температура на вершине горы?

  • - 4 градуса.

4. Величайшая заслуга этого древнегреческого математика в том, что он подвел итог построению геометрии и придал изложению столь совершенную форму, что на 2000 лет его труд стал энциклопедией. Кто он?

  • Евклид.

30-ти бальные вопросы.

1. Число 0,01 с. Что говорит вам это число?

  • Космический корабль за 0,01 с проходит 1 км пути.

2. Число: 20 с.

  • За это время, радиокомментатор успеет сказать 100 слов.

3. Чему равен корень уравнения: sin x cos x = 1,6?

  • Не имеет корней.

4. Вам известны пословицы:

“Чем дальше в лес, тем больше дров”.
“Каши маслом не испортишь”.
“Дальше от кумы, меньше греха”.

Чем с точки зрения математически отличаются пословицы?

  • В каждой пословице зависимость одного от другого – т.е.функция. В 1 пословице – монотонно возрастает, во 2 – монотонно не убывает, в 3 – монотонно убывает.

5. Так говорят, когда какое-то дело безнадежно затягивается. “У попа была собака, он ее любил. Она съела кусок мяса, он ее убил. И в землю закопал. И надпись написал: “У попа была собака,…”. Какая существует связь между песней и математическими понятиями?

  • Понятие периодичности.

6. Старинная русская единица длины, равна 2,54 мм (или равна длине пшеничного зерна). В настоящее время обозначает калибр огнестрельного оружия.

  • Это линия.

40-бальные вопросы.

1. Этот город был известен еще до нашей эры. С ним связано имя известного человека. Именно в этом городе на 75-м году жизни был убит римским воином известный математик, изобретатель, физик, инженер.

  • Сиракузы. Архимед.

2. Как назывались архитектурные сооружения, являющиеся одним из чудес древнего мира. Эти сооружения построены в 28 в. до н.э.; этих сооружений три.

  • Это пирамиды Хеопса, Херона, Микерина., высящиеся в Газе (Египет). Возведенные среди пустыни из светлого камня, они суровы и строги, наиболее грациозная из них пирамида Хеопса. Ее высота 146,6 м, длина основания 233.

3. Между числами замечено соответствие. Объясни закон этого соответствия.

1-4;
2-3;
3-3;
4-6;
5-4;
6-5;
8-6;
9-6;
10-6.

Счет: количество букв в каждом числительном этих чисел.

4. Древние математики Пифагор и Евклид были греками. Неудивительно, что многие термины-греческого происхождения. Однако из этих слов имело первоначальное значение то, что достойно почестей. Затем древние геометры стали называть так положение, не нуждающееся в доказательствах. Это значение сохранилось в математической терминологии и в наши дни. Что за слово?

  • Аксиома.

5. Предположим, что земной шар по экватору плотно обтянут веревкой. Её длину увеличили на 1 м. Будем считать, что образовавшийся “зазор” равномерно распределили по всему экватору. Сможет ли в этот “зазор” прошмыгнуть мышь?

Если длины двух окружностей отличаются на 1 м, то разность их радиусов равна ? “пи” (м), т. е. мышь пробежит спокойно.

6. У четырех братьев 45 рублей. Если деньги первого увеличить на 2 рубля, а деньги второго уменьшить на 2 рубля, у третьего увеличить вдвое, а у четвертого уменьшить вдвое, то у всех братьев денег окажется поровну.

Сколько денег у каждого?

У первого – 8р, у второго – 12р, у третьего – 5 р, у четвертого – 20р.

5. Итог игры.

Подводим итог игры, побеждает та команда, которая “потопила” корабли, или набрала наибольшее количество баллов.

6. Награждение.