Тип урока (по целям): изучение нового материала.
Вид урока по форме проведения: нетрадиционный (эвристическая беседа.)
Задачи урока:
- Образовательные: углубление понятия «Вулкан», раскрытие причин их образования; классификация по типам извержений.
- Развивающие:продолжить работу с эвристическими операциями: метод аналогий, метод сравнений, метод причин и следствий, метод реконструкции целого по частям и наоборот.
- Воспитательные: уважение к мнению других, умение слушать товарищей, отстаивать свою точку зрения.
Оборудование:
- Карты: физическая карта мира.
- Учебник: начальный курс географии 6 класс О.В. Крылова М.: Просвещение, 2000.
- Наглядные пособия: рисунки (бог огня и кузнечного дела Вулькано), оборудование к химическому опыту, разборный макет вулкана (строение).
Ход урока и его особенности
I. ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ с учащимися через разгадывание загадок по группам.
1 группа: | 2 группа: | 3 группа: |
Носит бабка Снежную шапку Каменные бока Закутанные в облака. (гора) |
В огне горы родился – От огня убежал С огнем разлучился И в небе пропал. (дым) |
Жевать – не жую А все поедаю, сжигаю. (огонь) |
Учитель: Каким географическим объектом можно объединить все эти три слова: гора, дым, огонь.
Учащиеся: Вулкан.
Учитель: тема урока: Вулкан – это … (в конце урока вы должны продолжать эту фразу и создать свой образ вулкана. В течение урока на доске постепенно появляется определение вулкана.
Вулкан – геологическое образование, возникающее над трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергается лава, пепел, горячие газы, пары воды, и обломки пород. Различают действующие, уснувшие и потухшие вулканы, а по форме – центральные (извержение из центрального выходного отверстия) и трещинные, имеющие вид зияющих линейных трещин или ряда небольших конусов. Наибольшее количество извержений приходится на побережье Тихого океана.
II. ВЫЯВЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА.
Учитель: А на какие вопросы вы хотели бы получить ответы на нашем уроке?
Учащиеся:
- Что такое вулкан?
- Как, где, почему образуется вулкан?
- Какие бывают вулканы?
III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Как, где, почему образуются вулканы?
Учитель: Возьмите распечатку. Вам предлагается 6 предложений, из них мы должны составить логическую цепочку, составим схему вулкана и тогда ответим на вопрос:
- литосфера разбита на литосферные плиты; (1)
- выбрасывается вулканические пепел и бомбы, изливается лава; образуется конус вулкана; (4)
- магма вскипает, образуется очаг магмы; (3)
- литосферные плиты сталкиваются; (2)
- движение магмы внутри конуса происходит по трещине – жерлу; (5)
- образовался вулкан, на вершине которого – кратер. (6)
Литосфера расколота на гигантские блоки – литосферные плиты. Эти плиты плавают по астеносфере (верхний слой мантии, пониженной вязкости), то слегка погружаясь, то всплывая, и очень медленно, всего лишь на несколько сантиметров в год, смещаются в горизонтальном направлении. Словно льдины при ледоходе, плиты сталкиваются, разъезжаются в разные стороны. Если сталкиваются разные по толщине плиты (например, океаническая и материковая), то более тонкая ( океаническая ) погружается под материковую (см. рисунок). Давление в мантии уменьшается, магма вскипает (см. схему очаг магмы) и превращается в огненно-жидкую массу устремляясь вверх расширяя трещину, и изливается на поверхность (см. схему – жерло, лава). При извержении вулкан выбрасывает обломки горных пород: кусочки раскаленной лавы размером 2 мм – вулканический пепел и размером от нескольких см. до нескольких метров – вулканические бомбы. Они насыпают конус вулкана (см. схему). Лавовые потоки могут подпортить идеальную форму конуса, так как стекают лишь в одну сторону. Вулканы – всегда одинокие горы. Но находятся они обычно в горных районах. На верху конуса остается углубление – кратер (с греческого «чаша»). Если диаметр кратера велик, более 1-2 км, его называют кальдерой. (с португальского «котел»).
Проверка проводится во время составления схемы образования вулкана.
Учитель: Может у вас уже возник образ вулкана, запишите его.
Какие бывают вулканы? Как извергаются вулканы?
Учитель: дает понятие действующий, уснувший или спящий, потухший.
(Например, самый высокий действующий России – Ключевская Сопка на полуострове Камчатка, самый высокий действующий вулкан мира – Льюльяйльяко , Самая высокая вершина России – г. Эльбрус – потухший вулкан (Название гор дети произносят вслух.))
Работа с картой атласа по определению географических координат вулканов и распределение их по группам: действующие, спящие, потухшие
1 группа | 2 группа | 3 группа |
55° с.ш. 160° в.д. | 41° с.ш. 15° в.д. | 42° с.ш. 45° в.д. |
24° ю.ш. 68° з.д. | 3° ю.ш. 38° в.д. | 32° ю.ш. 71° з.д. |
20° с.ш. 155° з.д. | 19° с.ш. 98° з.д. |
Ответы соотносятся с картой на интерактивной доске
1 группа | 2 группа | 3 группа |
влк. Ключевская Сопка | влк. Везувий | г. Эльбрус (Кавказ) |
влк. Льюльяйльяйко | влк. Килиманджаро | г. Аконкагуа |
влк. Килауэа | влк. Орисаба | |
Действующие вулканы | Спящие вулканы | Потухшие вулканы |
Физкультминутка:
Собираемся в поход
Горная страна нас ждет
Там вулканы ввысь взлетают
А потом все затихает
Сегодня на уроке мы поговорим о действующих вулканах.
А вы подумайте: одинаково ли происходит извержение вулканов?
Учитель: Давайте произведем классификацию и разобьем вулканы по типам извержений. Учащиеся делятся на группы. 1 группа разбирает везувианский тип, 2 группа – пелейский тип, 3 группа – гавайский тип. Заполнение таблицы на интерактивной доске.
Тип извержения вулкана. Выберите схему этого извержения. |
Везувианский | Пелейский | Гавайский |
Как происходит извержение (свойства и поведение лавы, выбросы пепла и бомб) | (устно, с выбором картинки) | (устно, с выбором картинки) | (устно, с выбором картинки) |
Пример вулкана с таким типом извержения. Его географическое положение (материк или острова) | |||
просмотр CD «География. Начальный курс» для учащихся 6 классов – Etna. Химический опыт – Вулкан |
просмотр CD «География. Начальный курс» для учащихся 6 классов – Strombolle. | просмотр CD «География. Начальный курс» для учащихся 6 классов – Гаваи. |
- Визувианский тип рассматривается по учебнику стр. 80. (1 группа) выделяется главная мысль: «В начале извержения над вулканом поднимается облако, состоящие из газов и пепла (толщина может достигать несколько метров. Затем над кратером поднимается огненный столб выбрасываемой лавы. Медленным потоком она растекается по склону. Этот тип опасен своей внезапностью.» Например, Вузувий, Этна.
- Пелейский тип рассматривается (весь класс) по компьютерному диску 6 класс (видио. Strombolle) главная мысль: «Лава очень вязкая, она застывает в жерле. В результате происходит сильный взрыв. Лава стремительно мчится по склону». Например, Стромболле.
- Гавайский тип рассматривается по учебнику стр. 78. (2 группа) выделяется главная мысль: «Кратеры гавайских вулканов, словно огненные озера, всегда заполнены лавой. Иногда извержение усиливается и лава переполняет озеро. Быстрый поток жидкой лавы, словно огненная река, с оглушительным ревом стекает по склонам горы». Например, Мануа-Лоа, Килауэа. * см. рисунок 61. Стр. 79.
Учитель: Может у вас уже возник образ вулкана, запишите его.
IV. ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЕ.
Учитель: Мы рассмотрели все вопросы. Давайте разберем домашнее задание и подведем итоги урока. Решите географические задачи стр. 78,79,80. Заполнить в таблице гавайский тип извержения вулкана. Для желающих: выполните практическое задание на стр. 81. Сделайте из пластилина макет отдельно стоящего вулкана или вулканической страны. В центр конуса вулкана можно поставить пробирку и провести опыт: 2 чайные ложки соды (или мел) положить в пробирку и добавить столовый уксус не доливая ее до верха примерно 1 см.
Учитель: Какой образ вулкана у вас возник (учащиеся произносят в слух).
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель: проведем блиц. Вам будет задано 5 вопросов на которые вы должны ответить «да» или «нет» поднятием карточки.
- Вулканический пепел – это кусочки раскаленной лавы 2 мм
- Вулькано – это бог воды.
- При гавайском типы извержения вулкана лава словно огненная река.
- Самый высокий действующий вулкан России – Везувий на полуострове Камчатка.
- Люди могут препятствовать извержению вулкана.
Учитель оценивает учащихся.