Урок географии в 6-м классе "Вулканы –это…"

Разделы: География


Тип урока (по целям): изучение нового материала.

Вид урока по форме проведения: нетрадиционный (эвристическая беседа.)

Задачи урока:

  • Образовательные: углубление понятия «Вулкан», раскрытие причин их образования; классификация по типам извержений.
  • Развивающие:продолжить работу с эвристическими операциями: метод аналогий, метод сравнений, метод причин и следствий, метод реконструкции целого по частям и наоборот.
  • Воспитательные: уважение к мнению других, умение слушать товарищей, отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:

  • Карты: физическая карта мира.
  • Учебник: начальный курс географии 6 класс О.В. Крылова М.: Просвещение, 2000.
  • Наглядные пособия: рисунки (бог огня и кузнечного дела Вулькано), оборудование к химическому опыту, разборный макет вулкана (строение).

Ход урока и его особенности

I. ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ с учащимися через разгадывание загадок по группам.

1 группа: 2 группа: 3 группа:
Носит бабка
Снежную шапку
Каменные бока
Закутанные в облака.
(гора)
В огне горы родился –
От огня убежал
С огнем разлучился
И в небе пропал.
(дым)
Жевать – не жую
А все поедаю, сжигаю.
(огонь)

Учитель: Каким географическим объектом можно объединить все эти три слова: гора, дым, огонь.

Учащиеся: Вулкан.

Учитель: тема урока: Вулкан – это … (в конце урока вы должны продолжать эту фразу и создать свой образ вулкана. В течение урока на доске постепенно появляется определение вулкана.

Вулкан – геологическое образование, возникающее над трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергается лава, пепел, горячие газы, пары воды, и обломки пород. Различают действующие, уснувшие и потухшие вулканы, а по форме – центральные (извержение из центрального выходного отверстия) и трещинные, имеющие вид зияющих линейных трещин или ряда небольших конусов. Наибольшее количество извержений приходится на побережье Тихого океана.

II. ВЫЯВЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА.

Учитель: А на какие вопросы вы хотели бы получить ответы на нашем уроке?

Учащиеся:

  1. Что такое вулкан?
  2. Как, где, почему образуется вулкан?
  3. Какие бывают вулканы?

III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Как, где, почему образуются вулканы?

Учитель: Возьмите распечатку. Вам предлагается 6 предложений, из них мы должны составить логическую цепочку, составим схему вулкана и тогда ответим на вопрос:

  1. литосфера разбита на литосферные плиты; (1)
  2. выбрасывается вулканические пепел и бомбы, изливается лава; образуется конус вулкана; (4)
  3. магма вскипает, образуется очаг магмы; (3)
  4. литосферные плиты сталкиваются; (2)
  5. движение магмы внутри конуса происходит по трещине – жерлу; (5)
  6. образовался вулкан, на вершине которого – кратер. (6)

Литосфера расколота на гигантские блоки – литосферные плиты. Эти плиты плавают по астеносфере (верхний слой мантии, пониженной вязкости), то слегка погружаясь, то всплывая, и очень медленно, всего лишь на несколько сантиметров в год, смещаются в горизонтальном направлении. Словно льдины при ледоходе, плиты сталкиваются, разъезжаются в разные стороны. Если сталкиваются разные по толщине плиты (например, океаническая и материковая), то более тонкая ( океаническая ) погружается под материковую (см. рисунок). Давление в мантии уменьшается, магма вскипает (см. схему очаг магмы) и превращается в огненно-жидкую массу устремляясь вверх расширяя трещину, и изливается на поверхность (см. схему – жерло, лава). При извержении вулкан выбрасывает обломки горных пород: кусочки раскаленной лавы размером 2 мм – вулканический пепел и размером от нескольких см. до нескольких метров – вулканические бомбы. Они насыпают конус вулкана (см. схему). Лавовые потоки могут подпортить идеальную форму конуса, так как стекают лишь в одну сторону. Вулканы – всегда одинокие горы. Но находятся они обычно в горных районах. На верху конуса остается углубление – кратер (с греческого «чаша»). Если диаметр кратера велик, более 1-2 км, его называют кальдерой. (с португальского «котел»).

Проверка проводится во время составления схемы образования вулкана.

Учитель: Может у вас уже возник образ вулкана, запишите его.

Какие бывают вулканы? Как извергаются вулканы?

Учитель: дает понятие действующий, уснувший или спящий, потухший.

(Например, самый высокий действующий России – Ключевская Сопка на полуострове Камчатка, самый высокий действующий вулкан мира – Льюльяйльяко , Самая высокая вершина России – г. Эльбрус – потухший вулкан (Название гор дети произносят вслух.))

Работа с картой атласа по определению географических координат вулканов и распределение их по группам: действующие, спящие, потухшие

1 группа 2 группа 3 группа
55° с.ш. 160° в.д. 41° с.ш. 15° в.д. 42° с.ш. 45° в.д.
24° ю.ш. 68° з.д. 3° ю.ш. 38° в.д. 32° ю.ш. 71° з.д.
20° с.ш. 155° з.д. 19° с.ш. 98° з.д.  

Ответы соотносятся с картой на интерактивной доске

1 группа 2 группа 3 группа
влк. Ключевская Сопка влк. Везувий г. Эльбрус (Кавказ)
влк. Льюльяйльяйко влк. Килиманджаро г. Аконкагуа
влк. Килауэа влк. Орисаба  
Действующие вулканы Спящие вулканы Потухшие вулканы

Физкультминутка:

Собираемся в поход
Горная страна нас ждет
Там вулканы ввысь взлетают
А потом все затихает

Сегодня на уроке мы поговорим о действующих вулканах.

А вы подумайте: одинаково ли происходит извержение вулканов?

Учитель: Давайте произведем классификацию и разобьем вулканы по типам извержений. Учащиеся делятся на группы. 1 группа разбирает везувианский тип, 2 группа – пелейский тип, 3 группа – гавайский тип. Заполнение таблицы на интерактивной доске.

Тип извержения вулкана.
Выберите схему этого извержения.
Везувианский Пелейский Гавайский
Как происходит извержение (свойства и поведение лавы, выбросы пепла и бомб) (устно, с выбором картинки) (устно, с выбором картинки) (устно, с выбором картинки)
Пример вулкана с таким типом извержения. Его географическое положение (материк или острова)      
  просмотр CD «География. Начальный курс» для учащихся 6 классов – Etna.
Химический опыт – Вулкан
просмотр CD «География. Начальный курс» для учащихся 6 классов – Strombolle. просмотр CD «География. Начальный курс» для учащихся 6 классов – Гаваи.
  1. Визувианский тип рассматривается по учебнику стр. 80. (1 группа) выделяется главная мысль: «В начале извержения над вулканом поднимается облако, состоящие из газов и пепла (толщина может достигать несколько метров. Затем над кратером поднимается огненный столб выбрасываемой лавы. Медленным потоком она растекается по склону. Этот тип опасен своей внезапностью.» Например, Вузувий, Этна.
  2. Пелейский тип рассматривается (весь класс) по компьютерному диску 6 класс (видио. Strombolle) главная мысль: «Лава очень вязкая, она застывает в жерле. В результате происходит сильный взрыв. Лава стремительно мчится по склону». Например, Стромболле.
  3. Гавайский тип рассматривается по учебнику стр. 78. (2 группа) выделяется главная мысль: «Кратеры гавайских вулканов, словно огненные озера, всегда заполнены лавой. Иногда извержение усиливается и лава переполняет озеро. Быстрый поток жидкой лавы, словно огненная река, с оглушительным ревом стекает по склонам горы». Например, Мануа-Лоа, Килауэа. * см. рисунок 61. Стр. 79.

Учитель: Может у вас уже возник образ вулкана, запишите его.

IV. ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЕ.

Учитель: Мы рассмотрели все вопросы. Давайте разберем домашнее задание и подведем итоги урока. Решите географические задачи стр. 78,79,80. Заполнить в таблице гавайский тип извержения вулкана. Для желающих: выполните практическое задание на стр. 81. Сделайте из пластилина макет отдельно стоящего вулкана или вулканической страны. В центр конуса вулкана можно поставить пробирку и провести опыт: 2 чайные ложки соды (или мел) положить в пробирку и добавить столовый уксус не доливая ее до верха примерно 1 см.

Учитель: Какой образ вулкана у вас возник (учащиеся произносят в слух).

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Учитель: проведем блиц. Вам будет задано 5 вопросов на которые вы должны ответить «да» или «нет» поднятием карточки.

  1. Вулканический пепел – это кусочки раскаленной лавы 2 мм
  2. Вулькано – это бог воды.
  3. При гавайском типы извержения вулкана лава словно огненная река.
  4. Самый высокий действующий вулкан России – Везувий на полуострове Камчатка.
  5. Люди могут препятствовать извержению вулкана.

Учитель оценивает учащихся.